МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Василенко М.А. 1, Семибратова С В 2, Карпова И А 2
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Риск представляет собой обобщенную субъективную характеристику ситуации принятия решения в условиях неопределённости, отражающую возможность появления ущерба в результате последствий принятия такого решения [1].

Экономические аспекты категории риска в отечественной экономической литературе рассматриваются в работах В.А. Абчука, И.Р. Балабанова, М.С. Баканова, Ю.Н. Воропаева, П.Г. Грабового, П.Н. Половинкина, В.В. Полякова, Н.Ю. Рогова, Е.Б. Телегиной, А. П. Турусиной, B.C. Чернова, A.M. Галаевой, О.М. Ольшанской, В.К. Ващенко.

По мнению Михалева В.Д, «Риск транспортного предприятия – это объективная невозможность, неспособность и (или) неумение транспортной организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения» [2]. Данное определение риска транспортного предприятия указывает: 1) на наличие источника риска, как во внешней, так и во внутренней среде транспортных организаций; 2) не сводит риск только к финансовым потерям организации, а вводит более широкое по объему понятие «угроза», увязывая его с наличием неопределенности; 3) основано на ключевом управленческом принципе опережающего отражения и соответствующих ему механизмах, позволяющих своевременно выявлять различные риски и управлять ими.

Кириллов А.Н. в своих трудах отмечает, что риск транспортного предприятия  это некоторое вероятное событие, которое может произойти в условиях неопределённости, вызванного экзогенными и эндогенными причинами при трёх экономических результатах, оцениваемых чаще всего в финансовых показателях: 1) отрицательный (ущерб, убыток, проигрыш); 2) положительный (выгода, прибыль, выигрыш); 3) нулевой (ни ущерба, ни выгоды).

Управление рисками можно характеризовать как комплекс выработанных решений, которые направлены на минимизацию широкого спектра влияния различных случайных или намеренных событий, которые наносят существенный материальный ущерб предприятию [3].

Система управления рисками на предприятии представляет собой совокупность элементов организационной структуры предприятия, взаимосвязанных функциями управления рисками, обеспечивающих реализацию процедур управления рисками техническим, информационным, кадровым и методическим обеспечением.

В транспортных системах основными характеристиками риска являются:

– случайный характер события;

– наличие альтернативных решений;

– известны или поддаются определению вероятности исходов и ожидаемые результаты;

– вероятность возникновения убытков.

Управление рисками стало необходимым в системах и процедурах управления предприятий, независимо от сферы их деятельности. Отслеживание и прогнозирование рисков является неотъемлемой частью стратегического и операционного управления транспортного предприятия. В в ОАО «РЖД» выстроена эффективная система риск-менеджмента, позволяющая осуществлять управление рисками и их минимизацию.

Инструменты управления рисками представлены на рисунке 1.

Риск

управление риском, который не может быть передан

резервирование

возможность возмещения материального ущерба от проявления риска

страхование

перенос ценовых рисков с одной компании на другую

хеджирование

распределение риска между участниками сделки

распределение

уменьшение совокупной подверженности риску путём распределения вложений и/или обязательств

диверсификация

минимизация

сохранение баланса активов и обязательств с целью свести к минимуму колебания чистой стоимости портфеля

Рис.1. Инструменты управления рисками

Существует 5 основных способов управления риском: принятие, предотвращение, перенос, смягчение и эксплуатация. Цели системы управления рисками транспортного предприятия представлены на рисунке 2.

Управление рисками

обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности транспортного предприятия путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов

обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами транспортного предприятия в условиях действия внешних и внутренних факторов

комплексность – использование единой методологии и единых принципов, учет системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий

интеграция – управление рисками является неотъемлемой частью процессов управления, в том числе стратегического и операционного планирования

непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками транспортного предприятия

охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности транспортного предприятия, в том числе в рамках процессного подхода к управлению

сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками

Рис. 2. Цели системы управления рисками транспортного предприятия

Наибольшее влияние на основные показатели деятельности транспортного предприятия оказывают категории рисков и способы их снижения, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Категории рисков и способы их снижения

Категория рисков

Наименование риска

Способы снижения вероятности наступления риска

Макроэкономи-ческие

Ухудшение макроэкономической ситуа-ции в стране, недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую транспортную продукцию

Реализация комплекса мер по по-вышению эффективности ( повы-шение энергоэффективности, вне-дрение ресурсосберегающих тех-нологий, сдерживание роста цен и пр.)

