Роль рыбного хозяйства в социально-экономическом развитии Мурманской области - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Роль рыбного хозяйства в социально-экономическом развитии Мурманской области

Лукушин В.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рыба и морепродукты традиционно являются важнейшей составляющей пищевого рациона населения Крайнего Севера, в связи с плохими погодными условиями, неплодородными почвами и отсутствием развитого сельского хозяйства. Протяженные морские границы, а также наличие большого числа внутренних водоемов (рек и озер) повысили общественную значимость рыбной продукции. Наиболее активное развитие рыбного хозяйства на Европейском Севере происходило в 30-40-е годы XX века. В СССР в период индустриализации основываются десятки рыбных колхозов, начинается процесс организации рыбопереработки, включавший в себя разработку собственных технологий, строительство нескольких крупных заводов и фабрик. Вместе с развитием рыбной отрасли происходит социально-экономический рост всего региона. Так, в период с 1926 по 1941 г. население г. Мурманска увеличилось почти в 15 раз [1], были основаны такие населенные пункты как Кировск, Мончегорск, Никель и др., открываются объекты социальной инфраструктуры – школы, больницы, университет. Мурманский порт постепенно становится важнейшим предприятием региона, а также стратегическим объектом всего государства. В послевоенные годы процесс восстановления полностью разрушенных предприятий рыбного хозяйства Мурманской области становится первоочередной задачей, которая была выполнена властями кратчайшие сроки. Уже к концу 40-х годов восстанавливается промысел, формируются новые административные основы работы рыбного флота. Масштабные трудности в развитии рыбного хозяйства региона начались уже с распадом СССР и началом рыночных изменений в экономике. Единый рыбопромышленный комплекс распался, были разорены крупнейшие рыбоперерабатывающие предприятия региона, на протяжении многих лет отсутствовал должный государственный контроль за этой сферой. В результате десятки тысяч людей лишились работы и были вынуждены уехать из области в центральные регионы страны. Серьезно пострадала и рыбодобыча – вместе с десятикратным увеличением количества рыболовных организаций (с 12 в 1990 г. до 110 в 2010 г.) сократилось количество крупных судов (с 269 ед. до 170 ед. соответственно), повысился срок службы промысловых судов, в настоящее время он составляет около 24 лет, что несколько выше нормативного [2, с. 80]. Несмотря на общемировой тренд на экологичное рыбное хозяйство, в Мурманской области наблюдается нерациональное использование имеющихся биологических ресурсов. Следствием этого является сложная экологическая ситуация в рыбном хозяйстве, снижение качества поставляемой продукции [3]. В целом, можно говорить о серьезном моральном и физическом износе отрасли, а также о большом количестве негативных тенденций. Цель исследования заключается в выработке практических рекомендаций по восстановлению рыбного хозяйства Мурманской области и повышения его статуса в социально-экономическом развитии региона.

Современное состояние рыбного хозяйства в первом десятилетии XX века продолжает оставаться тяжелым, несмотря на разработку перспективных государственных проектов и серьезную работу над нормативной документацией. Исследование показало, что предлагаемых государством мер на протяжении 2010-2018 гг. было явно недостаточно для выхода из кризисного состояния. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики, основных параметров оценки рыбного производства. Добыча свежей и охлажденной рыбы предприятиями региона продолжает сокращаться. Положительную динамику имеет только добыча «элитных» морепродуктов (ракообразных, устриц и проч.), объемы которой являются весьма скромными, особенно в сравнении с популярными европейскими производителями. Наиболее опасным для региональной экономики фактом является рост объема экспорта рыбной продукции региональными производителями. За последние 10 лет он стабильно растет, достигая 300 тысяч тонн продукции ежегодно для Мурманской области. Экспорт растет и в долларом выражении для всей страны. По оценке экспертов, около половины экспортной рыбной продукции приходится на предприятия Мурманской области и Баренц-региона. [4, с. 52]. Анализ диаграммы (рис. 1) отчетливо видно, насколько экспортные мощности превышают импортные в настоящее время. Это говорит только о том, что отечественным предприятиям легче, удобнее и выгоднее, чтобы рыбная продукция отправлялась на рынки зарубежных стран (прежде всего, в Норвегию), а не на прилавки мурманских магазинов и конвейеры отечественных рыбоперерабатывающих заводов.

