Проблемы социальной адаптации студентов младших курсов в вузе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проблемы социальной адаптации студентов младших курсов в вузе

Сарудейкина Ю.В. 1
1Забайкальский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Адаптация поступивших в университет студентов имеющих нарушения здоровья и  с нормой развития имеет общие проблемы, связанные со сложностью в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Педагогическое сопровождение, в процессе учебы студенческой молодежи,  включает в себя решение ряда задач по реализации индивидуальных и коллективных форм и способов становления Я - концепции [2].

Начало занятий в вузе обусловлены комплексом специальных перемен: сменой предыдущих стереотипов, стрессовой ситуацией  и т.д. Интенсивный режим учебной деятельности заключается в потребности студентов ориентироваться в большом разнообразии учебной литературы,  обобщения лекционных данных, активизации познавательной и мотивационной активности по переработке полученных данных. Не всегда студент подготовлен  к занятиям и готов, в полной мере, к обсуждению учебного материала. По нашему мнению, этому мешает ряд существующих объективных причин: психоэмоциональная неустойчивость, боязнь не правильно сформулировать свой ответ, внутренние противоречия и дискомфорт.

Таким образом, адаптация в учебном заведении должна осуществляться через личностную активность, мотивационные аспекты, коммуникационные возможности и другие формы взаимодействия между студентами и администрацией вуза. Все вышеперечисленное направлено на формирование практических навыков, умению работать лично и  в команде, активизации умственной деятельности, показателями которой выступает, не только успешность освоения учебных программ, но и разнообразной  активности студенческой жизни.

Социальная адаптация представляет собой слияние человека с социальной группой, в нашем случае,  — это учебная группа, курс, факультет,  университет в целом, где существуют определенные групповые нормы и правила поведения, корпоративный дух вуза, ценности, стандарты и требования. Готовность принимать все требования среды обитания (образовательная среда), предъявляемые к первокурсникам,  лежат в основе адаптации каждого студента на всем протяжении обучения в вузе [4].

Существует два вида адаптации — профессиональная, акцентированная на степень профессиональной подготовки, саморазвитие личности и заинтересованности в изучении предметов и получения знаний, необходимых в будущем при получении избранной профессии. Вторая — социально-психологическая адаптация подразумевает введение индивидуума в систему взаимоотношений, которая обрисовывает данную группу однородностью интересов, взглядов и возможностей, при которой допускается возмещение недостаточного стереотипного поведения в новых условиях. В результате, возникают реальные условия для максимальной жизнедеятельности личности в современной действительности.

Надо отметить, что при планировании программ сопровождения студентов нужно учитывать двухэтапность организации  данной работы. Первая – индивидуально-ориентированная, которая направлена на изучение психофизических особенностей каждого студента. Вторая — системно- организованная работа направлена на создание условий для реализации индивидуального осмысления выбранной профессии [5].

В работах Кохана С. Т. показано, что процесс профессионализации и адаптации с нарушением здоровья имеет многоуровневый характер и взаимосвязан с проблемой профессионального самоопределения [1,3]. Такая же ситуация с учебой сложилась и среди студентов без патологии развития, в результате чего, в худшем случае они вынуждены отчислять из вуза, а в лучшем уходить после года обучения в академический отпуск.

Цель нашего исследования заключалась в анализе процесса социальной адаптации в условиях вуза студентов младших курсов.

 Сотрудниками регионального центра инклюзивного образования (РЦИО) ЗабГУ  было проведено анонимное анкетирование студентов первого и второго курсов имеющих отклонения в здоровье (1 группа) в количестве — 34 человек и  без нарушений в здоровья (2 группа) — 48 человек.

