ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ С УЧЕТОМ ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ С УЧЕТОМ ВНЕТРАНСПОРТНОГО ЭФФЕКТА

Василенко М.А. 1, Багирова А З 2
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Железная дорога связывает в единое целое территорию России, и является основным магистральным транспортом, который обеспечивает потребности населения в пассажирских и в грузовых перевозках. Это многоотраслевое хозяйство приспособленное к массовым перевозкам функционирует независимо от климатических условий, времён года. Железная дорога располагает различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, среди которых необходимо выделить железнодорожные пути и подвижные составы. Следует отметить, что роль транспортного комплекса в экономике страны очень высока [1].

Повышение качества транспортного обслуживания характеризуется эффективностью, и как следствие, приносит определенный полезный результат, требуя при этом дополнительных затрат. Затраты транспорта приносят результат или эффект в транспортной отрасли и за ее пределами. Поэтому возникает проблема оценки и учета внетранспортного эффекта.

Внетранспортный эффект представляет собой выгоды или потери от использования транспорта, которые не отражаются на величине финансовых показателей транспортных предприятий (или отражаются частично и опосредованно) и должны быть дополнительно учтены при сравнении конкурирующих видов транспорта [2].

Внетранспортный эффект от перевозок с учетом классификации можно определить как сумму экономии времени пассажиров в пути, социальный эффект, связанный с повышением качества обслуживания пассажиров, величина снижения ущерба от ДТП, увеличение прибыли предприятий нетранспортной сферы, эффект от коммерческой эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Полученное значение необходимо корректировать с учетом отрицательных факторов: ущерб от отчуждения земель на транспортное строительство, дополнительные расходы на транспортную безопасность и охрана окружающей среды.

Теория определения внетранспортного эффекта получила отражение в работах Терешиной Н.П., Абрамова А.П. и Галабурды В.Г., Трихункова М.Ф., Лившица В.Н., Белова И.В., Персианова В.А.

По мнению Ускова Н.С. внетранспортный эффект - это сопряженный эффект, то есть выгоды или потери, которые возникают у обслуживаемой клиентуры и в социально-экономической жизни общества при использовании различных видов и технологий транспорта [3].

Использование системы управления качеством на предприятиях железнодорожного транспорта позволит достигнуть следующих целей:

Повысить качество услуг для обеспечения эффективной конкуренции и освоения новых, ранее недоступных рынков;

Максимально полно удовлетворить ожидания и требования потребителей по качеству, безопасности, доступности и ассортименту предоставляемых услуг;

Планомерно снизить непроизводительные затраты, повысить прибыльность работы на основе внедрения процессного подхода и формирования экономических рычагов управления внутренними процессами;

Сформировать источники инвестиций для разработки и внедрения новых, востребованных рынком транспортных услуг.

Для повышения качества транспортных услуг осуществляется внедрение системы управления качеством во все управленческие процессы на основе концепции всеобщего менеджмента качества и стандартов ИСО серии 9000. Система управления качеством ведется с целью повышения эффективности работы и устранения негативного влияния факторов внешней среды. Цель системы управления качеством на предприятиях железнодорожного транспорта заключается в обеспечении клиентоориентированности процессов за счет постоянного улучшения качества транспортно-логистических услуг уровня удовлетворенности в предоставленных услугах в сфере грузовых и пассажирских перевозок процессов, повышения безопасности движения на основе контроля качества технологических и бизнес-процессов [4].

Для управления качеством транспортных услуг целесообразно использовать системный подход с применением системного анализа. Системный подход к управлению качеством предусматривает: 1) функционирование системы качества; 2) реализацию политики в области качества; 3) формирование основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в данной системе [5].

Сущность внетранспортного эффекта можно определить как взаимосвязь эффектов от деятельности транспорта, получаемых в различных сферах экономической и социальной жизни общества [6].

Основные показатели, образующие внетранспортный эффект на предприятиях железнодорожного транспорта представлены на рисунке 1.

 

уровень соблюдения уровень соблюдения уровень повышения

и ускорения сроков ритмичности сохранности перевозимых

доставки грузов доставки грузов грузов

уровень обеспечения комплексности уровень безопасности и экологичности

обслуживания грузовладельцев транспортных процессов

Показатели внетранспортного эффекта

Рис.1. Показатели, образующие внетранспортный эффект на предприятиях железнодорожного транспорта.

Параметры внетранспортного эффекта на предприятиях железнодорожного транспорта, систематизированные по типу мероприятий представлены на рисунке 2.

Параметры внетранспортного эффекта

Обеспечение безопасности перевозок пассажиров

Повышение качества обслуживания пассажиров в пути и на остановочных пунктах

Разработка новой или совершенствование существующей маршрутной схемы

- уменьшение задержек в пути транспортных средств и пассажиров, связанных со снижением пропускной способности путей сообщения при возникновении ДТП;

- повышение транспортной, экологической, экономической безопасности.