Государственное регулирование

Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части фина-нсирования развития транспорта. Изме-нение государственного регулирования, приводящее к ухудшению конкурентос-пособности.

Взаимодействие с государствен-ными органами и основными пот-ребителями транспортных услуг.

Рыночные

Изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений

Выстраивание долгосрочных от-ношений и улучшение обратной связи с клиентами, развитие логи-стических возможностей.

Инвестиционные

Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры

Оптимизация технических решений.

Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы

Совершенствование системы уп-равления и развитие компетенций в сфере управления.

Налоговые

Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики РФ

Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики

Управленческие

Недостаточность компетенций персона-ла в области управления

Совершенствование и развитие процедур и методов управления системы

Кадровые

Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня кон-курентоспособности транспортных предприятий как работодателя

Поддержание оплаты труда работ-ников на уровне выше общерос-сийского. Развитие персонала, ос-нованное на современных подхо-дах к обучению и профессиональ-ной подготовке. Укрепление брен-да работодателя.

Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики чис-ленности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе

Профессиональная ориентация молодежи в образовательных уч-реждениях. Системная работа по обеспечению конкурентоспособ-ного уровня оплаты труда работ-ников. Формирование социально-го пакета, отвечающего потреб-ностям работников.

Технологические

(внутренние)

Снижение безопасности движения вследствие: а) снижения надежности подвижного состава;

б) снижения надежности объектов инфраструктуры

Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания транспорта.

Технологические

(внешние)

Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов)

Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ.

Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов

Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

Для снижения возможных последствий рисков транспортные предприятия повышают клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.

Концепция формирования системы управления рисками транспортного предприятия включает в себя четыре этапа, представленных на рисунке 3.

1 этап

анализ основных видов рисков, входящих в комплекс рисков транспортного предприятия, определение силы их влияния на деятельность предприятия, выявление наиболее значимых видов

2 этап

определение уровня рисков и возможной величины потерь, для того, чтобы определить рискоустойчивость основных показателей деятельности организации (их соответствие нормативным значениям) и целесообразность управленческих воздействий

3 этап

определение наиболее эффективного метода управления с целью обеспечения контроля над ситуацией риска, и при необходимости, выявления источников возмещения возможных сумм потерь

4 этап

определение эффективности управленческих воздействий – оценку управления по рассчитанной оценке экономической эффективности страхования в случае применения данного метода управления рисками и по уровню экономической безопасности при использовании иных методов управления

Рис. 3. Этапы формирования системы управления рисками транспортного предприятия

Этап выбора методов управления риском предназначен для формирования политики в области борьбы с риском и неопределенностью. Необходимость подобной процедуры выбора связана с различной результативностью методов управления риском и разным объемом ресурсов, требуемых для их реализации [4].

Риск является объективным явлением и проявляется как множество отдельных обособленных рисков. Для оценки рисков, связанных с возможными их ситуациями, в которых грузовладелец может понести ущерб, важно установить их источники и последствия. Для успешного управления рисками на транспортном предприятии необходимо иметь четкое понимание процесса оценки и системы управления рисками [5]. Управление рисками на транспортном предприятии станет эффективным лишь в том случае, если оно будет осуществляться в системе менеджмента предприятия.

Литература

1. Кириллов А.Н. Управление рисками и безопасностью транспортногопредприятия: российский опыт // Журнал ученые записки международного банковского института, №3, 2019. с. 158-172

2. Михалев В.Д. Формирование системы управления рисками транспортных предприятий и организаций // Журнал Экономические науки. Фундаментальные исследования. №12, 2011. с. 640-644.

3. Долгачева И.Н. Основные методы и принципы управления рисками транспортной железнодорожной компании с учетом требований современной экономики. Журнал Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 203-205.

4. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Оценка эффективности развития социо-экономическо системы природопользования (на примере предприятий железнодорожной отрасли) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019 Т. 10 № 2 С. 240-260.

5. Дроздов Н.А. Применение динамической теоретико-игровой модели в планировании повышения эколого-экономической железнодорожного транспорта // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2016 № 3 С. 43-46.

Просмотров работы: 5