ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТАГЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТАГЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Алипченкова А.А. 1, Горлина Д.А. 1
1БФ РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день современным компаниям необходимо проявлять должную осмотрительность к своему контрагенту, поэтому им предлагается огромное количество проектов, таких как «знай своего контрагента», автоматизированная проверка потенциальной аффилированности контрагентов с помощью информационной системы RADAR, предоставляемая компанией KPMG и т. д.

Актуальность и значимость данной темы состоит в том, что для формирования представления о финансовой ситуации и устойчивости определенного бизнеса необходимо раскрывать полную информацию о существующих рисках предприятия, таким образом, возникает вопрос о правильной проверке партнеров предприятия или контрагентов, а также о раскрытии информации.

Каждое современное предприятие в ходе своего существования так или иначе взаимодействует с заинтересованными лицами, в том числе со своими контрагентами, которые в свою очередь могут оказывать влияние на ее деятельность. В целях эффективного развития бизнеса необходимо учитывать все интересы контрагентов, искать способы их удовлетворения, что должно быть предпринято в стратегии управления компании.

Проверка контрагентов является важнейшим элементом при обеспечении комплексной безопасности и, наряду с другими организационными мерами, направлена на достижение следующих целей:

- Укрепление хорошей репутации. Недобросовестные поставщики и мошенники теряют интерес к компаниям, серьезно занимающимся собственной коммерческой безопасностью;

- Повышение дисциплины труда среди менеджеров отделов сбыта и снабжения и ряда отделов, ответственных за заказ работ и услуг у сторонних предприятий. Недобросовестным сотрудникам становится значительно сложнее использовать свои должностные полномочия для извлечения личной выгоды путем получения неофициальных тайных платежей и заключения невыгодных для компании контрактов с аффилированными компаниями;

- Снижение рисков образования просроченной дебиторской задолженности;

- Снижение рисков отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС. Данный пункт очень важен для компаний-экспортеров, так как при экспорте товаров и услуг ставка налога на добавленную стоимость равна 0%, и уплаченный НДС внутри страны будет возвращен экспортеру. Налоговый орган может отказать в возврате НДС компании, в отношении которой совершено правонарушение, в случае, если он не проявила должную осмотрительность при заключении контракта;

- Снижение рисков встречных и синхронных налоговых проверок, организованных в адрес контрагента. Налоговые инспекторы проводят синхронные выездные налоговые проверки, чтобы минимизировать возможные исправления в документах. Сущность встречной налоговой проверки заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге в налоговый орган либо получении инспекторами необходимой информации от третьих лиц.

Контрагенты любого современного предприятия способны изменить политику и стратегию компании таким образом, чтобы она отвечала их интересам и целям, так как они являются одними из участников экономического обмена.

Можно выделить следующие потенциальные риски, которые связаны с деятельностью контрагентов в современном предприятии:

1. Нарушение сроков поставок, количества поставляемой продукции, а также поставка некачественного материала (данный риск возникает со стороны поставщиков);

2. Нарушение способа оплаты, договоренностей о ценах и так далее. (со стороны покупателя);

3. Неисполнение контрагентом по истечении срока, предусмотренного контрактом, своих обязательств;

4. Несостоятельность или банкротство контрагента, или наличие признаков банкротства;

5. Остановка производства (деятельности) контрагента вследствие происшествий экологического характера (аварии, пожар);

6. Налоговые риски (выявление налоговыми органами подозрительности сделки);

7. Политические ситуации (санкции).

Последствия вышеперечисленных рисков так или иначе негативно сказываются на деятельности современной компании, приводят к дополнительным растратам, срывам поставок или оказания каких-либо услуг, подрывают доверие со стороны клиентов компании, тем самым оказывая негативное влияние на деловую репутацию предприятия.

В связи с этим, усиливаются значение и роль процедуры проверки контрагентов на благонадежность. В качестве иллюстрации предлагается график распределения российских компаний по риску неблагонадежности (рис.1).  График рассчитан на основе индекса должной осмотрительности (система СПАРК-ИНТЕРФАКС).

