В условиях социально-духовного кризиса повышается интерес исследователей к проблематике ценностей человека. Система исследования ценностных ориентаций молодежи, в частности студенчества, особенно актуальна, так как молодежь является не только будущим нашей страны, но и тем поколением, которое будет передавать ценности своим потомкам.
Психологическое здоровье личности неотделимо от духовно-нравственных ориентиров, которыми выступают ценностные ориентации.
Ценности личности всегда интересовали ученых, в психологической литературе написано много работ, как отечественных, так и зарубежных авторов. Ценностные ориентации нашли свое отражение в трудах Б.С. Братуся, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, М. Рокича и др.
В психологической литературе понятия «ценностей» и «ценностных ориентаций» часто рассматривают, как синонимы.
Б.С. Братусь понимает ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни»[1, с. 89].
В понимании Леонтьева Д.А. ценности это «жизненные цели, смыслы и идеалы, несводимые к однозначным предписаниям и задающие только общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры» [6, с.21].
М. Рокич определяет ценности, как «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [Цит. по:5, с.15].
А.Г. Здравомыслов считает, что ценностные ориентации - это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [4,с.732].
Ценности относятся к духовной жизни человека. Проблематике духовной жизни общества посвящены труды Е.В. Викторовой, С.Б. Токаревой, Д.В. Филюшкиной, Т.И. Яковук, и др.
Е.В. Викторова рассматривает духовность как «совокупность нравственных и интеллектуальных интересов, имеющих первостепенную значимость для личности или общества» [3,с.9].
Буравлева Н.А. о сущности духовности пишет следующее: «Духовность, как высшая подструктура человека, выполняет системообразующую функцию в формировании целостности психического мира личности, выполняет роль регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. Важнейшими психологическими характеристиками духовности являются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки и поведение» [2, с.192].
Духовность, по нашему мнению это верхний ярус нравственной составляющей зрелой личности, способность человека к самоанализу своих поступков, уход от материалистических ценностей в пользу гуманистических, таких как добро, красота, справедливость и др.
По словам Молчановой Е.В. и Корнеевой Т.В. «Духовные ценности являются механизмом социальной ориентации и регулирования, как для отдельного индивида, так и для социальной группы, они придают необходимую степень порядка и предсказуемости, в конечном итоге приводящую к духовной безопасности общества» [7,c. 150].
Главными составляющими благополучного социума являются моральные ценности, которые приобретаются во время социализации личности и передаются от поколения к поколению.
В настоящий момент передача духовных ценностей нарушена. Новые социально-экономические условия в стране усиливают разрыв в межпоколенческом взаимодействии.
Одним из главных факторов межпоколенческого разрыва является разность взглядов и социального опыта представителей молодого и старшего поколения. Молодежь зачастую пренебрегает опытом пожилых людей, считая их взгляды устаревшими и отставшими от технического прогресса.
К сожалению, ценности предыдущих лет утрачивают свою значимость, а новые еще не сформированы, образуется духовный вакуум, эта проблема особенно актуальна в среде молодежи.
В этих условиях, как сообщает в своей монографии Д.В. Филюшкина, «духовная люмпенизация как продвижение человека и общества к примитивной и низкой духовности в процессе социокультурных изменений и ее проявление в ценностном мире и коммуникативно-поведенческих практиках приобретает статус актуальной научной проблемы» [9, с.8].
Анализируя материалы социологического мониторинга студентов УРФУ [8] , которое проводилось в течение 21 года (1995-2016 гг.) и состояло из 7 этапов, мы выделили несколько особенностей ценностных ориентаций в эпоху идеологического кризиса.
Общественные идеалы у молодежи сменились на индивидуальные личностные ориентиры. Ценности стали носить материальный, прагматичный характер. Менее значимые стали ценности красоты и прекрасного. На первый план вышли ценности материального благополучия, такие как самореализация и гедонизм.
Анализ литературы про студенческий возраст, про их ценностные ориентации и влияние ценностных ориентаций на профессию показывает, что существует противоречие между значимостью вопросов ценностных ориентаций студентов, а с другой стороны недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы ценностных ориентаций у студентов разных профилей подготовки.
