СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Василенко М.А. 1, Назаров Е А 2
1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В научных исследованиях понятие «система» является основополагающим. Берталанфи Л. определяет систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. Богданов А.А. определяет систему как комплекс, состоящий из элементов, не равных сумме этих элементов. По мнению Даванкова А.Ю. понятие социо-эколого-экономической системы объединяет естественные и искусственные компоненты, участвующие в хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня [1]. М.Масарович и И.Тахакары считают, что система является абстрактным объектом. Социо-эколого-экономическая система - сложная динамическая система, формирующаяся в результате взаимодействия между различными социальными образованиями и природными объектами посредством производительных сил [2].

Исследования сложных систем связанных с оценкой их устойчивого состояния и функционирования отражены в работах Е.И. Куценко, Е.Н. Бабиной, Е.В. Корчагиной, Е.А. Куклиной. Следовательно, система определяется признаками, называемыми закономерностями, отражающими статистические и динамические процессы. В методиках, предлагаемых Н.А. Хомяченковой, А.С. Кокиным и Г.Н. Яковлевой, О.Ю. Павловой, С.Б. Пряничниковым, Е.Н. Вахромовым и Д.Ю. Маркарян, присутствуют все 3 составляющие, характеризующие предприятие как устойчивую систему: экономическая, социальная, экологическая, но большее внимание уделяется экономической компоненте.

Закономерности теории систем и системного анализа для транспортного комплекса страны представлены в таблице 1.

Табл. 1. Закономерности теории систем и системного анализа для транспортного комплекса страны

Закономерности системы и их характеристика

Проявления закономерности для транспортной системы

Целостность – имеет качества, не свойственные образующим ее компонентам.

Обеспечивая потребности в перевозках, выступает как единое целое.

Интегративность – элементы (подсистемы) системы могут существовать только в системе.

Многообразие видов транспорта, транспортных предприятий и средств транспорта обеспечивает выполнение функций транспортной системы.

Коммуникативность – система образует особое единство со средой

Транспортная система является неотъемлемой частью экономики страны.

Иерархичность – объединение элементов (подсистем) порождает новые свойства для системы.

Проявлением этого свойства на транспорте являются интермодальные и мультимодальные перевозки, интегрированные цепочки поставок и т.д.

Эквифинальность – способность сохранять свое состояние во времени, независимо от начального состояния.

Необходимость в организации и управлении процессом перемещения грузов и пассажиров создает объективные предпосылки существования в той или иной форме предпринимательства и соответствующих организационных форм в транспортной сфере.

Историчность – система существует во времени и развивается, изменяется под воздействием внутренних и внешних противоречий, сохраняя свойства целостности.

Транспортный комплекс развивается как единый комплекс по пути интеграции технологических процессов между предприятиями разных видов транспорта.

Закон необходимого разнообразия – для сохранения целостности система должна иметь сложность более высокого порядка, чем среда, в которой она функционирует.

По отношению к внешним параметрам, влияющим на работу транспортной системы, внутренняя ее организация имеет высший порядок сложности.

В настоящее время развивается и действует огромное количество экономических, политических, социально-психологических и иных процессов. Эти процессы взаимно определяют друг друга и порождают некоторое относительно устойчивое количественное и качественное состояние окружающей среды, и называется социально - эколого - экономическая ситуация [3].

Процесс развития социо-эколого-экономической системы как части объективного материального мира состоит:

а) из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;

б) существующей относительно самостоятельно и устойчиво;

в) зависящей от взаимодействия с окружающей природной средой;

г) нацеленной на изучение экономической подсистемы, характеризуемой динамикой экономического роста, экологической подсистемы – состояния окружающей природной среды, и социального блока – уровня и качества жизни населения.