Рис. 1. Экспорт и импорт Российской Федерации рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, млн. долл. США

Несмотря на негативную статистику, основным достижением последних лет в вопросах восстановления рыбной отрасли является понимание необходимости развития отрасли со стороны как региональных и федеральных властей, так и со стороны производителей. Политический фактор, заключавшийся в нежелании власти заниматься развитием достаточно масштабной отрасли, требующей постоянного контроля, значительных бюджетных вливаний, предоставления целого ряда льгот, сочетался с нежеланием предприятий увеличивать объемы вылова и переработки, нести дополнительные социальные расходы. Но отсутствие диалога между государством и производителями было не выгодно стагнирующей экономике региона, а вместе с ней сотням тысячам его жителей. Новый этап в развитии рыбного хозяйства Мурманской области связан с изменениями в нескольких сферах общественной жизни. Экономическая необходимость обусловлена в том числе национальной политикой импортозамещения, связанной с продовольственным эмбарго по отношению к европейским поставщикам. Политическая необходимость связана осуществлением национальных проектов с сфере промышленного производства. Социальная – с предотвращением демографического кризиса на Европейском Севере, исключения социальной напряженности в регионе.

На совещании по развитию рыбоперерабатывающей промышленности в Мурманске в апреле 2018 г. Председатель Правительства заявил: «В Мурманском регионе в отрасли работают тысячи человек, эта тема здесь, безусловно, актуальна, как и в сопредельных, соседних регионах. Каждая шестая тонна пищевой рыбной продукции в России произведена на местных предприятиях. Именно в таких прибрежных регионах и нужно развивать переработку рыбы и морепродуктов. И здесь есть для этого в целом базовые условия – и специалисты, и производство» [5]. Во многом, премьер высказал итоговую позицию федеральных властей, которая заключается в том, что рыбная промышленность должна играть ключевую роль в развитии Крайнего Севера, а также обеспечивать всю страну необходимым количеством рыбной продукции.

Сложность проблемы восстановления рыбного хозяйства требует комплексного подхода, с учетом особенностей региона и высокого статуса этой отрасли. Подобная государственная политика должна включать в себя работу во многих сферах, коммуникацию органов власти различного уровня. На основе проведенного анализа целесообразно предложить несколько наиболее важных направлений государственной политики с выделением дополнительных рекомендаций:

Облегчение надзорно-контрольных процедур за производителями и поставщиками при общем повышении их эффективности. В настоящее время контроль и надзор за производством и качеством уже готовой продукции обеспечиваются сразу тремя организациями – Госэпиднадзором, «Нацрыбкачеством» и Госветнадзором. Каждая из них отбирает у производителя средства и время. Отметим высокий уровень бюрократизации этих процедур, оформление и предоставление документации, сбор различных разрешений и справок, при котором теряется смысл сертификации. Это приводит к задержкам в поставках продукции [6, с.7]. В такой системе производители несут убытки, а система контроля, которая призвана защитить потребителя от низкокачественной продукции на рынке не выполняет своих функций. Необходимо введение единого органа, занимающегося профессиональным и своевременным контролем за деятельностью рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий.

Государственная целевая поддержка наиболее крупных и динамично развивающихся предприятий рыбопромышленной отрасли путем дополнительного бюджетного финансирования, а также введение льготного (специального) налогового режима. Подобная практика уже используется региональными властями. Например, в 2016 г. компания «Русское море – Аквакультура» получила в льготный заем 300 миллионов рублей в рамках реализации мероприятий по обеспечению устойчивости экономики и социальной стабильности. В 2018 г. эта компания стала системообразующей в Мурманской области, осуществляя целый ряд крупных проектов. Подобную практику необходимо расширять, прежде всего за счет поддержки предприятий аквакультуры – одного из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений освоения ресурсов, обладающего высокой степенью инвестиционной привлекательности и экологичности [7, с. 8].

Решение проблем с квитированием – наиболее острой для промысловиков, общественных и профессиональных организаций. Долгое время в связи с отсутствием соглашения между федеральными и региональными властями распределение квот было несправедливым. Необходимо принятие единого сбалансированного решения на уровне Росрыболовства – главного профильного ведомства. Решение проблемы квот должно происходить не с позиции лишь одного участника – океанистов, а всей отрасли в целом, учитывать текущее количество сырья, социальную обстановку иные объективные факторы. Финальной целью квотирования является улучшение обстановки в рыбном хозяйстве, достижение максимальной экономической эффективности при наличии справедливых и взаимовыгодных отношений.

