Модель организации кочевого дошкольного образования в условиях Арктики: проблемы и перспективы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Модель организации кочевого дошкольного образования в условиях Арктики: проблемы и перспективы

Федорова Н.Р. 1, Николаева Л.В. 2
1СВФУ им М.К. Аммосова Педагогический институт
2Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уникальная культура народов Республики Саха (Якутия) по праву является общенациональным достоянием России. Сохранение и последующее развитие уникального культурного и духовного наследия народов Арктики – актуальная задача современности. Культурное наследие арктических народов богато традициями, идущими из глубин веков. Человек, освоив суровую, но красивую природу Арктики, постоянно обогащается новыми творениями.

Но мы знаем, что в условиях современной цивилизации народам кочевья сложно сохранить свою традиционную культуру и язык. Именно народы кочевья испытывают наиболее сильный шок от ее воздействия. Поэтому политика в отношении малочисленных народов Севера сталкивается с непростой дилеммой: или сохранять образ жизни малых народов в традиционном для них виде, или стимулировать включение малых этносов в систему доминирующей культуры. Есть народы, языки которых неизбежно вымирает, а вместе с ним вымирают и уникальные культуры. Это большая потеря для человечества.

Кочевая цивилизация — одна из выдающихся страниц в истории челове­чества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевой народ прошел долгий эволюционный путь. В республике Саха (Якутия) кочевой народ в системе мирового кочевничества создал высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.

Кочевое образование – это возможность для кочевого населения получить доступное и бесплатное образование. В Концепции модернизации системы образования, одной из приоритетных задач, ставится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения.

На территории Республики Саха (Якутия) проживают 2018 детей из числа коренных народов Севера в возрасте от 0 до 7 лет, из них охвачено дошкольным образованием 1952 ребенка, изучают родную культуру 1645 детей, 45 детей совместно с родителями ведёт кочевой образ жизни.

Проблема состоит в том, что дети, родители которых ведут кочевой образ жизни, не имеют возможности получать услуги, предоставляемые дошкольными организациями. Привозить своих детей в детский сад кочевники не могут, потому что некоторые стойбища расположены на очень отдалённых расстояниях от населённого пункта, климатические условия нашего северного региона не всегда могут позволить длительные переезды по тундровой местности, тем более с маленькими детьми.

Так сложилось, что в условиях кочевой жизни воспитание и образование дошкольников полностью зависят от их родителей. Но образование самих родителей, проживающих в тундре и кочевой образ жизни не позволяют должным образом подготовить ребенка к школе. В то время как дети, посещающие обычные детские сады, имеют представление об учебном процессе, у них есть опыт работы в группе, они привычны к режиму дня.

В нынешнем мире стало очень много людей, которые занимаются вопросами малочисленных народов, также в России создаются специальные образовательные организации, которые постоянно финансируются. Но уровень развития образования, уровень владения языками среди малочисленных народов с каждым годом уменьшается. Существуют проблемы сохранения языка малочисленных народов Севера РС (Я). Представители этих этносов живут в местах их исторического проживания, в населенных пунктах, где доминируют другие языки, активируя процесс ассимиляции и отказа от своих этнических языков и традиционной культуры.

Министерство образования Якутии совместно с ЮНЕСКО начинает реализацию проекта по внедрению кочевых детских садов как вариативной формы дошкольного образования. Опыт показал, что кочевые сады эффективны, и эта практика будет расширена. Кочевые сады будут открыты во всех северных и арктических районах республики, а также в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

С появлением кочевых ДОО дети не будут оторваны от родителей –оленеводов, будут охвачены дошкольным образованием, что даст возможность для полноценного развития ребенка. Специально обученный воспитатель будет работать с детьми в кочевых условиях.

Кочевой детский сад –это возможность для детей тундры получить дошкольное образование и психолого-педагогическое сопровождение. Самое главное преимущество – их не лишают привычной среды, не отрывают от родителей.

В настоящее время много противников кочевого образования, которые аргументируют это как некачественное образование. Сотрудники Института национальных школ РС(Я) приводят свои аргументы пользу в кочевого образования, мотивируя это тем, что образование народов Севера должно тесно сплетаться с традиционным укладом жизни, но при этом должна соответствовать современным требованиям образования. Многие деятели образования утверждают, что без создания кочевых детских садов невозможно сохранить уникальную кочевую жизнь народов Севера: «Кочевая и полукочевая жизнь – это уникальная цивилизация, созданная и сохраняемая народами в течении многих столетий» [1]. По мнению противников, обучение в кочевых детских садах – это пережитки прошлого, дети должны учиться в современных детских садах.

Таким образом, в этом кратком обзоре, мы видим, что есть много противоречий в кочевом дошкольном образовании. С одной стороны, кочевые детские сады дают основу знаний для сохранения уникального языка и культуры малочисленных народов Севера, позволяя детям не отрываться от семьи и привычного уклада жизни. С другой стороны, современный мир диктует свои правила жизни, ведь, чтобы быть полноценным членом общества, преуспеть в различных областях нужно быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, укрепление единства и духовной общности многонационального народа России является целью и приоритетным направлением государственной национальной политики Российской Федерации, отмеченных в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (25), в международных материалах ООН, ЮНЕСКО и других документах.

Но именно в раннем и дошкольном возрасте первым языком ребенка должен быть родной язык, язык его матери, его народа. Как достойный представитель своего народа, знающий и уважающий свою культуру и язык, он должен войти в большой мир, изучать языки своей многонациональной страны и иностранный. Гармоничное вхождение ребенка Арктики к гражданской и этнической идентичности видится в этом гармоничном пути.

Список литературы

Жиркова С.Г. Кочевая школа и современность. Сибирский педагогический журнал, 2010, С.280 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kochevaya-shkola-istoriya-i-sovremennost

Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. Дайк Пресс, М., 2002, С. 138;

Mozly, C., 2010. The Atlas of Word Endangered Languages. Issue 3, Paris: Published by UNESCO, www.unesco.org|culture|en|endangeredlanguages|atlas

Неустроев, Н.Д. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера/Н.Д.Неустроев, А.Н.Неустроева. -Якутск, 2015. (с.184)

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 19. 12 2012 г. N 1666) // http://docs.cntd.ru/document//902387360

Просмотров работы: 136