Проблема экономического роста российских регионов является составной частью государственной политики и зависит от ряда факторов. В современных условиях стабильное социально-экономическое и динамичное региональное развитие в долгосрочной перспективе зависит от потенциала, сложившихся факторов и правильно выбранного направления развития. Несмотря на то, что макроэкономические показатели свидетельствуют об определенной стабильности, признаки экономического роста не соответствуют потребностям (по мнению Председателя Счетной палаты РФ А.Л. Кудрина, планируется достичь лишь 3% к 2028 году) [4]. Для усиления и дальнейшего развития тенденций экономического развития необходимы инвестиции, которые способствуют росту национальной экономики, реализации конкурентных преимуществ регионов и инновационного потенциала, созданию новых предприятий и рабочих мест.
Лидерство по инвестиционной привлекательности является ключевой составляющей повышения конкурентоспособности региона на национальном и международном уровнях, достижения высоких показателей экономического развития. Благодаря повышению инвестиционной привлекательности регионы имеют возможность развивать не только территориальную экономику, но и свои производительные силы.
Показателен опыт инвестиционной деятельности в Новосибирской области. В докладе губернатора области А.А. Травникова в ходе 50-й сессии Законодательного собрания Новосибирской области от 23 января 2019 года был представлен отчет об итогах работы правительства Новосибирской области за 2019 год. Из него видно, что уже второй год подряд область выходит на исторический максимум по объему инвестиций. Однако, по словам губернатора, для региона это не является пределом, и привлечение инвесторов в область остается приоритетом работы Новосибирского правительства [5]. Следовательно, то, каким образом Новосибирская область добивается столь высокого уровня инвестиций (каков потенциал региона, факторы повышения инвестиционного климата), а также каковы направления инвестиционного развития, если привлечение инвесторов в регион является приоритетной задачей и в 2020 году, представляет научный и практический интерес.
Исследование показало, что инвестиционную привлекательность региона формируют 4 компонента [1]:
Новосибирская область– это крупный промышленный, деловой, научно-технический и культурно-образовательный центр азиатской части РФ. Регион показывает отличный пример развития несырьевой экономики. Здесь находятся представительства федеральных органов власти (резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Сибирское таможенное управление и т.д.). Основой экономического развития является сельское хозяйство, промышленность, наука и образование, сфера услуг, транспорт, строительство. Регион имеет развитую транспортную инфраструктуру, располагаясь на Транссибирской магистрали и имея все предпосылки интеграции в евроазиатское экономическое пространство (транспортные связи с Казахстаном и Средней Азией) [6]. В соответствии с результатами Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2018 году Новосибирская область улучшила свои позиции на 8 пунктов, по сравнению с 2017 годом, и заняла 19 место (27 место – 2017 год). В 2019 году область сохранила прежние позиции (19 место) [7].
Исследование показало, что по итогам 2018 года Новосибирская область заняла 6 место в Рейтинге инновационных регионов России, подтверждая тем самым имидж «сильного» инноватора, имеющего достойный научный потенциал [2].
Согласно одной из классификаций, определяющих потенциальные факторы, которые могут способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, целесообразно выделить две крупные группы: материальные и нематериальные факторы. К материальным факторам относятся факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательские способности, к нематериальным – качество институтов, знания и технологии, стабильность макроэкономической среды [3].
Для исследования текущей инвестиционной деятельности на территории региона, обратимся непосредственно к Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года. На официальном сайте Правительства Новосибирской области доступен отчёт о реализации стратегии пока лишь за 2018 год [8].
Приведем лишь некоторые данные в подтверждение активной инвестиционной деятельности на территории региона. В 2018 году продолжилось активное совершенствование законодательной базы в сфере предпринимательства и инвестиций: принято 33 новых НПА и устранено 94 положения, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность в регионе. В рамках форумов технологического развития состоялся визит делегации Китайской Народной Республики в Новосибирскую область, были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере инноваций. Были созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон (ОЭЗ) регионального уровня. Продолжилось инвестирование в проекты программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года и их реализацию («Умный город» и др.). Началась подготовка специальных площадок для реализации кластерной политики в целях повышения инвестиционной привлекательности области. Был создан электронный государственный реестр инвестиционных проектов Новосибирской области.
К факторам, повышающим инвестиционную деятельность в Новосибирской области, а также инвестиционную привлекательность региона можно отнести: развитую транспортную инфраструктуру, развивающуюся нормативно-правовую базу в сфере инвестиций, квалифицированный кадрово-научный состав, выгодное экономико-географическое положение по отношению к регионам РФ и иностранным государствам, развитый инновационный потенциал ввиду активного развития науки и исследовательской деятельности, развитую региональную инфраструктуру в целом.
В рамках исследования инвестиционной привлекательности Новосибирской области и обобщения изученного материала в целях разработки программы ее повышения автором был проведен SWOT- анализ социально-экономического положения области, который выявил сильные и слабые стороны региона, а также внешние возможности и угрозы. Результаты анализа с учетом инвестиционной стратегии области до 2030 г. отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Матрица SWOT-анализа развития Новосибирской области до 2030 г.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Выгодное экономико-географическое положение (статус Новосибирска как центра СФО, близость к азиатским государствам, добывающим субъектам РФ); |
1. Суровый климат и сезонность работ; |
2. Высокий ресурсно-природный и рекреационный потенциал (природные рекреационные зоны, водные ресурсы высокого качества); |
2. Значительная энерго- и материалоемкость производимой продукции, сильная загрязнённость малых рек городов; |
3. Значительный научно-образовательный комплекс и кадровый потенциал (отделения государственных академий наук, научные разработки и исследования, образовательная база); |
3. Низкая производительность труда, неблагоприятная демографическая ситуация; |
4. Развитая транспортная инфраструктура (Транссибирская магистраль в пересечении всех других путей сообщения, международный аэропорт); |
4. Низкое состояние дорожных покрытий, медленное строительство метро и отсутствие конкретных решений по иным транспортным вопросам, большое число брошенных и неработающих производств; |
5. Развитые обрабатывающие производства и инновационно-технологические бизнес-инкубаторы. |
5. Высокий уровень износа основных фондов в инфраструктуре региона. |
Возможности |
Угрозы |
1. Перспективы повышения инвестиционной активности области через использование статуса Новосибирска как центра СФО и использование геополитического положения региона в азиатской части; |
1. Риски снижения инвестиционной привлекательности области в сравнении с другими регионами РФ (недостаточная востребованность научно-технического и интеллектуального потенциала, имеющегося в регионе); |
2. Реиндустрилизация экономики через развитие науки и технологий, создания инновационных производств и кластеров, туристического и рекреационного бизнеса; |
2. Риски старения и оттока населения вследствие современных тенденций мобильности; |
3. Усиление уровня административного управления и инновационного менеджмента через высококачественную подготовку управленческие кадров; |
3. Риски сокращения рыночной доли через вытеснение продукции региона (конкуренция с другими регионами и иностранными государствами); |
4. Повышение конкурентоспособности региона через взаимосвязь перспективных секторов экономики - точек роста, увеличение эффективности обработки сырья, реализация крупных градостроительных проектов; |
4. Риски изменения правового климата инвестиционной деятельности вследствие незавершенности правового зонирования области и отдаленности региона; |
5. Усиление в % соотношении малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, строительства и транспорта. |
5. Риски возникновения техногенных катастроф вследствие износа оборудования и инфраструктуры. |
Проведенное исследование, изученная теоретическая база, а также статистические и рейтинговые данные позволяют сделать следующие выводы:
Список использованной литературы
Статьи
Электронные ресурсы