НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Жиркова С.П. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рисование очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их особенностью является то, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок [1].

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и четко проявляется в дошкольном. Это проявляется в степени увлеченности процессом рисования, уровне творческого воображения, изобразительных умений. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции), адекватного изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества [2].

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша [3].

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Воображение – важнейший познавательный процесс детей дошкольного возраста. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Важно не упустить благоприятный период и уделить особое внимание организация изобразительной деятельности, начиная с семьи и дошкольной образовательной организации.

Существует множество методик с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков, например - нетрадиционные техники рисования. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Это - кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длинной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, восковыми мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое [4].

Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и заставлять его заниматься. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Им доставляет удовольствие и сам процесс выполнения, и ситуация успеха, и результат. Чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют. Особенность нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Итак, нетрадиционные техники рисования, способствуют проявлению индивидуальности и таланта каждого ребенка, мотивируют на изобразительную деятельность, снимают внутреннее напряжение и являются прекрасным средством развития воображения. В рисовании дети начинают раскрепощаться, становятся уверенными в себе, страх перед неудачей исчезает, появляется желание творить.

Литература:

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.

Яковлева С.С., Николаева Л.В. Восприятие художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6 – С.239-246; URL: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view? id=27341 (дата обращения: 17.02.2020).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.

Шаляпина, И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками / И.А. Шаляпина.- 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Сфера, 2019. – 64 с.

Просмотров работы: 5