ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Василенко М.А. 1, Марков Я И 2
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспортный комплекс России в последние годы продолжает успешно развиваться, совершенствуется транспортная инфраструктура, растут объемы перевозок грузов и пассажиров. Однако транспортный комплекс страны продолжает оставаться одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды [2].

Железнодорожный транспорт является наиболее экономичным видом транспорта, при этом влияет на окружающую среду, а эта среда, в свою очередь, оказывает влияние на его работу. Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется, прежде всего, в загрязнении воздушной, водной среды и земель, почвы и растительности вредными веществами, через шум и вибрацию при строительстве и эксплуатации железных дорог, является источником неблагоприятных химических, физических и биологических факторов. Отходы от деятельности предприятий железнодорожного транспорта загрязняют окружающую среду, что в последствии негативно сказывается на состоянии растительного и животного мира, а также на здоровье людей. Экологическая безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф 1.

Главная цель транспортного предприятия ОАО «РЖД» в сфере экологии – забота об экологической безопасности и здоровье людей. Для достижения этой цели до 2025 г. по сравнению с 2019 г. предусматривается:

снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 21% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2019 года;

снижение удельного уровня выбросов парниковых газов на 5,5% к 2025 году по сравнению с 2018 годом;

снижение использования водных ресурсов на 22% к 2025 году по сравнению с 2018 годом;

снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности на 19% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2018 года;

увеличение доли обезвреживания и вовлечения отходов производства и потребления во вторичный оборот в общем количестве их образования на 2,4% к 2025 году по сравнению с базовым уровнем 2019 года.

Основной задачей в области охраны окружающей среды должно являться выполнение программ по основным направлениям природоохранной деятельности по предотвращению неблагоприятного техногенного воздействия железнодорожного транспорта на атмосферный воздух, водные объекты и почву. Реализация программ должна обеспечить ежегодное снижение ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения [3].

Осуществляемые в отрасли природоохранные мероприятия в первую очередь направлены на уменьшение негативного воздействия передвижных источников железнодорожного транспорта на атмосферный воздух. Для снижения воздействия на окружающую среду достигнуто за счет следующих важнейших направлений в деятельности ОАО "РЖД": внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия; совершенствование системы управления природоохранной деятельностью; обеспечение экомониторинга за воздействием на окружающую среду.

На железнодорожном транспорте создана единая система управления природоохранной деятельностью и обеспечения экологической безопасности. Управление природоохранной деятельностью осуществляется инженерами-экологами на линейных предприятиях, секторами и отделами охраны природы в управлениях железных дорог, отделом охраны природы Департамента безопасности движения и экологии ОАО «РЖД» [3].

Источники загрязнения окружающей среды объектами железнодорожного транспорта представлены на рисунке 1.

Источники загрязнения окружающей среды

Щебеночные заводы

Отопительные агрегаты

Магистральные и маневровые локомотивы

Тепловозы отделений временной эксплуатации

Локомотиво-вагоноремонтные заводы

Вагоны с пылящими стройматериалами

Пассажирские вагоны с печным отоплением

Предприятия промышленного железнодорожного транспорта

Вагоны с токсичными и пылящими грузами, нефтепродуктами

Рис. 1. Источники загрязнения окружающей среды объектами железнодорожного транспорта

Строительство железных дорог связанно с изъятием земельных ресурсов под постоянные и временные сооружения, коммуникации. Земли, находящиеся под временными сооружениями, по завершении строительства должны подлежать рекультивации, однако на практике она осуществляется менее чем с 50% земель. Наряду с изъятием земель происходит уничтожение зеленых насаждений, в первую очередь лесов. По статистическим данным, сооружение 1 км железных дорог сопровождается вырубкой леса на площади от 3 до 20 га. После окончания строительства требуется проводить лесонасаждение вдоль железнодорожных линий, что является средством их защиты от неблагоприятных природных явлений (метелей, заносов и т.п.) и техногенного загрязнения. В настоящее время площади искусственных лесопосадок на железнодорожном транспорте России составляют 200 тыс. га и столько же 8 занято естественными лесами, однако примерно 2/3 из них требуют восстановления и реконструкции. Рассмотренные экологические последствия влияния железнодорожного транспорта не являются исчерпывающими и могут иметь другие проявления в конкретных ситуациях.

Притрассовый автотранспорт, строительные, путевые и ремонтные машины обеспечивают проведение строительных и ремонтных работ на железнодорожных путях и полосе отвода, что также приводит к загрязнению окружающей среды отработавшими газами, пылью, нефтепродуктами [4].

Существующая в настоящее время система управления экологической безопасностью на железнодорожном транспорте не отвечает современным требованиям. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных комплексов. Природа уже не может справляться со всеми загрязнениями. Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п. Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи. Наиболее распространёнными загрязнителями всех территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Основной причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Загрязнение территорий негативно сказывается на окружающую природу. Шум от поездов вызывает отрицательные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения. Нарушение сна может иметь различные формы: удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение сна. Мгновенные прерывания сна учащаются с увеличением частоты и силы звука.

Экологические факторы играют все более заметную роль в производственной деятельности компании, в обеспечении ее экологической безопасности и конкурентоспособности. В связи с этим филиалы ОАО «РЖД» должны нести экологическую ответственность, использовать более щадящие для окружающей среды технологии, внедрять соответствующие российские и международные стандарты и неукоснительно следовать им в текущей деятельности.

Литература

1. Новикова О.В. Проблемы экологической безопасности на железнодорожном транспорте. Журнал Транспорт и транспортное право. № 12, 2016 г. с. 57-62

2. Катин В.Д. Методы и устройства сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу из котлов на предприятиях железнодорожного транспорта. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – С. 3-65.

3. Донцов С.А. Экологическая безопасность железнодорожного транспорта. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – С.255

4. Беспалов В.И., Кузина Е.Л. Разработка алгоритма оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. 2012 № 4-1 (22). С. 127

Просмотров работы: 29