В статье рассматривается вопрос о том, как родители каждый день проводят долгие беседы на тему как вырасти хорошим воспитанным ребёнком. Привить ребенку понятие о том, что такое хорошо, а что плохо. Часто беседы заканчиваются так: «Мы хотим воспитать тебя хорошим человеком!» Интересно, что имеют они в виду? По словарю С. И. Ожегова понятие «воспитать» имеет три значения:
1.Вырастить, дав образование, обучив правилам поведения.
2. Путём систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер.
3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь.
Хочется верить, что изучая жизнь, историю, культуру, традиции все будут достойными людьми своей страны. В этом заключается актуальность данной проблемы.
Ключевые слова: сохранение культурного наследия Северного Кавказа, педагогика, субординация, воспитание, пословицы, поговорки, кавказская культура, менталитет.
Sidorenko Elena TV-01217
Litvinova Elena Robert candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of vocational education
Nevinnomysskiy state humanitarian-technical Institute
Russia, Nevinnomyssk
В статье рассматривается воспитании детей на Кавказе. Народная педагогика — педагогика семьи и окружающей ее родственной и местной среды. И в этом ее особая ценность, ведь роль семьи как «естественного воспитателя» всегда будет первостепенной.
Народные уроки достойного поведения многообразны и богаты. Это — семейные традиции и обряды, пословицы и притчи, житейские правила и мудрые советы старших в назидание младшим.
На Северном Кавказе почитают старших, стариков. Это повелось издавна. Когда-то огромные семьи жили в одном доме. Во главе такой семьи стоял старший мужчина. Он пользовался нерушимым авторитетом и неограниченной властью. А в селении вся жизнь контролировалась старейшими людьми — аксакалами. Исследователь Р. Магомедов приводит воспоминание пожилого крестьянина.
Он, тогда еще мальчик, бежал исполнять поручение отца и поэтому отказался выполнить просьбу аксакала, встреченного им по дороге. Отец узнал об этом и наказал сына. Когда мальчик спросил, за что отец его наказывает — ведь он выполнил его поручение, отец ответил: «Разве ты не мог сообразить, что этот человек старше меня?»
Традиционно здесь мужчина — глава семьи. С рождением мальчика семью поздравляют: «Пусть будет новорожденный старшим братом пяти-шести своих младших братьев». К рождению девочки прежде относились иначе: «Родился камень для чужой стены». Но тем не менее женщина-мать всегда пользовалась уважением.
Народные заповеди наказывают беречь мать: «Если для того, чтобы накормить мать, ты даже на ладони своей изжаришь яичницу — и то ты в долгу у матери!» По неписаному народному этикету в семье старший из мужчин обязан был почитать старейшую в доме женщину, уважать порядок, который она устанавливала на женской половине дома, в хозяйстве.
Кавказский поэт Расул Гамзатов в поэме «Берегите маму!», выражая отношение народа к матери: говорит: «Душу мира — маму — береги!»
При всем искреннем, стойко сохраняемом уважении к старшим, к старикам на Северном Кавказе всегда любили и любят детей, внимательно относятся к их воспитанию. Это, в частности, нашло отражение в заповеди: «Если не дашь напиться самому младшему в первую очередь, то высохнут семь горных родников».
Дети знают, что от их поведения зависит авторитет родителей среди родственников и односельчан. Ведь не случайно старшие, приветствуя друг друга, не забывали упомянуть: «Да возрадуют вас дети и внуки ваши!» Семьи, где выросли хорошие дети, всегда пользовались и пользуются уважением и почетом.
Дни рождения детей у кавказцев не принято было праздновать, но «детских праздников» набиралось не так уж мало. Отмечали сорок дней от рождения, дни подрезания первых ногтей, первого шага, появления первого зуба. «Первый зуб» — это большой праздник.
Если отбросить религиозную оболочку некоторых норм (а это делает, прежде всего, изменившаяся жизнь), то нетрудно заметить, что за нею стоят выработанные веками гуманные нормы человеческих отношений. Детей учат необходимым и полезным правилам поведения в семье и обществе. Например, младший первым приветствует старшего. Тот, кто едет верхом - идущего пешком. Спускающийся с горы - поднимающегося наверх. Проводящий — сидящих. Пришедший — собравшихся.
