На современном этапе развития системы дошкольного образования к проблеме развития связной речи детей привлечено пристальное внимание педагогического сообщества и широкого круга родителей (или законных представителей) детей дошкольного возраста. Актуальная востребованность решения задач развития связной речи у детей обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи.
Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где выделена особым образом образовательная область «Речевое развитие». ФГОС ДО предусматривает решение таких задач речевого воспитания детей, как «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, к грамоте» [11].
В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина, С.Л. Рубинштейна, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, В.И. Ядэшко и др. раскрываются возрастные особенности развития связной речи детей дошкольного возраста, и подчеркивается уникальность, неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода для развития речи.
В методической копилке дошкольного образования накоплен обширный практический опыт исследований по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Это исследования М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, Н.А. Стародубовой, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др.
Несмотря на непрестанные поиски ученых в области развития связной речи детей дошкольного возраста, наблюдается насущная необходимость разработки и апробации новых средств и методик, направленных на решение задач развития связной речи детей в детском саду. Одним из таких новых средств стали информационно-коммуникационные технологии.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании изучаются в исследованиях Э.Ф. Алиевой, К.Ю. Белой, О.А. Бизиковой, Н.Н. Булгаковой, Ю.М. Горвиц, Г.С. Гушлевской, Е.В. Зворыгиной, О.А. Карабановой, И.И. Комаровой, Л.А. Леоновой, Е.М. Марич, В.В. Моторина, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, П.Д. Рабинович, О.Р. Радионовой, А.В. Туликовой, Л.Д. Чайновой и др.
Нами проводилось исследование эффективности применения компьютерных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ "ЦРР – детский сад № 21 "Кэнчээри" городского округа «Города Якутска». В экспериментальной работе приняли участие 32 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Исследование включало использование компьютерных игр, созданных в программах «SMART Notebook 11» и «Microsoft Power Point» и направленных на развитие всех компонентов речевой системы: 1) воспитание правильного звукопроизношения; 2) развитие словаря; 3) формирование грамматического строя речи; 4) развитие связной речи.
На констатирующем этапе с помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики у детей показали высокий уровень развития связной речи детей только у 18,75%. Для этих детей характерна ясно и последовательно выражать свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Используют образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексический запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована связность описательного рассказа.
Средний уровень сформированности связной речи выявлен у 81,25% детей: для них характерна развернутая фразовая речь, в активной речи используют только простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных используется только после стимулирующей помощи взрослого. Ошибки во время выполнения заданий исправляют самостоятельно частично или с помощью взрослого. На наш взгляд, существует ряд причин, обуславливающих такое состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста:
- отсутствие целенаправленной работы по развитии связной речи;
- несвоевременное выявление речевых проблем у детей;
- недостаточная включенность родителей в педагогический процесс детского сада.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, для повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста были нами разработаны серия компьютерных игр для развития связной речи, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Начиная работу по данной теме, мы стремились к тому, чтобы эти игры помогали детям выражать свои мысли, чувства и желания, высказывать свое мнение в ситуации общения, владеть грамматическим строем речи. С учетом вышеперечисленных принципов нами разработана четыре модуля компьютерных игр:
1. Воспитание звуковой культуры речи: игра «Безголосые звуки», «Звуки - двойняшки», в котором речь становится четкой, внятной, выразительной.
2. Обогащение словарного запаса: «Слово- действие», «Слово - признак», запас слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, образно, полно.
3. Формирование грамматического строя речи: «Назови детенышей», «Лисенок считает» направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространенными, сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, падежа, числа.
4. Развитие диалогической и монологической речи: «Составляем описание», «Послушай рассказ» помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
Каждый модуль включает в себе компьютерные игры, мнемосхемы, речевые упражнения, которые характеризуются наличием четырех основных групп связей:
- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических – отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
В использовании компьютерных игр в непрерывной образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ уровня развития связной речи у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в изменении уровня развития связной по сравнению с контрольной группой. Так на высоком уровне в экспериментальной группе находится 56% детей, а в контрольной – 25%, на хорошем уровне в экспериментальной группе – 37%, а в контрольной – 50%, на уровне ниже среднего в экспериментальной только 6%, а в контрольной – 25%.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что работа по развитию связной речи детей 5-6 лет с использованием компьютерных игр оказалась эффективной и результативной. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в дошкольного образования в целом, и в методике развития связной речи детей дошкольного возраста, появилось новое эффективный метод – информационно-коммуникационные технологии, которые требует активного внедрения в систему работы дошкольных образовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И. О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. - №7 (6). – С. 35-38.
2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-синтез, 2011. 128 с.
3. Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79-84.
4. Красильникова Л.В., Старикова А.Ю. Методическая работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 127-130.