ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Василенко М.А. 1, Бозин М. М. 2
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспорт является важнейшей составляющей экономики государства, обеспечивающей ее эффективное функционирование и способствующей динамичному развитию общественного производства, играет огромную роль в экономике страны, а также выступает приоритетной отраслью народного хозяйства. Существенное воздействие транспорт оказывает на развитие международных экономических отношений, обеспечивает реализацию проектов по взаимовыгодному обмену между различными странами. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий сельского хозяйства, промышленности, снабжения и торговли. Большое значение транспорт имеет во внешнеэкономических связях, в обороне страны, в освоении новых экономических районов. И как следствие, экономика любого государства в мире не может успешно функционировать и развиваться без использования транспорта.

Понятие «транспорт» включает в себя такие элементы, как подвижной состав, дороги, терминалы и др., взаимодействующие между собой элементы для выполнения определенных работ, и, поэтому, необходимо рассматривать транспорт как систему [1].

В развитии опережающего маркетинга огромную роль играют инновационные инструменты освоения рынка. Одной из главных функций опережающего маркетинга является умение использовать новые знания для введения инноваций и обладание функций предвидения [2]. Тема направления развития транспорта в опережающем маркетинге не достаточно рассмотрена, а потому является актуальной и важной.

Транспорт удовлетворяет одну из потребностей человека – это потребность в собственном перемещении и перемещении грузов. Следовательно, транспорт – это отрасль производства, совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Основными принципами функционирования транспортной системы России в условиях рыночных отношений при использовании опережающего маркетинга - является перевод деятельности всех транспортных предприятий на коммерческую основу, развитие конкуренции и формирование рынка транспортных услуг, на котором каждый пользователь может свободно выбирать наиболее приемлемый для него вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества [3].

В России транспорт является крупнейшей базовой отраслью хозяйства, важной составляющей производственной и социальной инфраструктуры.

В РФ с ее значительными континентальными пространствами, транспортные факторы имеют особое значение, и при размещении производства являются одними из наиболее влиятельными.

Важным конкурентным преимуществом рынков выступает разнообразие видов транспорта, и факторы, влияющие на его выбор (табл. 1).

Таблица 1. Относительные характеристики видов транспорта

Вид транспорта

Оценка факторов (значимость)

скорость

часто-

та отпра-вок

надеж-ность

достав-ки

перево-

зочная способ-ность

доступ-

ность

стоимо-сть (тонно- миля)

время достав-ки

грузо-подъе-мность

загрязне-ние окружа-ющей сре-ды

Железнодо-рожный

3

4

3

2

2

3

3

2

1

Автомобиль-ный

2

2

2

3

1

4

2

5

5

Морской

4

5

4

1

4

1

4

1

3

Воздушный

1

3

5

4

3

5

1

3

4

Трубопроводный

1

3

1

2

3

2

1

2

1

Наиболее благоприятный показатель равен 1.

Преимущество предлагает автомобильный транспорт. Однако использование комбинации способов перевозки позволяет выполнить товародвижение эффективно и с наименьшими затратами.

Транспортные факторы в условиях опережающего маркетинга влияют на размещение производства, т.к. без их учета нельзя достичь рационального размещения производственных сил [4].

Для анализа влияния транспортных факторов на развитие рынков, целесообразно выстроить гибкую стратегию функционирования и развития компании, учитывающую не только ее внутреннее состояние, но и возможные изменения внешней среды. На первом этапе формирования стратегии развития компании необходимо провести предварительный анализ и прогноз изменения факторов ее внешней среды [5]. Для анализа внешней среды целесообразно использовать PEST-анализ, включающий идентификацию и оценку основных групп факторов: политико-правовых, экономических, социально-культурных и технологических.

Главная задача PEST-анализа – это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на развитие транспортной инфраструктуры в перспективе. В зависимости от динамики изменения тех или иных факторов некоторые из них будут улучшаться, а некоторые ухудшаться. Задача разрабатываемой стратегии развития – учесть прогноз и максимально нейтрализовать негативное влияние этих факторов.

При оценке факторов в PEST-анализе учитывается их фактическое состояние, прогнозируются возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Сфера прогнозирования должна соответствовать периоду разработки стратегии компании.