Социо-эколого-экономическое моделирование базируется на разработке прогнозных сценариев на различных территориальных уровнях. На мезоуровне, или на уровне региона прогнозная модель включает в себя три основных блока: социальный, экологический и экономический. В соответствии с предложенным алгоритмом предполагается прогнозирование основных социальных, экологических и экономических показателей отдельных территорий.

Раскрывая сущность территориальной социо-эколого-экономической системы, отмечает роль антропогенных факторов и на ее зависимость от количества населения и уровня развития производительных сил общества.

В социо-эколого-экономической системе выделяют ряд подсистем: производственную, социальную, природную, рекреационную. Взаимодействие данных подсистем способствует развитию целостных интеграционных систем. Управление социо-эколого-экономической системойе направлено на улучшение качества жизни, корпоративной и социальной ответственности.

По мнению большинства ученых, социо-эколого-экономические системы характеризуется сложными обратными связями, которые и обеспечивают устойчивость и сбалансированность системы, но не ее стабильность, так как говорить о стабильности системы неправомерно ввиду ее независимого органического развития. Определение величины этих взаимосвязей является весьма затруднительным из-за временной трансформации системообразующих процессов, поэтому в данной ситуации наиболее целесообразным представляется системный анализ отдельных социально-экономических и экологических показателей. Изучение данных показателей должно проводиться в разрезе нескольких направлений:

определение влияния экономической деятельности на экологию региона;

определение влияния экономической деятельности на социальную стабильность в обществе;

определение последствий природоохранных мероприятий на экономику региона и социальную стабильность в обществе;

определение влияния социальных преобразований на экономику и окружающую среду региона [4].

Сбалансированное развитие социо-эколого-экономической системы возможно в результате повышения эффективности производства. Это экономический подход к развитию, при котором понятие эффективности закладывается на ранних стадиях производственного процесса и достигает своего апогея на выходе из системы, т.е. при реализации товаров конечному потребителю. Основополагающими при таком подходе является прибыль, рентабельность и экономическая эффективность.

На видовом уровне транспорт классифицируется как:

1) транспорт общего и необщего пользования;

2)магистральный, промышленный и внутриузловой;

3) транспортная сеть страны и регионов;

4) виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный.

Классификация видов транспорта и их сущность представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация видов транспорта и их сущность

Виды транспорта

Транспортные средства

Пути и магистрали

Терминалы и узлы

Автомобильный

Легковые, грузовые и специальные

Автодороги всех категорий.

Грузовые фронты, населенные пункты

Железнодорожный

Тяговые и подвижные средства, грузовые и пассажирские вагоны всех категорий

Железнодорожные пути

Станции и станционное хозяйство

Водный (морской и речной)

Суда всех категорий, баржи

Судоходные реки, водоемы и моря

Порты и пристани

Авиационный

Авиация и другие воздухоплавательные средства

Воздушное пространство

Аэропорты

Трубопроводный

-

Продуктопроводы

Терминалы по подаче продукта

Под транспортом общего пользования понимается совокупность средств производства для реализации перевозочных процессов «для обеспечения потребностей физических, юридических лиц и государства в перевозках на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками». Под транспортом необщего пользования понимается выполнение работ по перемещению грузов и оказанию услуг в местах необщего пользования. К магистральным относятся виды транспорта, не ограниченные территориально, и обеспечивающие перевозочный процесс для субъектов экономики как единая система. Железнодорожный транспорт является магистральным видом транспорта. К железнодорожному транспорту относятся предприятия промышленного железнодорожного транспорта, обслуживающие как правило, предприятия крупного транспортного узла. Для нашей страны роль железнодорожного транспорта выше, чем в других странах, где расстояния являются не столь значительными. В социо-эколого-экономической системе существуют социо-экономические и экологические показатели. Изучение данных показателей проводится в разрезе следующих направлений:

1) определение влияния экономической деятельности на экологию региона;

2) определение влияния экономической деятельности на социальную стабильность в обществе;

3) определение последствий природоохранных мероприятий на экономику региона и социальную стабильность в обществе;

4) определение влияния социальных преобразований на экономику и окружающую среду региона.

