Сочинение как особый вид творческой работы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Сочинение как особый вид творческой работы

Нажи А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из самых удачных средств для развития мышления и креативности младших школьников, а также воспитания интереса к русскому языку и его возможностям, воспитания любви к родному языку является сочинение. Обучение сочинению - актуальный вопрос современной начальной школы, раскрывающий внутренний мир ребенка, его эмоциональность и выразительность. Методика работы над связной письменной речью определяется такими типами сообщения: описание, повествование, рассуждение.

Сочинение - это и один из творческих, креативных видов работы по развитию речи учащихся, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого требует от младшего школьника тема сочинения, материал. Сочинение играет важную роль в системе работы по формированию мировоззрения обучающихся и развитию художественного чутья. Сочинения развивают и совершенствуют мышление и речь обучающихся, способствуют выработке необходимых умений: отстаивать свою точку зрения, обосновывать выдвинутые положения, рассуждать, доказывать, обобщать.

Сочинение учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. «В сочинении для ученика обретает смысл не только тема, но и орфография, все изучаемые грамматические понятия» [1; 35].

начальной школе сочинение занимает особое место: ему подчинены все речевые упражнения. Именно в сочинение обучающийся максимально приобщается к естественным условиям порождения речевых высказываний, какие складываются в жизни.

Младшие школьники пишут сочинения начиная с 1 класса, в виде небольших сообщений, ярких и эмоциональных рассказов. Постепенно сочинения перерастают в серьезную, планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую средством самовыражения, становления личности обучающегося. Школьники любят писать сочинения за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем «можно проявлять себя, писать свое» [2; 18]. В школе «умственная деятельность становится умственной работой, точно планируемой и направляемой на получение определенных результатов» [3; 27]. Поэтому детские сочинения не должны быть случайными, стихийными, непосильными. Начиная с 1 класса, учитель руководит составлением и написанием связных текстов на указанную тему с определенными творческими, логическими, лексическими и иными заданиями: учит описывать предметы, указывать причину того или иного явления, определять понятия или описать предмет и т.д. Психологи (Л.С. Выготский, Р.И. Гальперин, И.А. Зимняя и др.) отмечают, что в начальной школе обучающийся уже пользуется такими видами мыслительных операций, как сравнение, сопоставление и противопоставление, классификация, конкретизация, обобщение. Эти умения можно использовать при написании сочинения. Сочинения в каждом классе должны быть посильными, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность школьников, не перегружая психику.

В методической литературе по содержанию различают: сочинения на литературную тему и сочинения на нелитературную (свободную) тему. На свободную тему выделяют сочинения: 1) по источнику получения материала; 2) по жанру; 3) по объему, месту и способу выполнения; 4) осложненные или неосложненные дополнительным заданием [2; 78].

Рассмотрим сочинения по источнику получения материала. Источником для написания сочинения могут быть [4]:

организованные школой целенаправленные наблюдения над природой, явлениями природы, изменениями в природе во время походов, прогулок; личный опыт обучающихся, который они накопили в процессе трудовой или игровой деятельности, а также другие виды непосредственного, живого опыта;

книги, любые детские печатные издания, репродукции картин, кинокартины, произведение живописи, радиопередачи и т.п.;

источники опосредованного опыта, т.е. сведения, передаваемые через слово или рисунок.

По источнику материала различают следующие сочинения:

сочинения по личным впечатлениям;

-сочинения на материале наблюдений над явлениями природы, общественной жизни, производственной деятельности людей;

сочинения по картине (рассказ о сюжете картины, ее героях, описание пейзажа, сочинение по ряду картин, сочинения по картине с определенным грамматическим заданием);

сочинения по аналогии с тем или иным случаем, с которым учащиеся познакомились при чтении художественного произведения. Говоря о форме сочинения в начальных классах, мы имеем в виду его жанр, композицию, особенности языка и стиль. По жанру выделяются: сочинения-описания; сочинения-рассуждения; сочинения-повествования.

