РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аргунова П.Н. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Многие великие философы и педагоги высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Э. Крамер подчеркивает значение изобразительной деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности. В. Лоунфельд называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью. Н.П. Сакулина подчеркивала: организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки» [1].

Художественно-эстетическое воспитание в дошкольной образовательной организации предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В качестве составных частей данной области выделяют приобщение детей к изобразительному искусству и развитие изобразительной деятельности [2]. Изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование.

Дети начинают рисовать, лепить с раннего возраста. В возрасте 1-1,3 лет впервые знакомятся с карандашами, бумагой, красками, пластилином. Малыши пробуют их на вкус, мнут, перебирают, бросают. Только со временем понимают, что цветные палочки оставляют след на бумаге. Начинается период каракуль. Рисунки детей не имеют содержательного характера, их привлекает сам процесс появления на бумаге точек, линий, шелест листа бумаги, звук, цвет карандаша, яркость пятен краски [3]. Только с появлением понимания того, что изображения могут рассказать о чем-то (к примеру, красное пятно краски – это яркий цветок, каракули похожи на слона), в детском сознании может появиться замысел. Замысел – целеполагание будущей картины или скульптуры. Наступает изобразительный этап детского творчества (в возрасте 2,5-3 лет). Дети создают рисунки, в которых не всегда можно увидеть задуманные образы. По мере овладения детьми разными техниками рисования, совершенствуются формы предметов, появляется сюжет в детском творчестве. Прослеживаются этапы творческого процесса создания художественного образа: 1) появление замысла; 2) конкретизация образа; 3) процесс создания образа;

4) появление конечного образа.

Для развития творчества детям необходимы знания, опыт, навык. Ведущим качеством способностей к изобразительной деятельности является творческое воображение. Воображение – способность сознания создавать образы. Жизнь в современном мире требует от человека быстрой реакции на изменяющиеся условия, творческого подхода к разного рода вопросам, креативного мышления в любой жизненной ситуации. Развитие творческого воображения детей, ведущего качества способностей к изобразительной деятельности, тесно связано с интеллектуальным развитием. В процессе изобразительной деятельности задействованы такие мыслительные операции, так сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация [4].

Воображение у детей начинает развиваться к 2 годам. Чем богаче становится опыт, расширяется кругозор, усложняются действия тем активнее развивается воображение. В 4-5 лет воображение приобретает творческих характер – ребенок сочиняет рассказы, придумывает героев, новые игры. Это происходит в играх, беседах, изобразительной деятельности.

Опорными качествами в изобразительной деятельности являются восприятие, память, особенности зрительного анализатора, мелкой моторики. А также важна эмоциональная настроенность на творческий процесс.

Для того, чтобы стимулировать возникновение замысла для создания художественного образа у детей необходимо обогащать их жизненный опыт – читать литературу, фольклор, рассматривать иллюстрации в книгах, посещать культурные мероприятия, ездить на экскурсии и т.д. На этапе появления замысла ребенок выделяет наиболее значимый объект для изображения. Задача педагога – помочь ребенку определить смысловой центр будущей композиции. Обогащение ребенка яркими впечатлениями – основа работы воображения. Тема предстоящего изображения может быть определена ребенком или воспитателем. На данном этапе творческого процесса расширяется познавательная сфера дошкольника. Дети изучают, рассматривают, наблюдают различные предметы и явления окружающей действительности. Сравнивают строения, объекты, обобщают группы птиц, зверей, деревьев, анализируют разные деревья, цветы. В своем замысле синтезируют имеющиеся представления и выдают субъективно новый образ.

Занятия изобразительной деятельностью связаны с выполнением детьми различных формообразующих движений, которые влияют на развитие мелкой моторики рук, а значит – на усложнение схем мышления.

На этапе конкретизации замысла происходит уточнение, оформление идеи в конкретное содержание. Дети сами или им нужно помочь представить образ, его детали, композицию, продумать этапы своей работы, фантазировать. Все это несомненно способствует умственному совершенствованию. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией дети создают изображение на основе связи воспринятого и опыта прошлых восприятий. Например, дети никогда не видели сказочного дерева, но они видели много разных деревьев, слушали сказки, знают, что волшебство не ограничивает в рамки. На этой основе у детей складывается новый образ волшебного дерева.

Период реализации замысла связан с использованием средств и техник изобразительной деятельности, с воплощением конкретной формы. Овладение средствами графического воплощения образа (развитие навыка формообразующих движений, соблюдение пропорций, передача цвета, движения).

Итак, учитывая большое значение изобразительной деятельности во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включать все виды этой деятельности в содержания образования и осуществлять преемственность всех этапов обучения.

Литература:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.

Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.

Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие / С. В. Погодина. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2014. - 352 с.

Основы методик дошкольного образования. Краткий курс 0-75 лекций: учеб, пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2016. — 390 с.

Просмотров работы: 70