В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент всесторонне развитой личности: основы умственных, физических, нравственных и эстетических способностей.
Представления об окружающем мире начинают формироваться с раннего детства: признаки и свойства предметов - цвет, форма, величина, их пространственное расположение, количество. И так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарного логического мышления.
Мышление не развивается самостоятельно, им руководят взрослые, воспитывая и обучая детей. Вправду, такие логические операции, как определение, классификация, доказательство, опровержение и обобщение, используются каждым, даже неосознанно, в мыслительной деятельности. Поэтому некоторые взрослые считают мышление естественным процессом и не учат своих детей логике.
Мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этот период ребенку нужно уделять больше времени для работы по развитию мышления [1].
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому мышлению. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно- действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане [2].
Для изучения уровней развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ЦРР - д/с №89 «Парус» мы провели следующие методики:
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов);
Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале» (О.М. Дьяченко);
Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
[3, с.125].
Обобщив полученные эмпирические данные по трем вышеназванным методикам мы выявили следующие уровни овладения логическими операциями детьми старшего дошкольного возраста (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровень овладения логическими операциями в старшей группе
Код ребенка |
Уровень |
001 |
Низкий |
002 |
Высокий |
003 |
Низкий |
004 |
Высокий |
005 |
Средний |
006 |
Низкий |
007 |
Средний |
008 |
Низкий |
009 |
Средний |
010 |
Высокий |
011 |
Средний |
012 |
Низкий |
И нами были выявлены следующие результаты: у 58,3% детей наблюдался средний и высокий результат овладения логическими операциями, у остальных 41,7% - низкий уровень.
Высокий уровень овладения логическими операциями получили дети, которые легко и быстро справились с заданным материалом, без помощи взрослого.
Средние результаты характерны детям, которые испытывали трудности, но с помощью взрослого справились с заданием.
Низким уровнем овладения логическими операциями обладают дети, которые не смогли справиться с заданиями.
Также мы провели анкетирование для родителей, с целью выявления степени заинтересованности родителей в участии образовательной деятельности детей. Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что низкий уровень овладения логическими операциями в большей мере характерен для детей, с которыми родители не занимаются дома.
На основе полученных данных мы разработали комплекс участия родителей в образовательную деятельность детей, включающий такие разделы как:
родительские собрания;
тренинговые занятия;
сделать буклеты, газеты, видеоролики;
семейные конкурсы.
В заключении, можно сказать, что основы логического мышления нужно развивать с раннего детства, не только в образовательных организациях, но и в семье. Ведь семья - это первый воспитатель ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская.- М. : 1971.- 410 с.
Малеева, З.П. Развитие дошкольников /З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста.- №1.- 2009.- С. 165-168.
Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- 3-е изд., перераб. и доп. /С. Я. Рубинштейн.- М. : Просвещение, 1986.- 192 с.