Все три типа речи представлены в программе по русскому языку Как правило, сочинения в «чистом» виде существуют редко: в зависимости от характера впечатлений обучающихся или повествует, или рассуждает, или описывает, но только описание, повествование или рассуждение представлены редко.

сущности, нет необходимости в начальной школе требовать чистый жанр. Чаще в начальной школе сочинения - это виды речи смешанные, с преобладанием повествования, реже описания или рассуждения.

Сочинения способствуют совершенствованию таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, дедуктивное и индуктивное умозаключение. Сочинения - описания могут строиться на материале личного, наблюдения пережитого события, на материале специально организованного наблюдения, явления, на материале описания картины художника, или творческого воображения обучающегося.

Сочинения - описания способствуют развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению мыслей, умению передать основное, значимое.

Обучающийся при художественном описании предмета учится наблюдать, выделять признаки, - определять, находить по указанным и описанным признакам предмет среди других предметов. Описание способствует высокой точности в выборе слов, приучает логичности изложения, четкости в словесном оформлении своих мыслей.

Сочинения - повествования учат обучающихся умению рассказать о каком-то эпизоде, случае из жизни, событии, факте. При отработке навыков связного рассказа большую роль играют умело подобранные образцы художественных текстов.

сочинении - рассказе сообщается, что речь идет об одном важном событии в жизни героя. В данном типе речи выделяется завязка (начальный момент развертывания сюжета), кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение, результат развития событий).

Сочинения - рассуждения учит обучающегося умению рассуждать, мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения. Сочинения этого типа имеют свою специфику: ученик должен сформулировать основной тезис сочинения, обоснованно отобрать аргументы, доказывающие и раскрывающие тему сочинения - рассуждения соответствуют публицистическому стилю речи.

По месту, способу выполнения и объему сочинения могут быть: классными и домашними; коллективными и индивидуальными; развернутыми и сочинениями «малых» форм (сочинения - миниатюры).

Широко используются в начальной школе сочинения малых форм, или миниатюры, которые проводятся в устной или письменной форме, но к ним предъявляются те же требования, что и к сочинениям крупных размеров.

При написании сочинения - миниатюры подготовительная работа занимает меньше времени: беседа короткая, включающая всего 3 вопроса, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Нередко добавляется грамматико-орфографическое задание. Обучающиеся используют в сочинениях - миниатюрах изучаемые грамматические формы, активизируют их орфограммы.

Среди видов сочинений по источнику получения материала самым распространенным и давно применяемым является сочинение по картине. Сочинение по картине имеет много общего с охарактеризованными выше типами сочинений, но и обладает своей спецификой. Сочинение по картине помимо умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности, предполагает овладение такими навыками, как «чтения» картины, умением увидеть и оценить значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания. Показывая жизнь в образах, художник - живописец, в отличие от художника слова, пользуется красками и цветом. Сочинение по картине предполагает ее сюжетность, доступность, воспитательное значение, развитие эстетического вкуса.

Картина служит одним из эффективных средств развития речи обучающихся и формирования у них художественного вкуса. Сочинение по картине активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Репродукции с полотен известных художников обогащают знания обучающихся об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и литературного чтения, сколько отражение и результат характера всего обучения и развития связной письменной речи, формирование чувства прекрасного.

Литература:

Аспекты общей и частной лингвистики теории плагиат текста. / Под ред. Н.А. Слюсаревой. - М.: Наука, 2012, №4. – 192 с.

Гребенкина, Р.Т. Развитие связной речи в начальной школе: пособие для учителя / Р.Т. Гребенкина, А.И. Кочкина, О.П. Малинина. - СПб, 2012. – 237 с.

Демидова, Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников / Н. И. Демидова. - Рязань: Ряз. пед. ин-т, 2012.- 107 с.

Капинос, В.И. Тестовые задания по русскому языку для 4 класса: учебное пособие для организации тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся / В. И. Капинос, Е. Л. Литвинова. - М.: МИПКРО, 2014.-360 с.

Просмотров работы: 841