- развитие районов тяготения новых объектов транспортной инфраструктуры;

- увеличение стоимости объектов недвижимости;

- повышение качества обслуживания пассажиров;

- экономия времени населения на перемещения;

- повышение безопасности населения;

- ухудшение экологической ситуации в зоне строительства и функционирования новых объектов транспортной инфраструктуры.

- повышение производительности труда работников нетранспортной сферы за счет снижения усталости, накопленной в транспорте;

- эффект от коммерческой эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.

Рис. 2. Параметры внетранспортного эффекта на предприятиях железнодорожного транспорта

Внетранспортный эффект от железнодорожного строительства складывается из составляющих, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Составляющие внетранспортного эффекта от железнодорожного строительства

Составляющие внетранспортного эффекта

Содержание

Развитие промышленности в районе тяготения

Внетранспортный эффект соотносится с эффектом, получаемым на транспорте как суммарная прибыль построенных предприятий к прибыли железной дороги от перевозки их продукции.

Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

местные, региональные, федеральный

Рост стоимости недвижимости в районе тяготения

цена объектов недвижимости находится в прямой зависимости от близости транспортных магистралей: чем они ближе, тем дороже недвижимость

Оптимизация транспортных связей при освоении региона ведет к снижению транспортной нагрузки на экономику страны

переключение потребителей на сырье из района тяготения построенной дороги, если оно находится ближе к потребителю, чем используемое ранее

Увеличение уровня интеграции регионов страны, стабильность их развития

укрепляется национальная безопасность

Ускоряется доступ жителей региона к транспортной инфраструктуре

Исчезает сезонность завоза товаров в районы Крайнего Севера, повышается уровень жизни населения.

Рост деловой активности и уровня занятости в регионе или стране в целом

Создаются новые рабочие места, трудоустраиваются временно безработные рабочие и специалисты на вновь создаваемые предприятия

Наибольший внетранспортный эффект на предприятиях железнодорожного транспорта приносят мероприятия, которые представлены на рисунке 3.

развитие контейнерных перевозок

строительство новых железнодорожных линий

Внетранспортный эффект

повышение уровня безопасности движения поездов

повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров

Рис. 3. Мероприятия, приносящие внетранспортный эффект на предприятиях железнодорожного транспорта

Структура эффектов и ущербов от деятельности железнодорожного транспорта включает экологический ущерб, ущерб от отчуждения земель и других ресурсов, дополнительные расходы на охрану окружающей среды, ухудшение безопасности жизни [7].

В соответствии с моделью управления качеством предприятий железнодорожного транспорта достигаются следующие цели:

- повышение степени удовлетворенности потребителей повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости интеграция в мировое транспортное пространство, транзитного потенциала страны;

- оптимизация издержек предприятий железнодорожного транспорта на основе совершенствования технологических процессов, выявления резервов непроизводительных или неэффективных расходов;

- повышение компетентности персонала для обеспечения устойчивого развития транспортных предприятий и улучшения качества продукции (услуг);

- совершенствование управления качеством поставок технических средств предприятий железнодорожного транспорта;

- снижение негативного воздействия на окружающую среду.

При управлении качеством транспортных услуг необходимо применение системного подхода к перевозочному процессу и процессу обслуживания клиентов при соблюдении принципа: высокое качество - низкая цена. Повышение качества транспортного обслуживания приносит полезный результат, требуя дополнительных затрат и характеризуется эффективностью.

Литература

1. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений // Качество. Инновации. Образование. – 2017 – № 8(147). – С. 70–77.

2. Терешина Н.П., Абрамов А.П., Галабурда В.Г., Рышков А.В. Методы оценки конкурентоспособности транспортной продукции с учетом внетранспортного эффекта // Экономика железных дорог. М.: МПС РФ, 2002. №4. С. 38-44.

3. Усков Н.С. Транспортная политика в новой экономике России / Усков Н.С. // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. – №1. – С. 26-31.

4. Кузина Е.Л. Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия-природопользователя // Известия Ростовского государственного строительного университета. - 2011. - № 15. - С. 113-120.

5. Кизимиров М.В. Внетранспортный эффект развития контрейлерных перевозок. // Вестник транспорта №8, 2012. с.30-33.

6. Демьянович И.В. Управление качеством железнодорожных услуг / И.В. Демьянович // Российское предпринимательство. — 2010. — № 9-2. — С. 85-88.

7. Дроздов Н.А. Социо-эколого-экономическая эффективность как системный фактор деятельности железнодорожного транспорта // Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации сборник трудов международной научной конференции. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. - 2016. - С. 364-367.

Просмотров работы: 22