С малых лет ребятишкам внушают: воровство и ложь — позор для человека. Народная педагогика учит ребенка заботливому отношению к людям: «На дороге ставь кувшин с водой — для прохожих». Высоко ценится учение: «Сильный поборет одного, а ученый — тысячу», «Начало науки — ум, начало ума — терпение». Наказы предупреждают молодых о необходимости знать меру своим силам: «Не бери камень, который не можешь поднять», «Не заплывай туда, откуда не можешь выплыть».
Не следует оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня: «Лягушка потому и без хвоста, что оставила его приклеить на завтра».
Есть народные представления о качествах, без которых человек не может считаться духовно здоровым. Из поколения в поколение передаются наказы о дружбе. Говорится: «Счастье, куда идешь? — Туда, где дружба». И друзей надо беречь: «Тысячу друзей имеешь — мало, одного врага имеешь — много!» Народная мудрость предостерегает и от фальшивых «друзей»: «Не заводи себе друга, который дарит тебе рот, а другим — сердце».
Народ на первый план ставит честь человека: «У бесчестного пазуха полна, а лицо черно». «Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство утратил». Настоящий человек должен всегда следить за своим поведением, достойно держать себя на людях, быть сдержанным в питье и еде. Сдержанность — первый признак зрелости! Особенно сдержанность в словах. «Язык — кремень, слова — искры. Они могут вызвать пожар. Будь осторожен, разговаривающий!» «Для того горло узко, — гласит народная пословица, — чтобы скоро не выходило слово». Но коль решил сказать правду, «держи ногу в стремени», то есть будь готов ее защитить даже в бою. Умей и сам принимать правду. Она бывает горька, но плоды ее сладки.
На Северном Кавказе принято наказы молодым запечатлевать в виде напутственных надписей на различных вещах и даже на самом доме. На воротах: «Углубляйтесь в лес и не бойтесь рычания львов; если надвигается страшное испытание, смело идите вперед». Надписи в доме: «Мы не имеем право быть униженными, каким бы страданиям ни подвергались», «Не ищите справедливости у предателя».
Но вернемся к воспитанию ребятишек. Обычно к шести-семи годам воспитание мальчиков целиком переходило к отцу, девочек — к матери. И делалось это, как мы скажем сейчас, в интересах их трудового обучения. И мальчики, и девочки с раннего возраста воспитывались в труде. Дети — помощники старших в пахоте, севе, в изготовлении и ремонте сельскохозяйственных орудий, пошиве одежды и т. д.
Существовало традиционное разделение труда мужского и женского. Например, изготовление ковров — дело женское. Девочки в семьях ковровщиц чуть не с колыбели помогали матерям ткать чудесные ковры — учились мастерству. А вот изготовлением оружия, посуды и украшений в чеканке в селении Кубачи всегда занимались мужчины. Их искусство известно за пределами страны. Обучение мастерству происходит в семье. Ребята относятся к этим занятиям с высокой ответственностью. Обычно отец сажал против себя шести-семилетнего сына, и тот наблюдал, как из куска металла создается произведение искусства. И помогал старшему: подавал нужный инструмент, прибирал в мастерской. Затем отец поручал сыну посильную работу. За ошибку ребенка никогда не ругали, а тут же учили, как надо правильно делать. Задания все усложнялись, пока сын не овладевал мастерством отца.
А девочки из Кубачей ткали ткани для черкесок, вязали шерстяные разноцветные чулки, вышивали на платках тончайшие узоры серебряными и золотыми нитями. В ауле Балхори гончарным производством занимались исключительно женщины, и девочки с пяти-шести лет наблюдали за работой матери, подавали глину, учились ее замачивать и т. д. Для подростков даже изготовлялись специальные небольшие гончарные круги. Девочки начинали с изготовления свистулек, игрушек, маленьких пиал и постепенно достигали высокого искусства. И сегодня на Северном Кавказе живы народные ремесла — старшие обучают им детей. Живы и многие семейные традиции, и народные праздники, и мудрые правила человеческого общения. В последние годы в республике работают комиссии по укреплению полезных традиций и обычаев, по внедрению в быт новых обрядов и ритуалов, основанных на находках народной педагогики. Очень часто в работе этих комиссий вместе с педагогами, культработниками, представителями женсоветов участвуют уважаемые и заслуженные старики — аксакалы.
