Младший школьный возраст - чрезвычайно важное время для развития культуры речи ребенка, так как именно в младшем школьном возрасте начинается овладение нормами устного и письменного литературного языка, дети начинают использовать языковые средства в различных ситуациях общения, в соответствии с целями и задачами речи. При этом работа по развитию культуры речи становится еще более актуальной в 4 классе, так как именно к 4 классу у обучающихся уже сформированы различные лингвистические знания, словарный запас более обогащен, поэтому здесь можно проводить разностороннюю работу по формированию культуры речи.
Вопрос о развитии культуры речи школьников остро возникает в системе начального образования, т.к. по наблюдениям школьных учителей на речь современных школьников огромное влияние оказывают СМИ и социальные сети. В связи с этим можно заметить, что детская речь упрощается: дети сокращают слова в устной и письменной речи, речь засорена сленгом, словами-паразитами и пр. Вследствие того, что общение детей в современном мире происходит посредством социальных сетей и смс-сообщений, учителя отмечают, что речь обучающихся часто бессвязна, логически непоследовательна, речь содержит много стилистических ошибок, часто невыразительна. Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что возникает острая необходимость в преодолении этих недостатков речи и в повышении культуры речи учащихся.
Анализ методической и педагогической литературы показал, что работе по развитию культуры речи уделяется недостаточное внимание в современной начальной школе: не выработана система специальных упражнений, работа по развитию культуры речи проводится на уроках русского языка в малом объеме, только фрагментарно, проходя сквозной линией через некоторые темы в учебниках по русскому языку. При этом вопрос о сформированной культуре речи в 4 классе является очень важным, так как дети готовятся к поступлению в среднюю школу, где аспекты культуры речи приобретают важное значение: дети должны обладать развитой, правильной, точной, выразительной, богатой речью для успешного обучения в средней школе.
В современном мире возрастает интерес к понятию «культура речи», отмечается важность формирования культуры речи в системе образования. В связи с этим развитие речевой культуры обучающихся становится актуальной задачей, которая встает перед школой сегодня.
Почему же культура речи важна для современного школьника? Почему вопрос о норме встает уже в начальной школе? Нужно ли учить детей выражать свои мысли с помощью литературного языка? Начнем с того, почему вопрос о развитии культуры речи актуален в современной школе. Культура речи предполагает правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка.
Итак, в понятии «культура речи» разграничивают две стороны: правильную речь (то есть требующую знания и соблюдения языковых норм) и культурную речь (реализующую стремление к наибольшей эффективности высказывания, другими словами стремление к умелой и искусной речи). Вторая составляющая столь же важна для школьников, как и первая. Говорить не только грамотно, но и красиво, уметь правильно, точно и выразительно предавать свои мысли средствами языка, владеть стилями современного литературного языка в соответствии с целями и задачами общения. Всему этому нужно уделять не меньше внимания, чем литературным нормам, этому также нужно учить школьников.
Обратимся к примерной образовательной программе начального общего образования, где в разделе «Основное содержание учебных предметов» в пункте 2.2. «Русский язык» можно увидеть требования к овладению программой, здесь же содержатся требования, предъявляемые к формированию культуры речи обучающегося: «выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации». Итак, исходя из этого, можно сделать вывод о том, что вопросам культуры речи уделяется пристальное внимание в современной школе. [4]
Современное образование располагает вариативностью программ обучения, исходя из этого и вариативностью учебников по русскому языку. В работе будут рассмотрены 3 образовательные программы по русскому языку: УМК «Школа 2100», УМК «РИТМ» и УМК «Начальная школа XXI века». Выбор данных образовательных программ можно обосновать тем, что они в наибольшей степени охватывают работу по формированию культуры речи в начальной школе. Нужно отметить, что УМК «Школа 2100» не вошел в Федеральный перечень учебников в 2014 году. [2,3]
вДалее рассмотрена образовательная программа «РИТМ», автором учебников по русскому языку которой является Т.Г. Рамзаева. Данные учебники содержат большое количество материала по развитию связной речи, одной из основных задач программы является нацеленность на развитие речи, вопросом культуры речи также уделяется пристальное внимание в учебниках данной программы.
Далее рассмотрена образовательная программа «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф.Виноградовой). Данная программа была рассмотрена в работе, так как она является одной из самых популярных комплектов сегодня. Объяснить это можно тем, что авторский коллектив проекта удостоен высокой наградой в области образования — премии Президента Российской Федерации.
С точки зрения развития речи и формирования культуры речи очень интересна программа «Школа 2100», основной особенностью которой выступает то, что ведущим направлением учебной деятельности является овладенье не просто письменной речью, а культурой письменного общениявыступает то, что ведущим направлением учебной деятельности является овладенье не просто письменной речью, а культурой письменного общения. Нужно отметить, что огромное влияние на формирование культуры речи на уроках русского языка по данной программе оказывается то, что авторы уделяют должное внимание лексике, расширению словарного запаса. Лексическая работа пронизывает весь курс, к примеру, наблюдение над значением слов ведутся постоянно, более того, значения каждого незнакомого слова объясняются, зачастую с помощью толкового словаря. [1]
Исследование проходило в 3 этапа:
Констатирующий этап - целью являлось выявление уровня развития культуры речи у учащихся 4 «А» и 4 «В» классов.
