ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Каркавцева К.С. 1, Каркавцев С.В. 2, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
2МБОУ СШ № 36 имени Героя Советского Союза П.В. Усова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одной из важнейших задач педагога физической культуры является повышение объёма двигательной активности учащихся. Этого можно достичь посредством привлечения занимающихся к внеурочным и внешкольным формам занятий физической культурой: спортивные секции; факультативы, организация самостоятельных занятий и т.д. [1, 2].

Решение этой задачи невозможно без внутренней заинтересованности учащихся. Ученики должны сами осознавать необходимость занятий физическими упражнениями; применять их в целях отдыха и в качестве повышения уровня своей физической подготовленности. Также для ребят необходим пример того, что и как нужно делать, чтобы добиться успеха.

Достижение высоких спортивных результатов является мощным средством мотивации занимающихся. Члены сборных команд школы по различным видам спорта, добивающиеся успехов на районных, городских, областных соревнованиях, являются живым непосредственным примером того, чего может добиться любой ученик при наличии желания. Участвуя в соревнованиях различного уровня, школьники-спортсмены обогащаются новыми знаниями. При ежедневном общении с друзьями происходит обмен информацией о соревнованиях, обстановке, чувствах и эмоциях; что в свою очередь увеличивает заинтересованность других ребят в спортивной деятельности, в реализации возможности показа своей значимости как индивидуальности.

Баскетбол, являясь увлекательной атлетической игрой, представляет собой ценное средство физического воспитания. Материально-техническое оснащение мест проведения занятий, динамичность игры, зрелищность, эмоциональность – всё это вызывает повышенный интерес не только у самих занимающихся, но и у друзей, знакомых, родителей, увеличивая численность зрителей [3].

Сложность проводимых комбинаций, и наоборот, лёгкость выполнения технических элементов спортсменами вызывают у ребят, вроде бы далёких от спортивных состязаний, желание опробовать свои силы на площадке, заняться более серьёзно своей подготовкой и принять участие в соревнованиях, хотя бы школьного масштаба. Всё это увеличивает массовость физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях.

С целью привлечения наиболее перспективных ребят на тренировки необходимо увеличить их заинтересованность. Решить эту проблему во многом помогает организация нестандартных турниров и матчевых товарищеских встреч.

Одной из внеурочных форм занятий физической культурой является проведение таких нестандартных форм, как проведение праздничных мини-турниров.

Мини-турнир проводится в один день – продолжительностью не более полутора часов, чтобы борьба шла «очко в очко». После проведения жеребьевки играется два тайма по пять минут. Незначительно видоизменяем правила:

Персональные замечания не пробиваются.

На ввод мяча из-за боковой или лицевой линии даётся не более трёх секунд.

При получении трёх командных замечаний следует удаление игрока на одну минуту.

Владение мячом ограничено пятнадцатью секундами.

Эти оговорки в правилах позволяют увеличить динамичность игры; высокий накал борьбы.

На игры допускаются болельщики и приглашаются родители.

Если на первых турнирах наполняемость мест для болельщиков составляла около пятидесяти процентов; то в последующих годах приходилось устанавливать дополнительные скамейки и открывать двери с обеих сторон, зал не мог вместить всех желающих.

Если организация мини-турниров в общеобразовательных учреждениях направлена на эмоциональное восприятие игры: обстановка, зрелищность, ажиотаж перед турниром, и т.д.; то организация товарищеских матчевых встреч носит иной характер. Здесь на первый план выдвигается спортивный азарт.

1. Игры с более сильным соперником позволяют:

а). Почувствовать более высокий организационный уровень игры и, что немаловажно поучаствовать в игре более высокого уровня.

б). Незначительный проигрыш в три-пять очков вырабатывает чувство <<спортивной злости>>; желание отыграться, взять реванш; что в свою очередь увеличивает мотивацию у занимающихся.

