Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) провозглашает ориентацию на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей, указанных в стандарте, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации обусловлена тем, что изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Первое посещение ребенком ДОО - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния. У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков.
Анализ психолого-педагогических исследований и состояния педагогической практики позволил выявитьпротиворечиемежду тем, что на сегодняшний день вопросы адаптации детей к дошкольной образовательной организации изучаются многими исследователями, но при этом отсутствует система работы, направленная на организацию работы по адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Данное противоречие позволило сформулировать проблемуисследования, сущность которой заключается в выявлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
В своем исследовании мы предполагаем, что для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации необходимо создать следующие психолого-педагогические условия:
1) своевременная диагностика уровня адаптации детей раннего возраста, чтобы обеспечить учет индивидуально-психологических особенностей и факторов «риска», усложняющих адаптацию;
2) разработка индивидуальной программы адаптации ребенка;
3) организация взаимодействия ДОО и семьи:
- осознание и понимание педагогами ДОО роли семьи;
- включение родителей в жизнь ДОО, расширение представлений родителей о жизни детей в ДОО;
- психологическое консультирование родителей;
- выработка единого подхода к воспитанию ребенка дома и в ДОО, реализация единых требований к нему.
Экспериментальное исследование включало диагностику при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию; профилактическую и коррекционную работу педагога и психолога с детьми, родителями, воспитателями, а также повторную диагностику детей через три месяца с начала посещения ребенком дошкольной образовательной организации.
Экспериментальное исследование проводилось в МДОУ детский сад № 55 г. Сочи Краснодарского края. В исследовании участвовали 32 ребенка ясельной группы «Золотая рыбка» в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет.
Проведенное нами экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап - диагностика процесса адаптации. На данном этапе были разработаны критерии и подобраны тесты, для проведения диагностики, определены уровни адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
II. Формирующий этап – реализованы психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОО с испытуемыми экспериментальной группы, их родителями и педагогами.
III. Контрольный этап - оценка эффективности созданных психолого-педагогических условий, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной группе.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу. Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.
Итак, разлука, страх, стресс, срыв адаптации, болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому саду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта [1].
Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Среди всех методов наиболее востребованы и доступны для применения методы диагностирования подготовленности детей к детскому саду, разработанные Печора К.Л. [2], которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка. При этом используется метод анкетирования родителей и метод математической статистики и корреляционных зависимостей.
Экспериментальное исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).
Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают психологически-эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.
В процессе исследования, воспитатели заполняли «Карту наблюдений», позволяющую оценить психологически-эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.
Затем проводилась психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
В ходе эксперимента мы разделили детей на две подгруппы (1,5 -2 года и 2-3 года) по 16 человек. Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении со взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы. Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.
По результатам констатирующего этапа в первой подгруппе: 4 детей с легкой степенью адаптации, 8 человек со средней степенью и 4 – с тяжелой степенью адаптации; во второй подгруппе: по 6 детей с легкой и средней степенью адаптации, 4 человека - с тяжелой степенью.
Результаты контрольного этапа эксперимента. Проведение мероприятий по адаптации детей к дошкольной образовательной организации способствовало повышению степени адаптации детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 - в средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный результат - ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и средней степенью адаптации к условиям детсада.
В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после проведения адаптационных мероприятий педагогами ДОО совместно с родителями.
Более высокий уровень готовности у детей второй подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так как в ней дети 1,5 -2 лет.
Результаты диагностики показали, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольной образовательной организации более высок у детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три месяца после поступления.
Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками, уровень предметно-манипулятивной деятельности. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению дошкольной образовательной организации, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду.
Таким образом, можно заключить, подтверждена гипотеза нашего исследования о том, что реализация выявленных нами психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации позволила успешно осуществить этот процесс.
Литература:
1) Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2) Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.