PEST-анализ выполняется в четыре этапа:

1) идентификация и описание внешних факторов, которые могут повлиять на продажи и прибыль компании;

2) анализ динамики каждого фактора и характера его возможного влияния (положительного, отрицательного) на результаты деятельности компании;

3) оценка значимости и степени влияния каждого фактора на компанию;

4) выработка рекомендаций менеджменту по предотвращению негативных последствий и \ или усилению положительного влияния каждого фактора.

Факторы макросреды, воздействующие на работу компании, и представляющие возможности или угрозы для ее функционирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. PEST-анализ влияния транспортных факторов на развитие рынков

Р Политико-правовые факторы

Е Экономические факторы

1. Характер взаимоотношений государств, осуществляющих внешнеэкономические связи, включая и транзитные страны, через территорию которых выполняется доставка грузов.

2. Транспортная и торговая политика стран, союзов, международных ассоциаций, участвующих в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей.

3. Государственное экономическое и коммерческо-правовое регулирование транспортной деятельности.

4. Совершенствование нормативно-правовой базы отечественного транспорта и транспортной деятельности в России с учетом международных правовых норм.

5. Осуществление реформ на уровне транспортных предприятий, направленных на улучшение финансово-экономических результатов их деятельности и повышение эффективности транспортного процесса.

6. Принятие мер по улучшению управления государственной собственностью и по регулированию естественных монополий.

7. Государственное содействие формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и здоровой конкуренции как фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания предприятий.

8. Реализация общеэкономической тенденции перехода к системе свободного ценообразования с учетом влияния свободных транспортных тарифов на платежеспособный спрос на перевозки.

9. Соблюдение норм Российского законодательства, транспортного и антимонопольного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.

1. Сотрудничество в международных транспортных организациях и реализация международных соглашений в области транспорта.

2. Система контроля со стороны государства за деятельностью российских транспортных предприятий и предпринимателей в области международных перевозок и иностранных перевозчиков на территории страны.

3. Защита и поддержка деятельности транспортных предприятий и предпринимателей на внешних рынках.

4. Создание необходимых условий развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения.

5. Конкуренция.

6. Расширение территориальных границ рынка труда.

7. Валовый региональный продукт.

8. Налогообложение, определенное для транспортных предприятий.

9. Цены на энергоресурсы.

УГРОЗЫ

УГРОЗЫ

1.Процедура выбора транспорта

1. Замедление темпов роста валового внутреннего продукта, темпов роста доходов населения и их растущая дифференциация.

2. Рост стоимости услуг, предоставляемых компаниями.

3 Монополия в сфере оказания сопутствующих и дополнительных услуг.

S Социокультурные факторы

Т Технологические факторы

1. Демографические тенденции.

2. Изменение законодательства в социальной сфере.

3. Перемены в мобильности населения.

4. Своеобразие экономических стандартов организации социокультурного пространства и построение новой транспортной системы на новых территориях.

5. Система ценностей общества.

6. Предрасположенность к расширению и преобразованию социокультурного пространства и построение новой транспортной системы на новых территориях.

7. Способность генерировать сложную структуру собственного общественного и территориального пространства.

8. Создание эффективного взаимного подчинения векторов социального и экономического развития внутри социокультурного пространства.

9. Формирование различных типов социокультурных сред в особых социально-экономических и культурных формах.

10. Экология.

11. Формирование доступной среды на транспорте.

1. Уровень научно-технического прогресса на отдельных видах транспорта, навигационного обслуживания, развитие отдельных прогрессивных транспортно-технологических систем.

4. Регулярность и качество транспортного обслуживания.

5. Технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, перегрузочной техники.

6. Транспортная характеристика перевозимых внешнеторговых грузов.

7. Безопасность и надежность работы технических средств и безопасность движения транспортных средств на отдельных видах транспорта.

8. Контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации технических средств.

9. Квалификация кадров, обслуживающих транспортную технику и отвечающих за ее состояние и эксплуатацию.

10. Инновации.

11. Повышение уровня технологического развития.

12. Снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду.

13. Снижение уровня энергоемкости.

УГРОЗЫ

УГРОЗЫ

1. Ухудшение отношения потребителя к компании, качеству услуг, имиджу используемой технологии.

2. Рост безработицы.

1. Высокий уровень развития альтернативных видов транспорта.

За редким исключением, различные виды транспорта не конкурируют друг с другом. В РФ разные виды транспорта используются для выполнения перевозок в разных условиях [6].

В настоящее время в РФ каждый тип транспортных средств имеет свои характерные особенности, преимущества и недостатки (таблица 3).