Рисунок 1 График распределения российских компаний по риску неблагонадежности

Вследствие изменчивости рынка и мира в целом проверка контрагентов на сегодняшний день является не только методом осмотрительности организации, с помощью которого компания имеет возможность минимизировать риски, но и законодательной нормой.

Борьба с неблагонадежными компаниями перешла в новую фазу. Возможности налоговых органов по выявлению схем ухода от налогов радикально расширились. Федеральная налоговая служба предупреждает об ответственности в выборе контрагента. То есть организация должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. При появлении у налоговой инспекции претензий к контрагенту компания так или иначе окажется участником данного события.

На сегодняшний день в России по статистике зафиксировано:

• 18 % российских компаний - фирмы-однодневки;

• ежемесячно происходит около 1000

банкротств;

• за 1 месяц ликвидируется порядка 45 000 компаний;

• 17 % компаний меняют свои названия в течение года;

• около 2 000 000 юридических лиц не предоставляют бухгалтерскую отчетность;

• ежегодно происходит смена среди 21 % руководства;

• 20 % фирм меняют свои адреса;

• 18 % телефонных номеров организаций являются неактуальными.

Часть информации можно уточнять напрямую путем запроса в компанию. Стоит иметь в виду, что ни компания, ни налоговый орган законодательно не обязаны предоставлять данные, поэтому не следует пытаться оказать давление при отказе на запрос интересующих сведений. Это распространенная ошибка, которая может навредить установлению деловых связей. Однако если отказавшая в предоставлении сведений компания ссылается на коммерческую тайну, контрагенту можно разъяснить, что к коммерческой тайне не может быть отнесена следующая информация:

- Учредительные документы, устав, документы, подтверждающие внесение записей в государственные реестры;

- Сведения о составе имущества государственных компаний и об использовании ими бюджетных средств;

- Документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- Сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о задолженности по выплатам, а также о наличии свободных рабочих мест.

На сегодняшний день проверка контрагента – это общая практика, и компанию не должны пугать просьбы предоставить копии доверенности или учредительных документов. Она вправе отказать, но ей следует объяснить причину отказа и предоставить иной способ подтверждения надёжности.

Проверка потенциального контрагента – это всеобщая деловая практика, которая позволяет предвидеть и снизить коммерческий риск. Факт проведения проверки и материалы, полученные в ходе неё, могут послужить доказательством должной осмотрительности.

Таким образом, подводя итог, по вопросу добросовестности лиц на стороне контрагента оградят компанию от внешних и внутренних противоправных и умышленных экономически нецелесообразных действий.

Узнавая лучше своих деловых партнеров, компания понимает их нужды, мотивацию и степень порядочности, а также определяет их способность открыть новые возможности для бизнеса. Установление доброжелательных деловых контактов с интересующей компанией не должно омрачаться давлением при отказе предоставить копии документов, в таком случае следует найти иной способ получить информацию. Уместно разъяснить контрагенту, что, возможно, запрашиваемые документы не являются коммерческой тайной, и если в уставе или иных документах содержатся данные, которые контрагент не желает придавать публичной огласке, но готов предоставить, то можно предложить ему подписку о неразглашении.

Список литературы:

Авдийский В. И, Безденежных В. М, Катаева Е. Г. Управление рисками как ключевой элемент обеспечения реализации риск-ориентированного подхода в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 6-15.

Кунцман, М.В. Экономическая безопасность: учебное пособие - М.: МАДИ, 2016. - 152 с.

Полянин А.В., Строева О.А. Экономика предприятия: учебное пособие. – Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. – 236 с.

 Федотова М. А. Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами / М. А. Федотова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 37. С. 43-51.

Экономическая безопасность: учебник для вузов/под общей ред. Л.П.Гончаренко, Ф.В.Акулинина. – М.: издательство Юрайт, 2015. – 478с.

Просмотров работы: 59