2. Победы над более слабым соперником не дают ребятам потерять уверенность в своих силах, заинтересованность в спортивном успехе. Кроме того, достаточно большое количество сыгранных товарищеских встреч на площадках соперников уже в первые два года обучения позволяют ребятам избежать появления «боязни чужого поля». У игроков вырабатывается умение адаптироваться к изменившимся условиям проведения матча. Другое освещение, баскетбольные щиты, чужие болельщики и т.д. – всё это уже не оказывает большого влияния на психологическое состояние игроков, как это было бы без предварительной подготовки. Фактически у ребят вырабатывается «иммунитет» к сбивающим факторам, что немедленно сказывается на качестве игры.

Игра в баскетбол предъявляет организму ребёнка довольно высокие требования. Без хорошей общей и специальной физической подготовки освоить технические и тактические приёмы баскетбола очень сложно и не каждому под силу. Поэтому необходимо заложить определённый фундамент; развить необходимые физические качества, учитывая анатомо-физиологические особенности своих подопечных. Но педагоги физической культуры, работающие в общеобразовательных школах, сталкиваются с проблемой иногда называемой: «дефицит тренировочного времени». Большое количество уроков, занятость спортивного зала, недостаточное количество учебно-тренировочных занятий в недельном цикле вынуждают педагога жертвовать каким-либо компонентом подготовки спортивной команды. Одним из способов решения этих проблем в нашем общеобразовательном учреждении стала организация «зарядок-тренировок».

«Зарядки-тренировки» или один дополнительный час подготовки перед началом учебных занятий имеет следующие положительные аспекты:

Шесть дополнительных учебно-тренировочных занятий в недельном цикле.

Возможность решать задачи технической и общефизической подготовки; что высвобождает значительное количество времени на основных тренировках для решения более важных задач тактической и специальной физической подготовки.

Ранее начало занятий дисциплинирует занимающихся; требует проявления морально волевых качеств, что в значительной степени способствует становлению «боевого духа» команды.

Наличие душевых в раздевалках позволяет соблюдать занимающихся соблюдать гигиенический режим после тренировок и нередко основам закаливания.

Повышение работоспособности занимающихся на учебных занятиях.

Применение зарядок-тренировок дало большой оздоровительный эффект. Уровень общей заболеваемости в группах занимающихся за последние несколько лет снизился в три раза. А также с практической точки зрения тоже наблюдается положительный эффект. Если четыре-пять лет назад в периоды пика эпидемий гриппа и простудных заболеваний дважды в год на значительный период выбывали из двух групп в общей сложности до четырнадцати человек, то в последние два-три года – не более двух-четырёх человек из двух команд.

Кроме того, объём работы, проделанный на зарядках-тренировках существенно повышает уровень общефизической подготовленности игроков, что позволяет увеличивать насыщенность и интенсивность основных тренировок.

Одним из базовых компонентов технической подготовленности баскетболиста является бросок мяча по кольцу. Точность или неточность бросков по цели немедленно сказывается и на счёте игры, и на организации действий команды, и на психическом состоянии баскетболистов. Заслуженный тренер СССР А.М. Зинин, более тридцати лет работающий детским тренером, считает, что «постановке» броска своим воспитанникам необходимо уделять максимум времени. Он склоняется к точке зрения целесообразности обучения разным стилям броска в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и игровой ситуации [4].

Отработка технических элементов требует очень много времени. Опять же, в общеобразовательном учреждении, перед педагогом-тренером остро встаёт проблема «дефицита тренировочного времени». Указанные выше проблемы не дают возможности уделять достаточного количества времени отработке этого важнейшего компонента технической подготовки.

Помимо зарядок-тренировок мы нашли ещё один выход из сложившейся ситуации. Пять перемен между шестью уроками по пятнадцать минут дают пятьдесят минут тренировочного времени ежедневно в учебные дни, т.е. шесть раз в неделю. Мы используем пока четыре дня. После звонка с урока, в течение двух-трёх минут, ребята успевают переодеться. И десять минут имеем возможность отрабатывать технику бросков с учётом индивидуальных особенностей каждого.

Два состава распределены по своим дням. В один день работает группа человек семь, плюс два-три желающих, не занимающихся в группах. Таким образом, каждый член команды работает на переменах над техникой бросков три раза в неделю примерно по одному часу.