Таблица 3. Преимущества и недостатки различных видов транспорта

Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

Преимущества

Недостатки

Железно-дорожный

1. Основа транспортной системы РФ.

2. Универсальность (пассажиры и грузы).

3. Перевозка различных партий грузов (крупных и мелких) вне зависимости от грузоподъем-ности и климатических условий.

4. Ритмичность и регулярность перевозок.

5. Длительность расстояния.

6. Независимость от климатичес-ких условий, времени года, вре-мени суток (95% путей сообще-ния работает без сбоя при перепадах температур).

7. Низкие тарифы транспортировки.

8. Энергосберегающий и экологически чистый вид транспорта.

9. Составляет 32% грузооборота и 40% пассажирооборота.

10. Высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий (2-х путная дорога с автоблокировкой пропускает 150-200 пар поездов в сутки; однопутная - 60 пар поездов в сутки).

11. Возможность сооружения на любой сухопутной территории.

12. Прямая связь с промышлен-ными предприятиями. (Отдель-ные отрасли производства имеют прямую связь с магистральным железнодорожным путем).

13. Массовость перевозок.

14. Высокая безопасность движения.

15. Широкая номенклатура грузов и большая вместимость подвижного состава.

16. Универсальность подвижного состава для перевозок различных родов грузов.

17. Наличие специализированно-го подвижного состава для пере-возки массовых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и других грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой; цис-терны для перевозки пылевид-ных грузов, полувагоны с раз-грузкой через донные люки и др.).

1. Медленная скорость перевозок.

2. Возможность кражи грузов.

3. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления).

4. Ограниченное число перевозчиков (монополия).

5. Непригодность для внешнеторговых перевозок (несоответствие западным стандартам).

6. Изношенность железнодорожных путей и подвижного состава.

7. Большой удельный вес условно-постоянных расходов.

8. Слаженность в перевозке хрупких предметов и предметов, чувствительных к частому разгону \ торможению.

9. Перегруженность важных магистралей.

10. Большие капиталовложе-ния на сооружение пути и капиталоемкость сооружения железных дорог.

11. Высокая первоначальная стоимость основных фондов.

12. Медленная отдача капи-тальных вложений (срок окупаемости железнодорожных объектов 8-10 лет и более).

13. Высокая металлоемкость. Железные дороги являются крупными потребителями ме-талла (на 1 км. пути требуется почти 200 т металла).

14. Высокая трудоемкость. (В среднем на 1 км. эксплуатаци-онной длины железных дорог России приходится примерно 14 человек, занятых на перевозках).

15. Низкая производительно-сть труда.

16. Невысокий уровень качества транспортных услуг.

17. Высокая стоимость погру-зочно-разгрузочных работ.

18. Низкая маневренность и мобильность.

19. Высокая капиталоемкость основных средств производства.

20. Низкий уровень инновационной составляющей в развитии парков подвижного состава и технических средств транспорта, особенно при осуществлении внутренних перевозок.

21. Большие капиталовложения на сооружения пути; большие затраты металла.

Практически не ограничена.

Автомо-бильный

1. Высокая маневренность и степень срочности доставки.

2. Регулярность перевозок.

3. Отправка небольших партий.

4. Высокая скорость движения.

5. Непосредственный контроль за грузом со стороны водителя и (или) экспедитора.

6. Составляет 3% всех перевозимых грузов и 42% перевозимых пассажиров.

7. Широчайшая география доставки, охватывающая самые отдаленные населенные пункты.

8. Возможность транспортировки по схеме «от двери отправителя до двери получателя». Позволяющая снизить время транспортировки и как следствие снизить совокупные затраты на перевозку.

9. Простота контроля над движением груза (отслеживание месторасположения автомобиля осуществляется посредством навигационных систем, получающих информацию со спутников).

10. Отсутствие жесткой привязки к расписанию и возможность самостоятельно разработать наиболее удобный маршрут.

11. Наиболее доступная стоимость доставки небольших объемов груза (минимизация затрат клиентов, консолидация отправления от разных заказчиков).

1. Высокая стоимость пере-возки (в зависимости от гру-зоподъёмности автомобиля).

2. Срочность разгрузки.

3. Угон автотранспорта и хищение груза.

4. Малая грузоподъемность и скорость доставки.

5. Плохое состояние дорожной сети.

6. Потеря времени в связи со спонтанными транспортными заторами.

