ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Фокинова С.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка является подготовка к обучению в школе. Проблема подготовки ребенка в школе вновь приобретает актуальность в связи с повышением требований школьных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет три наиболее важные характеристики готовности ребенка в школе: мотивационная готовность, эмоционально-волевая и личностная готовность, интеллектуальная готовность.

Под интеллектуальной готовностью понимают развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, а также формирование знаний, умений и навыков,

От того, насколько развита интеллектуальная готовность ребенка к школе, будет зависеть степень его успеваемости.

В своих трудах В.И. Логинова подчеркивает, что интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе предполагает наличие составляющих:

кругозора;

планомерного и расчлененного восприятия;

смыслового запоминания;

обобщенных форм мышления и основных мыслительных операций.

Большое значение имеет работа с родителями. Родители должны знать, что ребенок должен свободно называть город, страну, республику, где живет, профессии родителей, полные имена не только родителей, но и бабушек, дедушек, их профессии; разбираться в явлениях окружающей действительности – знать времена года, месяцы, дни недели, делать свои суждения, высказывать точку зрения и т.д.

Развитие речи также является очень важным критерием для поступления в школу. У ребенка должна быть развита речь, звуковая культура речи, звукопроизношение и фонематический слух. У него должен быть достаточный словарный запас, позволяющий ясно выражать свою речь, строить высказывания и фразы, уметь пересказывать текст.

Важное значение имеют развитое воображение, мотивация к учению, любознательность и познавательная активность.

Дети подготовительной к школе группы должны владеть элементарными логическими операциями обобщения, сравнения, классификации.

Ж. Пиаже при изучении интеллектуального развития ребенка выделяет ряд стадий: сенсомоторный интеллект, презентативный интеллект и конкретные операции, репрезентативный интеллект и формальные операции.

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление интеллектуального уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют дидактические игры.

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра помогает усвоению и закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельностью.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на  игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Для развития интеллектуального уровня развития ребенка перед поступлением в школу мы используем следующие дидактические игры:

Игра «Четвертый лишний» помогает находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Игра «Найди цифру» развивает внимание, мышление, воспитывает самостоятельность и стремление завершить начатое до конца.

Игра «Как ты поступишь?» формирует у будущих первоклассников адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Игра «Настроение» формирует представление о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Игра «Скажи наоборот» помогает развивать речь детей, пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение.

Широкое распространение в дошкольной педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ и методы РТВ, которые активизируют и ускоряют процесс развития мышления. Т.к. основной вид деятельности детей игра, то все творческие задания даются через игры.

ТРИЗ-педагогика основана на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), начало которой было положено около полувека назад российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшулером (1926-1998 гг). В отличие от психологии творчества, ТРИЗ рассматривает содержание творческого мышления, развитие результатов творческого процесса.

ТРИЗ-педагогика считает, что ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя. И назначение преподавателей - не только развивать детей, но и обеспечивать их дальнейшее самостоятельное развитие вне и после школы.

Список литературы

1.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. – Спб, 2010.

2.Бондаренко С.М. Воспитание детей в игре. – М., 2003

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]:[принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N 1155.]. – Москва, 2013

Просмотров работы: 52