Формирующий этап - целью являлась разработка комплекса упражнений на развитие культуры речи в 4 «В» классе.
Контрольный этап - целью являлось определение эффективности комплекса упражнений на развитие культуры речи и сравнение результатов у учащихся 4 «А» и 4 «В» классов.
В эксперименте участвовало два класса - экспериментальный и контрольный. Контрольным классом являлся 4«А» класс. В эксперименте участвовали 15 человек из данного класса, которые могли оставаться на дополнительные занятия после уроков. Анализ школьной документации показал, что уровень успеваемости у всех обучающихся разный, но отстающих детей в данной группе детей нет. Благодаря опросу и наблюдениям удалось определить, что эмоциональный климат среди детей бодрый, дружеский и жизнерадостный.
Экспериментальным классом являлся 4 «В» класс. В эксперименте принимали участие 15 человек из данного класса. Наблюдения и анализ школьной документации показали, что в группе из 15 человек данного класса неуспевающих нет, уровень успеваемости у детей различный, но при этом все дети данной группы имеют хорошую успеваемость: 6 учеников имеют оценку «отлично», оценку «хорошо» - 9 учеников. Характер в экспериментальном классе положительный и дружеский.Эксперимент проводился в течение четырех недель.
На констатирующем этапе большинство обучающихся 4 «А» и 4 «В» классов находятся на низком уровне развития культуры речи. Результаты анализа уровня развития культуры речи показали, что у большинства школьников контрольного 4 «А» средний уровень выраженности культуры речи - 46 %, у большинства школьников экспериментального 4 «В» класса низкий уровень выраженности культуры речи - 40 %. Обучающиеся допускают большое количество ошибок при определении ударения, а также при использовании нормативных грамматических форм слов, уровень словарного запаса невелик, многие дети не владеют коммуникативными качествами речи, не могут построить логичное высказывание в устной речи, допускают довольно много речевых ошибок. Таким образом, культура речи сформирована на высоком уровне только у 20 - 26% учащихся. По многим работам видно, что эти речевая культура сформирована частично или плохо. Было представлено 5 блоков. Большинство упражнений в ходе данного блока проходили в виде театральных постановок и игр, которые подразумевали освоение этикетных форм. Занятия в данном блоке проходили только в устной форме, зачастую имели импровизационный характер. Данный блок охватил понятие интонации, как она влияет на восприятие речи говорящего слушающим, почему важно соблюдать правильную интонацию в разговоре.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учеников 4 «В» класса уровень развития культуры речи значительно повысился. Исходя из выше зафиксированных данных можно сказать о том, что в экспериментальном классе на высоком уровне развития культуры речи количество школьников возросло на 14%. На среднем уровне развития культуры речи количество школьников увеличилось на 12%, а на низком уровне развития культуры речи количество школьников уменьшилось на 26%. Это значит, что подобранные упражнения положительно влияют на развитие культуры речи, и при проведении систематической работы, уровень сформированности культуры речи школьников будет расти.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что у учеников 4 «В» класса уровень развития культуры речи значительно повысился. Исходя из выше зафиксированных данных можно сказать о том, что в экспериментальном классе на высоком уровне развития культуры речи количество школьников возросло на 14%. На среднем уровне развития культуры речи количество школьников увеличилось на 12%, а на низком уровне развития культуры речи количество школьников уменьшилось на 26%. Это значит, что подобранные упражнения положительно влияют на развитие культуры речи, и при проведении систематической работы, уровень сформированности культуры речи школьников будет расти.
В заключение, нужно добавить, что весь курс упражнений по развитию культуры речи был направлен не только на овладение нормами и правилами культуры речи, но и на развитие устных навыков школьников. В течение всех экспериментальных занятий проводились упражнения, которые учили детей импровизировать на данную им тему, учили составлять диалоги, рассказывать различные истории, фантазировать на самые невероятные темы и выступать перед классом. Поначалу такие упражнения вызывали у обучающихся легкий стресс, при этом, заставляя мозг работать в ускоренном режиме. Безусловно, первое время школьникам было трудно вспомнить хотя бы больше 1 предложения на данную им тему, однако, ближе к последнему занятию у многих школьников мысль развивалась гораздо быстрее, логика построения предложений выстраивалась гораздо легче, со временем в речи детей практически перестали возникать паузы и заминки, всплывать слова- паразиты, соблюдались изученные коммуникативные качества речи. Все это нашло отражение в контрольной методике эксперимента, особенно в устной части контрольной диагностики.
Этот материал можно рекомендовать для использования, как начинающим педагогам, так и опытным учителям, так как материал по вопросам развития речевой культуры в нем систематизирован. Данный материал поможет учителю в организации уроков и внеурочных занятий по развитию культуры речи.
Литература:
Зверева, Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс /Е.Н.Зверева. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 219 с.
Иванов, С.В., Евдокимова. А.О., Кузнецова. М.И., Петленко. Л.В., Русский язык. 4 класс, Ч1, Ч2, 3-е изд., М: Вентана-граф, 2009
Ипполитова, Н.А., Князева, О.К., Саввова, М. Р. «Русский язык и культура речи»: курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. —344 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.