7. Доставка груза от грузо-отправителя к грузополуча-телю без перегрузки.

8. Экологически малоприятен (доля в общих выбросах по стране 40%).

9. Подверженность погодным факторам.

10. Наличие на всем маршруте магистралей с твердым дорож-ным покрытием. По пути сле-дования должны быть обус-троены трассы, оборудованы мосты и переправы.

11. Небольшая вместимость (не все виды крупногабарит-ных грузов могут быть умеще-ны в полуприцепах фур. Существуют ограничения как по размерам, так и по массе).

12. Быстро исчерпывают свою пропускную способность, а новые дороги строятся медленно.

13. Несоответствие уровня развития автомобильных до-рог уровню автомобилизации и спросу автомобильной перевозки.

14. Низкий уровень безопасности.

15. Ветхое состояние автомобильного транспорта.

Практически не ограничена.

Морской

1. Большие партии перевозимого товара.

2. Практически неограниченная провозная и пропускная способность.

3. Возможность переключатся с одного маршрута на другой.

4. Практически неограниченная провозная способность подвижного состава и пропускных возможностей портовых хозяйств.

5. Обеспечение организации и выполнения массовых межконтинентальных и международных перевозок (составляет 10% всех перевозок).

6. Низкие капиталовложения на развитие морской транспортной инфраструктуры.

7. Проработанность международного морского законодательства, регулирующего морские перевозки.

8. Низкие риски потерь, повреждения, хищения грузов.

9. Минимум рисков несвоевременной отправки, а так же высокая регулярность отплытия судов.

10. Меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте.

11. Неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов).

12. Малый расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию.

13. Низкая себестоимость перевозок (примерно в 2 раза ниже, чем на железнодорожном), а производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

14. Малый расход топлива и электроэнергии.

15. Обеспечение массовых межконтинентальных перевозок грузов.

1. Низкая скорость доставки.

2. Несистематическая отправка грузов.

3. Зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ограниченность навигационного периода, необходимость привлечения ледоколов для зимней проводки морских судов к портам) и ограничение географическим положением продавца и покупателя.

4. Высокие требования к техническим средствам и способам фиксации груза.

5. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

6. Ограниченная пропускная способность портов и каналов.

7. Экологичность перевозок.

8. Пропускная способность портовых хозяйств ограничена технологическими и техническими причинами, модернизация и переоборудование морских портов и терминалов требует значительных капиталовложений.

9. Ограничена возможность доставки товаров непосредственно к пунктам потребления или из пунктов назначения (получатель и отправитель груза размещены в глуби континента).

10. Жесткие требования к таре и упаковке грузов.

11. Малая частота отправок.

12. Дорогие сооружения механизации порта, т.к. в результате сезонной работы механизмы простаивают.

13 Нерегулярность сообщения.

14. Извилистость речных путей.

15. Развитие Российских портов и их смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно.

16. Ветхое состояние судов.

Межконти-нентальные перевозка

Воздушный

1. Универсальность (пассажиры и грузы).

2. Высокая скорость перевозки.

3. Незаменимость в экстренных условиях.

4. Короткие маршруты перевозок.

5. Составляет 16% пассажирооборота.

6. Обеспечение безопасности груза.

7. Правильно проведенная упаковка и качественно закрепленный груз, служит гарантией безопасности транспортировки и полностью исключает убытки.

8. Страхование отправляемого груза, дает возможность предотвратить непредвиденные риски, которые возникают, в связи с плохой погодой или всевозможными чрезвычайными ситуациями, во время доставки.

1. Высокие грузовые тарифы.

2. Зависимость от непредвиденных метеоусловий.

3. Ограниченный размер партии.

4. Высокая капиталоемкость

5. Недостаточная географическая доступность (отсутствие аэропортов в населенных пунктах).

6. Топливоёмкость.

7. Небольшая грузоемкость.

8. Невозможность транспортировки некоторых негабаритных грузов.

9. Низкий уровень безопасности.

Ограничена дислокацией аэропортов.

Трубопро-водный

1. Возможность функционировать в течение всего года в любых климатических и погодных условиях.

2. Минимальные потери при транспортировке.

3. Высокая производительность труда и полная автоматизация операций по наливу , перекачке, транспортировке и сливу продукта.

4. Прокладка трубопроводов по кратчайшему расстоянию вне зависимости от рельефа территории.

5. Быстрое и недорогое строительство.