Противоречие позволило определить проблему исследования, которую можно сформулировать так: существуют ли отличия в ценностных ориентациях студентов разных профилей подготовки.
Цель нашего исследования: определить различия ценностных ориентаций студентов психолого-педагогического и горного факультета.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ценностные ориентации студентов влияют на их выбор профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение личности происходит не только с учетом своих возможностей, но и с системой своих внутренних убеждений. Ценности выступают внутренним ориентиром выбора профессии.
В связи с этим данное исследование посвящено детальному рассмотрению ценностных ориентаций студентов разных профилей подготовки.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Забайкальский государственный университет». Выборку составили студенты разных факультетов (психолого-педагогического – 30 человек и горного – 30 человек), всего 60 человек, в возрасте от 20 до 25 лет, из них 31 девушка и 29 юношей.
Применялся метод тестирования:
Методика ценностных ориентаций М. Рокича;
Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности;
«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой.
Для сравнения двух независимых выборок мы использовали статистический U-критерий Манна-Уитни. Рассмотрим статистически значимые различия между ценностями студентов двух факультетов.
По методике М. Рокича, в группе терминальных ценностей, наибольшую направленность на материально обеспеченную жизнь (средне групповые показатели 7,2 и 9,7; p<0,05) имеют студенты психолого-педагогического факультета. Вместе с тем, ориентация на образованность в инструментальных ценностях у них тоже выше, чем у горняков (средне групповые показатели 6,4 и 8,5; p<0,05).
В связи с тем, что профессия психолога предполагает постоянное обучение и расширение своего кругозора, прохождение собственной терапии, можно предположить, что направленность на данные ценности связана с желанием дальнейшего профессионального развития, а не только с прагматизмом, свойственном современной молодежи.
У студентов горного факультета такие инструментальные ценности, как «аккуратность» (средне групповые показатели 6,3 и 8,5; p<0,05), «высокие запросы» (средне групповые показатели 11,8 и 14,4; p<0,05) и «непримиримость к недостаткам к себе и других» (средне групповые показатели 12,7 и 14,7;p<0,05) являются более значимыми, чем у студентов психолого-педагогического факультета.
Возможно, данные результаты связаны со спецификой выбранной специальности. Работа горняка требует высокой дисциплины и точности работы с оборудованием. В связи с высоким процентом риска для жизни и здоровья в данной профессии важно быть аккуратным, ответственным, уверенным в себе и в своих силах, обладать хорошим психологическим и физическим здоровьем.
По методике Ш. Шварца и Бубновой С.С. достоверно значимых различий между ценностными ориентациями студентов психолого- педагогического и горного факультетов выявлено не было.
Резюмируя результаты эмпирического исследования, мы можем говорить о том, что наша гипотеза подтвердилась частично. Между студентами психолого-педагогического факультета и их ровесниками, обучающимися на горном факультете были выявлены значимые различия по 6 ценностным ориентациям.
Практическая значимость результатов данного исследования в том, что может быть использована для педагогической работы со студентами с целью актуализации нравственного воспитания молодежи с учетом профиля обучения.
Данная тема несомненно, требует более детального исследования. В качестве перспективы дальнейшей работы, можно выделить исследование динамики ценностных ориентаций у студентов гуманитарных и технических направлений профессиональной подготовки.
Список литературы:
Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. 2-е изд., перераб. и доп. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии. М. : Никея, 2019. 907с.
Буравлева Н.А. Понятие «Духовность» в современной психологии // Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С.189–193.
Викторова Е.В. Социология духовной жизни: Учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. 80с.
Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации / А.Г. Здравомыслов // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.732.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
Леонтьев Д. А. Ценность, как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 21.
Молчанова Е.В., Корнеева Т.В. Ценностные ориентации студентов как основа духовной культуры молодежи // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1. С.149–153.
Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала [Текст] : [монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского ; М-во образования и науки. Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина [и др.]. - Екатеринбург : УрФУ, 2017. 902 с.
Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. 230 с.