Заключение
В воспитании ребенка главную роль играет семья. Именно то, что ребенок приобретает в семье в детские годы, остается с ним в течение всей его жизни. Ребенок значительную часть своей жизни проводит в семье, и поэтому ничто не воздействует на личность ребенка, как семья. Самые основные личностные качества ребенка закладываются в семье. Семья может оказывать на личность ребенка как положительное, так и отрицательное воздействие. Ребенок, словно губка, легко впитывает все, что видит и слышит. Как бы ребенка не учили и не прививали ему, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он все равно будет принимать, то что видит на примере окружающих его взрослых. Никакой другой социальный институт не может принести столько положительного и нанести столько вреда, сколько может сделать семья.
Семья – это коллектив, который играет основную и важнейшую роль в воспитании ребенка. От родителей во многом зависит психологическое состояние ребенка: у тревожной, легко возбудимой матери вырастают тревожные дети; у несдержанного отца зачастую вырастают дети такого же типа. Следовательно, перед семьей стоит большая задача, состоящая в том, чтобы максимизировать положительные влияния и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка. В воспитании маленького человека главным является достижение душевной гармонии между родителями и ребенком. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процесс воспитания. Особенно нельзя в старшем возрасте оставлять ребенка наедине самим с собой. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, учится правилам поведения в различных ситуациях. Важно, чтобы ребенок видел, что у взрослых слова не расходятся с делом, теория с практикой. Если родители курят или пьют, а ребенку внушают, что это плохо, он рано или поздно может приобщиться к той или иной пагубной привычке.
Одной из типичных ошибок родителей в воспитании детей состоит в том, что они навязывают детям свои интересы, идеи, планы, хотят реализовать через детей неосуществленные мечты (отец или мать мечтали стать врачом или художником, но в силу каких-то причин не смогли). Многие родители через детей пытаются реализовать определенные установки или цели.
Любовь родителей к ребенку является безусловной, то есть, они его любят просто за то, что он есть, несмотря на какие-то его недостатки. Но также существует обусловленная любовь, которая возникает в случае, когда ребенок не оправдал ожиданий родителей в учебе, поведении. В этом случае отношение родителей меняется в худшую сторону. Культура, обычаи, традиции и менталитет любого народа проистекают из особенностей быта, а их основы закладываются традиционным воспитанием еще в детские годы.
Традиционное кавказское воспитание подрастающих поколений было направлено на то, чтобы вырастить целеустремленного, стойкого человека, который умел бы извлечь максимальную выгоду из небольшого клочка земли, а также умел бы беспрекословно подчиняться старейшинам.
Важнейшей особенностью традиционного кавказского воспитания и менталитета является стремление к самосовершенствованию, которое должно сохраняться в течение всей его жизни. Важное место на Кавказе уделяли воспитанию самостоятельности детей. На Кавказе не принято было ограждать маленьких детей от помощи старшим по домашним делам. Девочки помогали взрослым женщинам в домашних делах, а мальчики – отцам и другим старшим мужчинам. Из девочек старались воспитать хороших домохозяек и умелых рукодельниц. Их чаще, чем мальчиков, заставляли заниматься домашними делами.
В воспитании больше внимания уделялось соблюдению субординации младших перед старшими, женщин перед мужчинами. Помимо субординации перед старшими, существовал обычай приучать детей к строгому выполнению всех наложенных на него обязанностей. В целом, характерной особенностью традиционного кавказского воспитания было приучение детей к самостоятельности и проявлению инициативности, но под контролем старших. В настоящее время под влиянием легких жизненных благ, во многом изменилась традиционная кавказская культура, а также – традиционные принципы кавказского воспитания.