Примерный расклад работы на переменах в один день:

1-я перемена – щтрафной бросок

2-я , 3 – я – средний (2-4 метра) бросок с места

4-я – трёх очковые броски

5-я – средний бросок в прыжке.

На следующий день меняется очерёдность выполнения упражнений, иногда добавляются новые элементы: броски после получения передачи; «темповые броски»; учебная мини-игра; и т.д.

«Рабочие» перемены по физической культуре способствуют:

улучшению техники выполнения бросков по кольцу – важнейшего технического элемента, с учётом индивидуальных особенностей каждого игрока и его игрового амплуа;

«высвобождению» тренировочного времени для решения задач специальной физической, функциональной и тактической подготовки;

увеличению интенсивности основных тренировок (т.к. отработка технических элементов – это в основном работа малой и средней интенсивности);

восстановлению работоспособности в связи с другими учебными предметами («активный отдых»);

увеличению уверенности в собственных силах у игроков второго и третьего составов («я тренируюсь больше других, значит буду играть лучше их»);

привлечению на рабочих переменах трех-пяти желающих, не занимающиеся в группах с целью повышения массовости физкультурно-оздоровительной работы.

В отличие от детско-юношеских спортивных школ, в школах общеобразовательного типа довольно большая «текучка кадров». В силу своих возрастных особенностей (большой диапазон интересов; их смена; неустойчивость психики и т.д.) многие ребята перестают посещать занятия уже после первого месяца тренировок. Вот здесь и выручают «нестандартные» формы внеучебных занятий: зарядки; допуски на рабочие перемены; первенство школы. Приток новых ребят, проявляющих желание заниматься спортом, примерно равен числу игроков, прекративших посещать тренировки. Поэтому численность групп почти постоянна. Это основной состав команды (8-10 игроков) и 8-10 «статистов» (ребят, которые занимаются не из спортивных амбиций, а из личных соображений). Таким образом, за учебный год проходит заниматься в общей сложности около сотни ребят в возрасте от 11 до 18 лет.

Организация внешкольных самостоятельных занятий. Одной из основных задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях является воспитание потребности и умения самостоятельно (!) заниматься физическими упражнениями, сознательно (!) применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья.

Перед педагогом физической культуры остро стоит задача существенно повысить двигательную подготовленность учащихся и научить их самостоятельно (!) тренировать недостающие или слаборазвитые двигательные способности в каникулярное и свободное от занятий время (из программы физического воспитания учащихся с направленным развитием двигательных способностей; Министерства Образования Российской Федерации) [5].

Повышению (или хотя бы сохранению) уровня технической и физической подготовленности способствует правильная организация самостоятельных учебно-тренировочных занятий. Более конкретно, что касается спортивных команд в условиях общеобразовательной школы:

Период летних каникул – период риска наибольших потерь тренировочного времени в общеобразовательной школе. Отсутствие организующей деятельности и контроля со стороны педагога; разъезд подопечных на каникулы; невозможность занятий в оборудованном зале – факторы, резко снижающие уровень тренированности игроков, взаимопонимания, наигранности команды. Поэтому осенью требуется достаточно большой период времени для восстановления игровых навыков, «пристрелки» к кольцу, достижения оптимального уровня тренированности. Избегать этого нам помогают следующие мероприятия:

Оборудование и использование игровых площадок, расположенных во дворах, на последних предканикулярных тренировках (привыкание к временному месту занятий). Довольно часто подобные площадки летом пустуют или используются не по назначению. Оказав помощь по реставрации площадок (приборка, кольца, сетки, разметка), мы как бы «вдыхаем» в них новую жизнь. Игроки, на первых порах, выступают в роли инструкторов по использованию данного места занятий, показывая пример, чем и как можно здесь заниматься. Ведь не секрет, что многие желающие банально стесняются. В результате анкетирования, проведённого в школе, можно сделать вывод, что 50% площадок функционируют все три каникулярных месяца.

Организация мини - матчей в первые дни каникул, до начала разъезда подопечных.

