Дошкольная астрономия как средство познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Дошкольная астрономия как средство познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Константинова М.М. 1
1СВФУ им.М.К.Аммосова педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В недалеком прошлом проблем "дошкольной астрономии" не существовало, потому что ее просто не было и никто не воспринимал ее всерьез. По умолчанию считалось, что дошкольники до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город и т.д.) Вселенная безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений дидактической астрономии. Сегодня всем ясно, что малышей 5 - 6 лет необходимо готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Все это необходимо, но труднореализуемо. Большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления… Между тем "Вселенная" не есть некая добавка к и без того перегруженной программе обучения малышей. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.

Некоторые считают, что внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды, но редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, "что кушает Солнышко" или какие они, эти "черные дыры"… Если хотите убедиться в том, что все это не выдумки, понаблюдайте за своими маленькими детьми и внуками, прислушайтесь к их разговорам с друзьями, посмотрите, какие "мультики" им нравятся больше. Тогда вы согласитесь, что многие маленькие дети хотят больше узнать о Вселенной, и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в "астрономические игры".

Обоснование возможности и целесообразности "дошкольной астрономии" необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.

Можно сказать, что "дошкольная астрономия" - это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Необходимо создать доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. К сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной "натяжкой" воспитатели и родители старших дошкольников могут использовать в своей работе с детьми книжку "Звездные сказки". В ней любимый поросенок маленькой девочки горюет по поводу того, что не может поднять голову и любоваться Солнышком и Луной. Задумавшись, девочка осознает, что ведь и она редко смотрит на небесные светила и почти совсем ничего не знает о них. Вот ей и приходится познакомиться со светилами, украшающими дневное и ночное небо, поговорить с ними (благо, в сказках это возможно), узнать много интересного о них и утешить поросенка. В основу незамысловатой фабулы этой книжки положено остроумное высказывание одного из наших знаменитых астрономов.

И мы в своей работе провели диагностику, опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 10 детей в каждой подгруппе).

Эксперимент проводился по направлениям:

1. отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

2.диагностика уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошколного возраста в ДОО;

3.выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик, адаптированных к возрасту детей:

4. Дидактическая игра «Отгадай предмет».

5. Дидактическая игра «Два домика».

6. Задание «Опиши картинку».

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.

И в ходе этого эксперимента мы выявили, что у детей старшего дошкольного есть познавательная активность к астрономическим знаниям, но чтобы у них было высокое представление нам в дальнейшем потребуется сделать проект по формированию познавательного интереса к астрономическим знаниям.

Список использованной литературы

1. Аблитарова А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016). Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2016. С.107-110

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 672 с.

3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. М.: Феникс, 2004. 384 с.

4. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес. / О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.

Просмотров работы: 47