С каждым годом развитие общества выходит на новый уровень. Наше государство показывает положительные показатели в образовании детей. Однако, обучение не является единственной задачей образования в современной школе. Важной задачей школы является воспитание достойных граждан нашего общества. Для достижения хороших показателей, необходима работа по решению серьезных проблем, возникающих в государстве. На данный момент одной из нарастающих проблем является распространение экстремистских наклонностей среди школьников. Для изучения этого вопроса в первую очередь необходимо раскрыть основные понятия.
Так, обратившись к толковому словарю Ушакова Д.Н., мы можем дать определение понятию “экстремизм”. Экстремизм - склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике [23, с. 528]. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом говорится, что «экстремизм» – это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них [1].
Для исследования уровня агрессивности был использован опросник Басса-Дарки (Приложение А). Басе и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из 5 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Цель данного опроса - оценка уровня личностной агрессивности. Опросник содержит пять диагностических шкал агрессивности.
Исследуя проблему проявления экстремистских наклонностей у старшеклассников в средней общеобразовательной школе, изучив специальную литературу и проанализировав опыт работы со школьниками в данном направлении и диагностику, проведенную с учащимися, были разработаны рекомендации по профилактике экстремизма среди старшеклассников, в соответствии с гипотезой исследования. В работе по данному направлению необходим целый комплекс мероприятий. После исследования уровня агрессии необходимо также продиагностировать напрямую экстремистские наклонности, вывить отношение учеников к экстремизму. После этого стоит прописать план работы отдельно со всеми вместе и отдельно план работы с учениками разных уровней наклонности. Для старшеклассников с низком уровнем агрессивности стоит проводить занятия по освещению основ экстремистской и террористической деятельности, в которых представляются видеоматериалы, примеры подобной деятельности с параллельными комментариями экспертов. Необходимо предоставить способы агитации антитеррористической деятельности в пространстве Интернета, создание стендов антиэкстремистской направленности. Осуществить проведение учениками анти экстремистской агитации среди средних классов, предоставлять ученикам возможность помогать специалистам школы в проведении мероприятий в данном направлении. Проведение среди детей тренингов по общению, умению обработки получаемой из средств СМИ информации, организация досуга.
Для обучающихся школы со средним уровнем проявления агрессии в первую очередь выявить источники и мотивы проявления подобного поведения, провести работы с данными источниками. Необходима работа по разъяснению таких понятий как манипуляция и тенденция. Зачастую мы можем наблюдать проявление экстремизма под влиянием тенденций протеста именно посредством подобных наклонностей и вследствие манипуляции через сети Интернет, средства СМИ, сомнительные группы. Также, необходимо просвещение о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества. Для данной категории важно провести работу по разъяснению действий при столкновении с людьми, организациями, статьями и другими материалами, пропагандирующими экстремизм.
Особо важна работа с учениками, у которых выявлен высокий уровень агрессивности. У данной категории необходимо в первую очередь исследовать наличие экстремистских наклонностей. В целях профилатики проявления данных наклонностей необходима работа не только с самим учеником, но и с его окружением и родителями. Также как и у учеников со средним уровнем необходимо выявить источники и мотивы проявления подобного поведения. После проведенной работы необходима индивидуальная беседы с целью обсуждения и обработки с клиентом полученной им агитирующей информацией, разъяснение правовой основы дынной проблемы и ответственности за подобные правонарушения. Следует организовать досуг для учеников, проведение факультативных занятий, занятий в секциях и кружках. Особо важно соблюдать следующие правила при общении с учеником:
1) избегать открытого противоречия;
2) сохранять спокойный, доброжелательный тон;
3) с уважением относиться к позиции собеседника;
4) подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;
5) в ситуации оценки, высказываться только от первого лица (это ваша личная оценка);
6) быть лаконичным.
В составе учеников с разными уровнями проявления агрессии и экстремизма можно проводить тренинги, дискуссии, дебаты, где каждый сможет высказать свое мнение и доказать точку зрения. Проведение дискуссий может проходить в форме упражнения Джеффа. В ходе данного упражнения ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Для обеспечения безопасности детям школы необходимо проводить лекции и мероприятия по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, в частности, о правилах поведения при террористических актах.
Условиями эффективной профилактики в образовательном учреждении являются: организация ранней профилактики, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников образовательного процесса.
Для организации профилактической работы со старшеклассниками рекомендована диагностическая технология для исследования уровня экстремизма, проведение бесед и тренингов, обеспечение социальной адаптации учеников в обществе и в Интернет пространстве, технология внедрения, социальное консультирование и проектирование.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие/Москва: Изд-во Институт психотерапии, 2002. – 362.
Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 304с.