РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

Мочкина А.Ф. 1, Божедонова А.П. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент всесторонне развитой личности: основы умственных, физических, нравственных и эстетических способностей.

Представления об окружающем мире начинают формироваться с раннего детства: признаки и свойства предметов - цвет, форма, величина, их пространственное расположение, количество. И так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарного логического мышления.

Мышление не развивается самостоятельно, им руководят взрослые, воспитывая и обучая детей. Вправду, такие логические операции, как определение, классификация, доказательство, опровержение и обобщение, используются каждым, даже неосознанно, в мыслительной деятельности. Поэтому некоторые взрослые считают мышление естественным процессом и не учат своих детей логике.

Мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этот период ребенку нужно уделять больше времени для работы по развитию мышления [1].

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому мышлению. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно- действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане [2].

Для изучения уровней развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ ЦРР - д/с №89 «Парус» мы провели следующие методики:

Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов);

Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале» (О.М. Дьяченко);

Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
[3, с.125].

Обобщив полученные эмпирические данные по трем вышеназванным методикам мы выявили следующие уровни овладения логическими операциями детьми старшего дошкольного возраста (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень овладения логическими операциями в старшей группе

Код ребенка

Уровень

001

Низкий

002

Высокий

003

Низкий

004

Высокий

005

Средний

006

Низкий

007

Средний

008

Низкий

009

Средний

010

Высокий

011

Средний

012

Низкий

И нами были выявлены следующие результаты: у 58,3% детей наблюдался средний и высокий результат овладения логическими операциями, у остальных 41,7% - низкий уровень.

Высокий уровень овладения логическими операциями получили дети, которые легко и быстро справились с заданным материалом, без помощи взрослого.

Средние результаты характерны детям, которые испытывали трудности, но с помощью взрослого справились с заданием.

Низким уровнем овладения логическими операциями обладают дети, которые не смогли справиться с заданиями.

Также мы провели анкетирование для родителей, с целью выявления степени заинтересованности родителей в участии образовательной деятельности детей. Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что низкий уровень овладения логическими операциями в большей мере характерен для детей, с которыми родители не занимаются дома.

На основе полученных данных мы разработали комплекс участия родителей в образовательную деятельность детей, включающий такие разделы как:

родительские собрания;

тренинговые занятия;

сделать буклеты, газеты, видеоролики;

семейные конкурсы.

В заключении, можно сказать, что основы логического мышления нужно развивать с раннего детства, не только в образовательных организациях, но и в семье. Ведь семья - это первый воспитатель ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Люблинская, А.А. Детская психология /А.А. Люблинская.- М. : 1971.- 410 с.

Малеева, З.П. Развитие дошкольников /З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста.- №1.- 2009.- С. 165-168.

Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».- 3-е изд., перераб. и доп. /С. Я. Рубинштейн.- М. : Просвещение, 1986.- 192 с.

Просмотров работы: 18