Оптимизацияприменениясмазочныхматериаловявляетсяоднойизактуальныхпроблем 21 века.
Рациональное использование смазочных материалов не сводится к минимизации их расхода (экономический аспект), поскольку для процессов, непосредственно связанных с техническими системами, основной задачей является поддержание максимально возможного уровня надежности (технический аспект). Таким образом, с учетом взаимосвязи вышеизложенных аспектов, оптимизация представляет собой процесс, основной целью которого является поддержание максимально возможного уровня надежности при минимальном расходе смазочных материалов. [1]
Процесс оптимизации максимально эффективен лишь в случае выполнения действий по следующим двум направлениям [2]:
Нормирование расхода смазочных материалов, то есть выявление норм и их распределение по видам технического обслуживания и ремонта для всех механизмов.
Разработка математической модели расхода смазочных материалов, то есть учет всех особенностей их применения в зависимости от условий эксплуатации и содержания механизмов.
Смазочные материалы используются, в частности, в качестве автомобильных масел или металлоплактирующих пластичных смазок. Однако, смазочные материалы, не всегда соответствуют заявленным характеристикам, что требует проведения дополнительных научных исследований, позволяющих объективно судить об их триботехнических свойствах, в связи с чем, были проведены испытания смазкипо следующей методике. [3]
Для проведения трибологических испытаний используется Универсальная машина трения (УМТ-200), которая предназначена для получения зависимостей коэффициента трения и интенсивности изнашивания материалов от температуры и нагрузки при сухом и граничном трении .
Метод испытаний основан на взаимном перемещении прижатых друг к другу с заданным усилием испытываемых образцов в среде смазочных материалов. При этом используется принцип трения торца цилиндрического образца о плоскую сторону диска. Цилиндрический образец имеет полость для закладки дозированного количества смазочного материала, который при работе машины постепенно поступает в зону контакта. [5] В процессе испытания тензодатчиком регистрируется момент трения с графическим отображением его изменения, а также изменение веса испытуемых образцов. Регистрируемые параметры записываются и обрабатываются с использованием ПЭВМ. Изменение веса образцов определяется путем взвешивания на аналитических весах. [4]
Сначала рассчитали нужное количество грамм навески, понадобившееся для 15 мл вазелинового масла и глицерина.
1)Вазелиновое масло:
Для проведения опыта мы обработали пальцы (держатель) и подложку наждачной бумагой и изопропиловым спиртом.
Взвесили пальцы (держатель) и подложку перед первым испытанием.
До |
После |
Пальцы–116,61 г |
Пальцы–116,81г |
Подложка–19,75 г |
Подложка –19,76 г |
После 2 – х часов работы машины трения подложка и пальцы стали весить больше.
2)Глицерин:
Для проведения следующего опыта мы обработали пальцы (держатель) и подложку наждачной бумагой и изопропиловым спиртом.
Взвесили пальцы (держатель) и подложку перед вторым испытанием.
До |
После |
Пальцы–116,7 г |
Пальцы–116,75г |
Подложка–19,69 г |
Подложка –19,73 г |
После 2 – х часов работы машины трения подложка и пальцы стали весить больше.
Результаты испытаний с графеновой смазкой на УМТ – 200
А) Смешиваем вазелиновое масло с 0,006 г графена и разбиваем 20 минут в ультразвуковой ванночке.
После проведения испытания в вазелиновом масле образовалась золотистая трибопленка.
Анализ изменения массы диска после испытания показал, что масса диска увеличилась на 0,01 г за счёт образования трибоплёнки в процессе трения.
Рис. 5 График коэффициента трения |
Коэффициент трения в процессе уменьшается, минимальное значение достигает чуть меньше 0,04.
Б)Смешиваем глицерин с 0,009 г графена и разбиваем 20 минут в ультразвуковой ванночке.
После проведения испытания в вазелиновом масле образовалась серая трибопленка .
Анализ изменения массы диска после испытания показал, что масса диска увеличилась на 0,04 г за счёт образования трибоплёнки в процессе трения.
Рис. 7 График коэффициента трения |
Коэффициент трения в процессе уменьшается, минимальное значение достигает чуть больше 0,01.
Анализ полученных результатов показывает, что значение массы и коэффициента трения смазок вазелинового масла и глицерина разнится на 0,03.
Таким образом, в ходе исследования удалось выяснить, что вазелиновое масло является наиболее хорошей основой для смазок с графеном, чем глицерин.
Список литературы
Утина А. В., Кремнев К. С. Методика оптимизации расхода смазочных материалов // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 145-148. — URL https://moluch.ru/archive/37/4264/ (дата обращения: 15.02.2020).
Назначение и принцип действия фотометра фотоэлектрического https://studfiles.net/preview/3988986/page:2/
Фотометр принцип работы http://www.texnic.ru/medtex/014medtex.html
Сканирующий атомно-силовой микроскоп https://ru.wikipedia.org/wiki/Сканирующий_атомно-силовой_микроскоп
Кремнев, К.С., Андрончев, И.К., Булатов, А.А. Комплексная оптимизация расхода смазочных материалов [Текст] / К.С. Кремнев, И.К. Андрончев, А.А. Булатов // Вестник транспорта Поволжья. – №2 (26). – Самара: СамГУПС, 2011. – С. 9-13.