Тёплая летняя погода; яркая форма; вечернее время матчей, азарт игры – собирают довольно большое количество зрителей. Обычно это – два- три матча (баскетбол на площадке плюс футбол на поле возле школы). Согласно результатам анкетирования среди игроков средней и старшей группы, «запала» хватает почти на полтора месяца; до пика разъезда ребят по лагерям, деревням, курортам и т.д.

Ремонт и раздача списанного инвентаря. Каждый год из строя выходит семь - восемь мячей (ниппеля, грыжи, проколы). Проведя несложный мини - ремонт, раздаём мячи безвозмездно ребятам, желающим продолжать тренироваться в летний период самостоятельно.

составление и выдача программ по поддержанию спортивной формы членам спортивных команд.

Предпринимаемые меры позволяют свести к минимуму влияние от потерь тренировочного времени в летний период.

«Смотровые тренировки». Однако, мы не ограничиваемся подготовкой узкоспециализированных команд, то есть только баскетболистов. Одной из задач педагога физической культуры является увеличение массовости физкультурно–оздоровительной работы; то есть необходимость вовлечения в спортивную деятельность как можно большего количества участников. Много ребят, обладающих двигательными способностями, желанием заниматься и выступать на соревнованиях, особенно в среднем и старшем возрасте, в силу своих возрастных особенностей и черт характера (мнительность, неуверенность в своих силах и т.д.), просто стесняются проявить какую-либо активность и не имеют четкой позиции. Задача педагога физической культуры во многом и состоит в том, чтобы найти таких учеников и склонить их хотя бы к попытке реализации своих возможностей, и дальнейшей работе по развитию физических качеств и способностей. Во-первых, мы стремимся к улучшению двигательной подготовленности занимающихся и увеличению их заинтересованности в спортивном успехе. Во-вторых, занимающиеся не должны быть зациклены только на одном виде спорта. Подготовка в этом возрасте должна быть разносторонней, расширяя кругозор ребят и диапазон их интересов, поэтому стараемся готовить команды и выступаем на соревнованиях по различным видам спорта.

Увеличить количество отбираемых перспективных ребят позволяют «смотровые» тренировки. Такие тренировки проводятся в течение трёх - пяти дней за две-три недели до соревнований. Первые две тренировки носят «втягивающий» характер, средней и малой интенсивности, на которых применяются задания невысокой сложности. Последние две тренировки – контрольные, на которых происходит отбор в команду, основанный на спортивном принципе – в команду попадают лучшие, независимо от предпочтений учителя или от прошлых заслуг ученика. Ребят, которые не попали в команду, необходимо постараться привлечь к дополнительным занятиям физической культурой.

Применение «смотровых» тренировок позволяет, не затрачивая специального времени на эти цели, производить спортивный отбор ребят, обладающих определёнными способностями и даже проводить политику спортивной селекции (отбора перспективных ребят, уже обладающих определёнными навыками и опытом участия в соревнованиях, и направлению их на занятия в детско-юношеские спортивные школы).

Таким образом, можно сделать заключение о том, что реализация учебной дисциплины «Физическая культура» в системе образования должна сопровождаться применением нестандартных форм проведения занятий физической культурой и спортом. Необычные внеурочные тренировочные занятия и внешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия будут способствовать повышению оптимизации умственной и физической работоспособности занимающихся в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом. Рассматриваемые факторы, значительно повлияют на рост числа подростков и молодежи, стремящихся вести здоровый образ жизни, что является одной из приоритетных задач современной системы физического воспитания.

Список литературы:

Скаржинская Е.Н. Спортивная педагогика в информационном обществе // Теория и практика физической культуры. - 2013 июнь. №6. С. 51-54.

Тихонов А.М. Основные подходы к преподаванию физической культуры в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом // Теория и практика физической культуры. - 2014 май. №5. С.13-15.

Андрионов М.В. Спортивная специализация как современный подход к совершенствованию физкультурного образования школьников // Теория и практика физической культуры. - 2014 февраль. №2 С. 9.

Ишухин В.Ф. Баскетбол. Стритбол : учеб.-метод. пособие; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. ‒ 116 с.

Лях В.И, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2012 г.

Просмотров работы: 98