Музыкально-ритмическое чувство - это способность активно испытывать временную организацию музыкального движения, это важнейшая составляющая музыкальных способностей, с помощью которой осуществляется восприятие, опыт игры и составления временных отношений в музыке [2, с. 200].
Современные проблемы развития музыкально-ритмических способностей дошкольников должны включать создание условий для реализации воспитательных задач. Развитию эмоциональной отзывчивости, воображения и художественных способностей детей препятствует деятельность, которая не соответствует возрастным характеристикам ребенка дошкольного возраста.
Современные исследователи детской психологии начали осознавать, что деятельностный подход предполагал только наличие в структуре занятия различных видов деятельности. Такой подход, в его истинном понимании, заключается в объединении (одновременном наличии) нескольких видов деятельности в одном. Другими словами, интеграция слов, движения и музыки является естественное и закономерное объединение. Следовательно, это традиционная музыкальная деятельность, которая делится на отдельные виды деятельности, где дети выполняют все по отдельности: танцуют, запоминают танцевальные движения; слушают и анализируют музыкальные произведения и поют сидя на стульях; играют на музыкальных инструментах, заучивая ритмический рисунок, считается неестественным для закономерного гармоничного и целостного развития детей. Музыкальные и ритмические способности - это целостный процесс во всех видах деятельности.
Период начального воспитания чувства ритма играет очень важную роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы изучения музыки, и иногда появляется решающее влияние на будущий ритм ребенка. Без овладения началом ритмической грамотности, без овладения необходимыми навыками, ребенок, конечно, в будущем не сможет двигаться вперед. Все это известно опытным педагогам, которые оценивают начальную фазу ритмического образования.
Советский психолог Б.М. Теплов, упоминая моторную природу чувства ритма, отмечал, что движения еще не образуют музыкально-ритмического переживания, хоть и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке носитель определенного эмоционального содержания. Таким образом, чувство ритма носит не только моторный, но и эмоциональный характер. Он определяется как способность активно испытывать (выражать в движении) музыку и, следовательно, ощущать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения. Чувство ритма - это музыкальная способность, без которой практически невозможна музыкальная деятельность, будь то песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки [3, с. 15].
В процессе музыкального развития детей педагогические ориентиры должны быть естественным ритмом детей. Наше тело - первый инструмент человеческой расы, который помогает сделать естественную способность ритма видимой и слышимой. Ритм, который природа дала каждому при рождении, дети передают звуками своего тела (верх, щелчок, хлопок, шлепок), ударами палочек, движениями рук и тела.
«Развитие чувства ритма у детей». В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии [1, с. 655]. Мелодия формируется, если звуки организованы ритмично, то есть имеют определенную длительность. Чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Любой ребенок должен учиться музыке.
У каждого ребенка от природы есть музыкальные наклонности. На музыкальных занятиях нужно считаться с тем, что все дети с разными задатками и уровнем развития. Здесь нужно знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности. Доказано, что если чувство ритма несовершенно, формирование расширенной, непрерывной речи замедляется, оно невыразительно и слабо интонирует; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем, слабое развитие слуховых и двигательных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для проверки уровня развития музыкально-ритмических способностей внимание обращалось на умения детей воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 15 «Северные звездочки» городского округа г. Якутск» в старшей группе «Цветные ладошки».
Упражнение «Цапля». Под тихую музыку дети двигаются, как «цапли». Под громкую музыку «они встают в позу цапли» (динамика). 5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) 4 балла –
в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда. 3 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Результаты оценивания развития музыкально-ритмических способностей экспериментальной группы представлены в таблице 1 (см. табл.1).
Таблица 1
Упражнение «Цапля»
Экспериментальная группа
Код ребенка |
Баллы |
001 |
3 |
002 |
5 |
003 |
4 |
004 |
5 |
005 |
5 |
006 |
4 |
007 |
3 |
008 |
3 |
009 |
4 |
010 |
5 |
011 |
4 |
012 |
4 |
013 |
5 |
014 |
4 |
015 |
4 |
Итого по результатам экспериментальной группы выявлено: умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) (5 баллов) – 5 детей (33,3%); в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда (4 балла) – 6 детей (46,67%); движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также
с началом и концом произведения (3 балла) – 3 детей (20%).
Результаты оценивания развития музыкально-ритмических способностей контрольной группы представлены в таблице 2 (см. табл.2).
Таблица 2
Упражнение «Цапля»
Контрольная группа
Код ребенка |
Баллы |
016 |
3 |
017 |
3 |
018 |
4 |
019 |
4 |
020 |
3 |
021 |
4 |
022 |
3 |
023 |
3 |
024 |
4 |
025 |
5 |
026 |
4 |
027 |
4 |
028 |
5 |
029 |
3 |
030 |
4 |
Итого по результатам контрольной группы выявлено: умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе
с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику) (5 баллов) – 2 детей (13,33%); в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда (4 балла) – 7 детей (46,67%); движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом
и концом произведения (3 балла) – 6 детей (40%).
Уровень развития музыкально-ритмических способностей у экспериментальной группы составляет 77,33%, а у контрольной группы 74,67%.
Сравнительная анализ развития музыкально-ритмических способностей представлена на диаграмме 1 (см. диаг. 1).
Диаграмма 1
Сравнительный анализ музыкально-ритмических способностей
Таким образом, данные эксперимента позволяют сделать вывод, что у детей, принявших участие в исследовании, доминирует средний уровень развития музыкально-ритмической способности. При этом отсутствие навыков двигательного творческого проявления, а также низкий уровень проявления способности к отражению в движении ритма и характера музыки, требуют специализированных занятий, способных развить вышеуказанные параметры. Этим требованиям в полной мере отвечает использование ритмопластики в процессе музыкальной деятельности, как новой технологии музыкально-ритмического развития детей.
Список использованной литературы
1. Аджимуратова, З.Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста / З.Р. Аджимуратова // Молодой ученый. - 2016. - №5. — С. 655.
2. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 200с.
3. Теплов, Б.М. Способности и одаренность: в 2 т./ Б.М.Теплов. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15-41.