Согласно данным направлениям все существенные признаки социо-эколого-экономической системы являются актуальными и обеспечивают целостность взаимодействующей системы.

Социо-эколого-экономической система развивается циклически и включает 3 составляющих элемента: экологического, социального потенциалов и экономического роста. М.А. Бородин в методике оценки устойчивого развития предприятий предлагает проводить анализ по следующим четырем сферам: производственно-технологическая составляющая экономической безопасности предприятия, маркетинговые аспекты экономической безопасности, кадровые аспекты экономической безопасности, финансовые аспекты экономической безопасности [5].

Оценку устойчивости современного предприятия предлагается осуществлять комплексно, используя показатели экономической, социальной, экологической и других видов деятельности. Однако стоит отметить, что приоритетными являются либо экономическая составляющая устойчивости, либо отождествление экономической устойчивости с финансовой устойчивостью. На основе результата анализа статистических показателей, характеризующих экономическую, социальную и экологическую результативность предприятий по видам экономической деятельности, сформируется система показателей, характеризующих устойчивое развитие предприятий с точки зрения итога экономической, социальной и экологической эффективности. В экономический блок включаются показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (в фактических действующих ценах);- инновационную активность (удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, объем инновационных товаров, работ, услуг) [6]. В социальный блок входят показатели, характеризующие профессиональную заболеваемость, условия труда, уровень образования работников. В оценку экологической составляющей устойчивости включаются 3 группы показателей. 1-я группа: показатели, характеризующие загрязнение окружающей среды, такие как выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, объемы сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образование отходов производства и потребления; 2-я группа: показатели, характеризующие ресурсопотребление (потребление энергии, общий объем водопотребления, количество занятой земли; 3-я группа: показатели, назначение которых заключается в характеристике экологосбережения (улавливание и утилизация загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников; использование и обезвреживание отходов производства и потребления, отчисления на рекультивацию земли) [7].

С. Глазьевым и В. Мау была выдвинута идея о необходимости опережающей модернизации. Оценка устойчивости охватывает отдельные направления деятельности предприятий, осуществляет взаимосвязанное исследование достигаемых конечных результатов со степенью использования всех составляющих социо- эколого-экономического потенциала организации, иные результаты оценки должны информировать о проявлении системного свойства целостности, которое определяет способность предприятия сохранять, стабилизировать и развивать свой потенциал, позволяет достигать поставленных целей в соответствии с выбранной стратегией.

Литература

1. Даванков А.Ю., Постников Е.А., Кочеров А.В., Мальнова А.В., Даванков А.Ю., Постников Е.А., Кочеров А.В. Системные взаимодействия биосферных и техногенных процессов в социо-эколого-экономических системах. Журнал экономической теории №3, 2017. с. 75-85

2. Николаева А. В. Автореферат диссертации по теме «Оценка качества окружающей среды для целей управления». Барнаул 2004 г.

3. Кейн О.П. Безопасность среды как определяющий фактор прогнозирования состояния социо-эколого-экономических систем. Материалы пятой международной конференции Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Издательство: Институт экологии Волжского бассейна РАН (Тольятти). 2018 г. с. 355

4. Глазьев С.И. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. – 2011. – № 4. – С. 68 – 85.

5. Бородин М.А. Разработка методики оценки потенциала устойчивого развития экономики машиностроительных предприятий. СПб: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2005. 172 с.

6. Кузина Е.Л. Основы управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте // Инженерный вестник Дона. 2011 №3. С. 348–356.

7. Перский Ю.К., Лепихин В.В. Методологические подходы к оценке устойчивости предприятия как эколого-социо-экономической системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-ustoychivosti-predpriyatiya-kak-ekologo-sotsio-ekonomicheskoy-sistemy (дата обращения: 06.12.2019).

Просмотров работы: 10