По мнению Д.И. Фельдштейна, современная социальная ситуация развития может быть определена как цивилизационный слом, проявляющийся в нарастании острой проблематики во всех сферах функционирования человека, резких изменениях всего социокультурного контекста его существования, одной из особенностей которого является серьезное давление информации. Результатом становятся глубокие изменения во всех психических сферах, включая эмоционально-волевую, что проявляется нестабильностью, общей психологической неустойчивостью, тревожность, агрессивностью, жесткостью, легкостью формирования разного рода зависимостей.
Таким образом, младший школьный возраст представляет собой уязвимый период развития, на протяжении которого довольно часто возникают те или иные проблемы и трудности умственного, эмоционально-сферы и поведенческого характера. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [].
Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С это целью используются различные защитные механизмы.
В нашем исследовании мы опираемся на представление о тревоге как эмоциональном состоянии, возникающем при угрозе в отношении ребенка как социальному объекту. Возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Ребенок активно включается в учебный процесс построенный на интересе и проявлении любопытства, расширение эмоционального интеллекта. Наряду с этим формируется индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоционально аффектированные дети, дети с вялым выражением чувств.
Обнаружена связь: эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они дольше сохраняют положительное отношение к ней. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям. Что зачастую приводит к нарушению межличностного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем тревога и страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не угрожает. Тревожные дети отличаются особой впечатлительностью, сверхчувствительностью, мнительностью. Также такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это свойственно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что они выполнить не в состоянии.
Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка носит негативный характер. Нарушение эмоционально-волевой сферы младших школьников как состояние оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты детской деятельности. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой []. Возникший внутренний импульс не находит удовлетворения во внешней среде.
Младшие школьники демонстрируют признаки повышенной тревоги, выражающиеся в излишней робости, страхах, опасениях, навязчивых мыслях и чувствах, постоянных сомнениях в правильности выполнения того или иного задания, неуверенности в своих способностях, умениях и навыках. Кроме того, нередко встречаются и невротические проявления в виде ранимости, плаксивости, раздражительности, мнительности, зацикленности на неудачах, повышенной утомляемости, чувствительности к громким звукам, сильным запахам, обидчивости и др. Такие дети нуждаются в постоянном подбадривании, эмоциональной поддержке, предоставлении дополнительного времени для осмысления происходящего и настроя на работу, теплом отношении.
Таким образом, тревожность как определенное эмоциональное состояние с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, развивается ближе к периоду начала обучения в школе. Следовательно, решение проблемы тревожности младших школьников относится к числу острых и актуальных задач возрастной психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у младших школьников поможет избежать ее негативные последствия, ускорить период адаптации первоклашек в рамках образовательного процесса.
Список литературы:
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. -М., Просвещение, 2008. - 355с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - М., 2007. -256 с.
Головин, С.Ю. Словарь практикующего психолога /С.Ю.Головин. -Минск: Харвест М., ООО Издательство «АСТ», 2001. –800 с.
Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. М., -2009. -380 с.
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: псих. природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. – М, -2015. -.304с.