Изменение медиа-позиционирования, связанное с обеспечением отрасли необходимой информационной поддержки. Это касается как рекламных услуг конкретных предприятий, так и возрождение брендов «рыбного региона» и «рыбной столицы России», которые неформально закрепились в Советское время за Мурманском и Мурманской областью. В наше время область активно использует бренд «арктической столицы». Несмотря на это, двойное медиа-позиционирование является допустимым, т.к. они не противоречат друг другу.

С обновлением регионального Правительства в 2019 г. связывают особые надежды в реализации государственных программ по восстановлению рыбной отрасли. Губернатор области А. Чибис неоднократно (в т.ч. в рамках своей предвыборной кампании) заявлял о стратегическом значении рыбного хозяйства для экономики региона, о необходимости полной перезагрузки отрасли: «Одна из сфер, которая требует перезагрузки - рыбная отрасль. Поэтому мы сформировали и на ближайшем правительстве утвердим четкий план действий до конца текущего года» [8]. Действительно, за последний год в рыбном хозяйстве области произошли значительные изменения. Правительством региона был запущен проект «Наша рыба», включающий в себя поставку в торговые сети порядка 150 тонн охлажденной и более 100 тонн мороженой рыбопродукции, которая была реализована без коммерческих наценок. Итоговая цена рыба стала на треть дешевле среднерыночной. Проект оказался популярным среди населения, стал регулярным и был признан всероссийской премией «Лучшие региональные практики». [9]. Также, в 2019 г. областным правительством были приняты решения по организации рыбопромышленного кластера с созданием нескольких сотен рабочих мест, открыт новый завод по рыбопереработке трески, на федеральном уровне началось обсуждение нового принципа квотирования, законодательно разрешен любительский лов краба. Все эти инициативы работают на экономику малых населенных пунктов, а также на внутренний и международных туризм.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Рыбная отрасль на протяжении многих лет занимает особое место в экономической Мурманской области. На это повлияли исторические, географические и климатические факторы, а также особенности экономического становления региона.

Социально-экономическое развитие региона напрямую зависит от состояния рыбопромышленного комплекса. Кризис в рыбном хозяйстве сказывается на демографических процессах, благополучии населения. Дальнейший кризис отрасли может спровоцировать повышение социальной, политической напряженности.

В настоящее время государством уже принимаются точечные решения по выходу из системного кризиса, порожденного рыночными трансформациями, однако, их не достаточно. Для полного восстановления необходимо масштабное реформирование отрасли с участием целого ряда государственных структур, принятия соответствующих решений и их оформление на законодательном уровне.

Список литературы

1. Всесоюзная перепись населения 1939 г., Численность городского населения СССР по городским поселениям и внутригородским районам // Демоскоп НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_pop_39_3.php (дата обращения: 09.02.2020)

2. Васильев А. М. Рыбное хозяйство Мурманской области в системе экономической безопасности региона // Отраслевая и региональная экономика. 2011. №5. C. 78-87

3. Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы: тезисы докладов международной практической конференции, 15-16 марта 2007 г. Мурманск: ПИНРО, 2007.

4. Вотинова Е. М., Вотинов М. В. Оценка современного состояния рыбной промышленности: статистический обзор и анализ ситуации // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2017. №2. C. 50-58

5. О развитии рыбоперерабатывающей промышленности // Официальный портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/32356/ (дата обращения: 09.02.2020)

6. Лисунов В.Е. Заботы чиновников рыбакам не по картам // Контроль качества продукции. 2015. №2.

7. Салмова Н. А., Щепак Л. В. Аквакультура как перспективный сектор развития сельского хозяйства // Современные проблемы экологии и природопользования (сборник материалов региональной научно-практической конфенции). – Мурманск: МГТУ, 2014. С. 16-20.

8. Врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис: «Мы будем биться за нашу рыбу!» // Комсомольская правда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26980.4/4038670/ (дата обращения: 09.02.2020)

9. Мурманский проект «Наша рыба» признан лучшей региональной практикой // Мурманский вестник. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mvestnik.ru/newslent/proekt-nasha-ryba-priznan-luchshej-regionalnoj-praktikoj/ (дата обращения: 09.02.2020)

Просмотров работы: 151