Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой [1].
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии.
Н.П. Сакулина пишет, что для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы - владения мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцев) [2].
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. Этот период называется «доизобразительный». Этот период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей к изобразительной деятельности.
Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия — цветом, формой, композиционным построением.
В процессе сюжетного рисования дети познают окружающий мир. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как создатели красоты, получая удовольствие от нее. В сюжетном рисунке ребенок творчески отражает все то, что произвело на него впечатление, возбудило какие-то чувства. Впечатления возникают в процессе непосредственных контактов с окружающей действительностью, при прослушивании разных ответов, сказок, стихов, рассматривание художественных картин и т.д. Эти впечатления создают благоприятные условия для формирования личности ребенка. В процессе выполнения сюжетных рисунков у детей воспитываются и определенные волевые качества. Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передаче своих впечатлений в рисунке. Для того чтобы ребенок начал действовать, в том числе и рисовать, т.е. для развития изобразительных способностей дошкольников, необходима мотивация. Через сюжетное рисование у дошкольников можно сформировать такие интегративные личностные качества, как активность, инициативность, любознательность, стремление получить новые знания; эмоциональную отзывчивость, уважение к старшим, владение основными культурными привычками и навыками самообслуживания адекватными возрасту.
В сюжетном рисовании нужно передавать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве; кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной задачи, а именно - выделение главного в теме, выразительная его передача в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. Это способствует совершенствованию композиции рисунка.
На основе анализа педагогического опыта мы предлагаем рекомендации по развитию изобразительных умений у старших дошкольников:
1. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо обращать особое внимание сюжетному рисованию детей на темы фольклора, литературных произведений региона.
2. Качественному воплощению сюжетов фольклора, литературы в детских работах способствуют:
- обогащение впечатлений, представлений детей через ознакомление с сюжетами фольклора, литературы, экскурсии в музей;
- последовательность обучения сюжетному рисованию;
- поэтапное выполнение рисунков.
3.Для повышения качества сюжетного рисования важно придерживаться следующих этапов рисования:
I этап – обеспечение творческой атмосферы занятия для свободы выбора сюжета и его реализации в рисунке;
II этап – набросок, раскрашивание фона; раскрашивание предметов в композиции, мелких деталей;
III этап – организация выставки работ детей по сюжетному рисованию на темы рисунков;
Педагогам необходимо обращать особое внимание сюжетному рисунку детей дошкольного возраста, в том числе на темы литературных произведений. В тематике работ рекомендуется отражать сюжеты регионального характера, так как это близко духовному миру ребенка.
Литература
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева - М. : Академия, 1999. – 205 с.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М. : ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.
Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности / Т.Г. Русакова // Грани познания. – 2014. – № 2 (29). – С. 52-54.
Телегина И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников. / И.С. Телегина // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2010. - №1. – С.19-24.