6. Высокий грузооборот и скорость доставки.

7. Низкая стоимость транспортировки.

8. Коммерческая безопасность.

9. Невысокие экологические риски.

10. Сохранность качества продукта благодаря полной герметизации трубы.

11. Малая капиталоемкость и материалоемкость.

12. Бесшумность.

1. Высокая степень износа сети.

2. Ограниченная экспортная квота.

3. Дороговизна узла учета нефти для небольших нефтяных компаний.

4. Удаленность от небольших местонахождений.

5. Ограниченность номенклатуры отправления грузов.

6. Узкоспециализирован.

7. Необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока груза.

8. Высокая вероятность хищения.

9. Опасные последствия аварий.

10. Возможность утечки жидкости или газа.

11. Отсутствие маневренности.

Ограничена видами транспортируемых грузов.

В зависимости от цели анализа применяются различные способы группировки транспортных издержек (табл. 4).

Таблица 4. Структура издержек по видам транспорта

 

Издержки \ расходы

Железно-

дорожный

Автомобиль-ный

Морской

Воздушный

Трубопровод-ный

П

О

С

Т

О

Я

Н

Н

Ы

Е

1. Содержание транспортной инфраструктуры.

+

+

-

-

+

2. Управление перевозками.

+

+

+

+

+

3. Грузообработка в конечных пунктах.

+

+

+

+

+

4. Оплата труда административно-управленческого персонала.

+

+

+

+

+

5. Накладные и прочие расходы.

+

+

+

+

+

6. Амортизация транспорта.

+

+

+

+

+

7. Арендная плата.

+

+

+

+

+

8. Административные расходы (маркетинг, реклама).

+

+

+

+

+

9. Охрана, сигнализация.

+

+

-

-

-

10. Страхование грузов.

+

+

+

+

-

11. Налоги.

+

+

+

+

+

12. Поддержание в эксплуатационном состоянии оборудования

+

+

+

+

+

УРОВНИ РАСХОДОВ

высокий

низкий

средний

средний \ низкий

низкий

П

Е

Р

Е

М

Е

Н

Н

Ы

Е

1. Материалы и комплектующие.

+

+

+

+

+

2. Текущий ремонт основных средств.

+

+

+

+

+

3. ГСМ.

+

+

+

+

-

4. Дорожные сборы.

+

+

+

+

-

5. Техническое обслуживание и текущий ремонт.

+

+

+

+

+

6. Амортизация в части моторесурса

+

+

+

+

-

7. Топливный сбор.

-

+

+

+

-

8. Транспортный налог.

-

+

-

-

-

9. Сбор для компенсации дополнительных затрат, связанных с задержкой транспорта в местах прибытия.

+

+

+

+

-

10. Надбавка за повышенную вместимость транспорта.

+

+

+

+

-

УРОВНИ РАСХОДОВ

низкий

средний \ высокий

низкий

высокий

низкий

Влияние транспорта в опережающем маркетинге разнообразно. Транспорт способствует росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях. С помощью транспорта укрепляется экономическое положение государства в целом [7].

Транспорт в современной инновационной экономике в условиях опережающего маркетинга является важнейшим фактором экономического роста, как условие реализации конкурентных преимуществ, а главным образом, как активный фактор конкурентоспособности товаров и организаций на рынке, формирования качества жизни людей, развития национальной экономики.

Литература

1. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Оценка социально-экономических последствий структурной реформы // Железнодорожный транспорт. 2002. № 12.

2. Василенко М.А. Опережающий маркетинг как фактор обеспечения стратегии развития крупных отраслевых корпораций. TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) – 2010 г. - Том 8, № 1 (Ч.2). - С. 79-84

3.Vasilenko M A., Kuzina E. L., Drozdov N. A., Tagiltseva J. A. Evaluation of the effectiveness of environmental management decisions. 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (EIConRus) 2018 PP 1281-1285, DOI:10.1109/EIConRus.2018.8317330

4. Современные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Рахмангулова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2011 209 с.

5. Майборода В. П. Основы обеспечения качества : учебник / В. П. Майборода, В. Н. Азаров, А. Ю. Панычев. - М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2015- 314 с.

6. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений. Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» - 2017 -№ 8. С. 70-77.

7. Кузина Е.Л., Василенко М.А. Влияние опережающего маркетинга на стратегию системы природопользования на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2015 Т. 2 С. 47-52.

Просмотров работы: 798