Организация психологического сопровождения беременных - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Организация психологического сопровождения беременных

Иванова Е.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных социокультурных условиях существует проблема психологической дисгармонии у разных групп женщин: беременные, желающие родить и воспитывать ребёнка в семье; имеющие намерение оставить ребёнка в роддоме; решившие прервать беременность; чей брак оказался бесплодным. В настоящее время в Забайкальском крае количество абортов значительно уменьшилось. В нашем крае в 2018 году выполнено 3758 абортов, в том числе 978 медикаментозным способом [2], а вообще в России - более 560 тысяч абортов зарегистрировано в 2018 году [3]. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, по состоянию на 31 декабря 2018 года - 47 242 [4]. Ежегодно в России, по данным медицинских исследований, с каждым годом количество бесплодных возрастает примерно на 250 000 [5]. Вышеперечисленные факты указывают на низкий уровень психологического сопровождения беременных женщин, направленного на осознание ими радости материнства, женственности и т.д., что поможет им осмыслить представления о своей личности, найти способы взаимодействия с социумом, а также свободным выбором и принятием ответственности за себя и своего ребенка. А психологическая работа с пациентками последней группы должна способствовать улучшению взаимоотношений в семье, преодолению внутрисемейных конфликтов, следовательно – сохранению семьи.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области перинатальной психологии.

Результаты и их обсуждения

Целью нашего исследования являлось осмысление опыта психологического сопровождения беременных женщин в современном мире.

Работа психолога с данной категорией женщин обусловлена формированием требуемого и развивающего Я будущей матери посредством интеграции с обществом и семьей. Во время проведения психокоррекционной работы, необходимо опираться на психолого-акмеологические резервы, способствующие продуктивному развитию Я - беременной женщины [1]. Другими словами, все мероприятия по реабилитации, нуждающихся беременных женщин в психокоррекционной работе содействуют преодолению страхов, уверенности в себе и своих силах, ощущение психологического комфорта, радости материнства.

С психологической точки зрения работа в период беременности должна быть сфокусирована на следующих моментах:

– ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;

– предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка (динамика поэтапного развития беременности) [1].

Анализ литературных источников показал, что психологическая помощь специалиста должна соответствовать ситуации, в которой находится беременная. В своих работах Н. В. Боровикова и С. Т. Посохова выделяют несколько групп беременных:

Беременные, желающие родить и воспитывать ребёнка в семье.

Беременные, собирающиеся родить и имеющие намерение оставить ребёнка в роддоме.

Беременные, решившие прервать беременность.

Женщины, чей брак оказался бесплодным[1].

Психологическая помощь женщинам 1 группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству; обеспечение положительного психоэмоционального настроя в течение всей беременности; снятие тревоги; на повышение доверия к врачу; осознание женщинами радости материнства; собственной женственности; проработку родовых фобий пациентки; на ознакомление пациентки с методами дыхания и релаксации, помогающих в течение беременности и родов, а также на помощь при послеродовой депрессии. Работа психолога с семьёй пациентки - это также важный компонент оказания психологической поддержки. Темы для обсуждения и работы с обеими супругами: психологическая подготовка к совместным родам, разрешение конфликтов между супругами в период беременности, первые дни и месяцы жизни младенца с точки зрения его психологического развития.

При работе с женщинами 2 группы, задача психолога следующая:

выявить причины такого решения женщины;

помочь женщине в осознании важности и ответственности этого решения;

эмоциональная поддержка.

Отказ от ребёнка для женщины – это стресс, из–за которого возникают и развиваются психические и физические нарушения. В основном, в депрессии женщин второй группы лежат внутренние конфликты, например, между неверием в свои силы и стремлением к материнству, между осознанием негативной установки в отношении беременности и материнским инстинктом. Когда женщина отказывается от своего ребёнка, то она испытывает уныние, состояние опустошённости, тоски и отчаяния. Поэтому, задача специалиста состоит в том, чтобы помочь женщине увидеть невидимую для неё связь между тяжёлым духовным состоянием и содержанием её вопроса. Помимо этого, психолог должен сформулировать свои вопросы так, чтобы женщина, уверенная в верности своего решения, пыталась ответить себе, почему ей так тяжело, следовательно, это приведёт её к осознанию неверности принимаемого решения. Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации, необходим диалог с человеком, который в неё верит. Тогда она начинает верить в себя и открывает в себе скрытые возможности.

Задача психолога, при работе с беременными женщинами, которые решили прервать свою беременность заключается в предоставлении информации об опасных для психики пациенты последствиях прерывания беременности, в анализе кризисной ситуации вместе с беременной и преодолении её внутриличностных конфликтов. После прерывания беременности у женщин возникает постабортный синдром, который зачастую принимает вид реактивной депрессии, протекающей в форме «эмоционального паралича». Форма «эмоционального паралича» проявляется как кажущееся равнодушие, отсутствие переживаний, спокойствие, которые через 5 – 7 дней может сменить депрессия. Эмоционально – аффективный шок выражается в слезливости, демонстративном поведении, увеличении соматических жалоб, требовании внимания к себе. У многих женщин с постабортным синдромом возникают угрызения совести и чувство вины.

Психологическое консультирование четвёртой группы пациенток может быть полезно при работе с супружескими парами. Цель психологической работы – способствовать улучшению взаимоотношений в семье пациентки, преодолению внутрисемейных конфликтов, в итоге – сохранению семьи.

Выводы

Таким образом, осмысление опыта в области перинатальной психологии позволяет сделать вывод о том, что психологическая работа с беременными женщинами должна строиться на раскрытии эмоциональных, психических, характерологических, установочных черт образного механизма регуляции становления Я-матери, соотнесенного с образом чувственного переживания своего “Супер-Я”, созревающего в чреве. Психологическое сопровождение беременных женщин должно охватить общество, семью, наследуемые признаки, которые определяют формирование требуемого и развивающего Я будущей матери. Во время проведения психокоррекционной работы, необходимо опираться на природные задатки и наработанные самой женщиной способности; потенции, присущие родовой основе и опыт индивидуального развития конкретной женщины, способствующие продуктивному развитию «Я беременной» женщины. В настоящий период времени в нашей стране применение средств и методов перинатальной психологии развито недостаточно, что определяет перспективу наших дальнейших исследований в аспекте поиска решений данной проблемы.

Список литературы:

Боровикова, Н. В. Психологическая помощь беременным / Н. В. Боровикова, С. Т. Посохова. – Москва: Апрель, 2007. -87 с.

Наша задача – снизить количество абортов, но авторитарные меры не помогут [Электронный ресурс] Режим доступа: http://chita.bezformata.com/listnews/kolichestvo-abortov-no-avtoritarnie/73204521 (дата обращения: 10.02.2020г.)

В России в 2018 году зарегистрировали более 560 тысяч абортов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20.190515/1553502595.html

Усыновите. РУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2018/ (дата обращения: 30.01.2020г.)

Экономика и жизнь. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/317486/ (дата обращения: 20.01.2020г.)

Просмотров работы: 199