На вопрос, удовлетворены ли вы обучением в вузе — 78% анкетируемых 1-й группы ответили, что да, а ответ 2-й группы составил 81 %. Ощущают дискомфорт при нахождении в учебной группе: 1 гр.- 39 % , 2-я гр.- 18 %. Рост показателей в первой группе связан с имеющимися функциональными дефектами (слепота, глухота). По второй группе данный процент включает в себя результаты личных психологических предубеждений по поводу присутствия большого количества студентов. Расписание занятий и график учебного процесса устраивает анкетируемых 1-й группы  — 69 %, 2-й группы — 76 %. Распределять личное время на организацию самоподготовки умеют студенты 1-й группы в 27 % случаев, 2 группы — 34 %. На вопрос, можете ли вы считать себя активным студентом во время занятий и без стеснения общаться с педагогом, только 21 % студентов 1-й группы готовы, во 2-й группе, таких студентов гораздо больше — 53 %. Достоверное увеличение показателей, более чем в 2 раза говорит, что студентам 1-й группы присуща  замкнутость,  нет  опыта общения и развитой самоуверенности в своих возможностях, что указывает на недостатки педагогического сопровождения их, обучаясь в школе,  независимо от какой-либо формы обучения, имея ограничения по здоровью.

Испытываете ли вы трудности при установлении контакта со студентами своей группы? Полученные ответы таковы: 1-я группа — 46 % , 2-я группа — 31 %. Принимаете ли вы участие в мероприятиях вуза, утвердительно ответили, только 30% респондентов  1-й группы. Во второй группе этот процент составил практически в два раза больше — 57%. На вопрос, почему  вы поступили в вуз,  получены следующие ответы: для получения знаний и самореализации  1 гр. — 61 %, 2-я группа — 30%. второй вопрос — возможность получить достойную профессию и карьерный рост. 1 гр.- 39 % , 2-я гр.- 70%. 

Таким образом, существующие проблемы в адаптации студентов 2-х групп, в первую очередь зависят от их личного желания и перестройки к новым условиям жизнедеятельности при обучении в университете. Вместе с тем, администрации вуза необходимо выстраивать траекторию   социально-педагогического  и психологического сопровождения, нуждающихся в этом  первокурсников,  учитывая имеющиеся  у них  физические нарушения здоровья или без таковых. Полученные результаты наглядно показали существующие затруднения во вхождение в учебу и адаптацию  респондентов двух групп. Наличие более высоких показателей нерешенных проблем у студентов с инвалидностью и ОВЗ в 1 группе, по нашему мнению, связаны с отсутствием, при обучении в школе, специализированных образовательных условий с учетом их  когнитивной и коммуникативной способности.

В результате, при поступлении в вуз их стрессоустойчивость является недостаточной, что необходимо учитывать при разработке и внедрении концептуальной модели системы социальной адаптации студенческой молодежи

Список литературы

Кохан С. Т. , Виноградова Н. И. Проблемы профориентационной работы с абитуриентами, со студентами имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья // Ученые записки .-2019 .Т. 14.-№ 4 .- С. 15-23

Кохан С. Т., Грабовская Я.И. Психолого-педагогическое взаимодействие между преподавателями и студентами с нарушением здоровья / Кохан С. Т., Грабовская Я.И., Седякина Е.Ю. Нугманова А.А. / The scientific heritage No 41 Р.4 Content pedagogical sciences // Budapest, Hungary, 2019. – P. 31-34

Кохан С.Т., Грабовская Я.И. Особенности адаптационных процессов у студентов с нарушением здоровья при обучении в вузе / Кохан С.Т., Грабовская Я.И., Артамонова Е.А. / Научный журнал ''Globus'': «Психология и педагогика: актуальные вопросы» // СПб., 2019. – С. 7-8

Парахонский А.П. Социальная адаптация студентов в процессе обучения в вузе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследованиях. – 2010. - №11. – С. 85-86

Резник С. Д., Черниковская М.В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы / Резник С. Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. / Вестник Кемеровского государственного университета. серия: гуманитарные и общественные науки. - 2017. - №2. – С. 36-41

Просмотров работы: 16