Некоторые вопросы функционирования юридической клиники Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Некоторые вопросы функционирования юридической клиники Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета

Петухов Е.А. 1
1Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) филиал в г. Миассе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Юридическая клиника – это участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Создание юридических клиник задаётся с целью оказания правовой помощи и правового просвещения граждан, обращающихся в данные клиники, а также для формирования юридических навыков у студентов.

Юридические клиники отнюдь не новшество, впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1840 году Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». Этот термин широко распространился в России в 19 веке в связи с началом преподавания юриспруденции в стране.

В современной России данный термин обозначен в ст. 23 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – ФЗ РФ № 324), в соответствии с которым юридическая клиника вуза является участником негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

«Бесплатно» – это слово всегда привлекает к себе внимание, это является довольно важным фактором в существовании юридических клиник на сегодняшний день. Также это обусловлено тем, что благодаря вовлечению в работу юридических клиник, у студентов – юристов формируются навыки и накапливается практический опыт применения полученных теоретических знаний.

Этот факт также закреплен в статье 24 ФЗ РФ № 324: «образовательные учреждения высшего профессионального образования для прохождения обучающимися по юридической специальности практики в целях формирования у них навыков оказания юридической помощи, а также в целях правового просвещения населения могут создавать юридические клиники».

На примере юридической клиники Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета формирование навыков студентов происходит следующим образом:

а) непосредственное присутствие студентов во время консультирования граждан, где они наблюдают, каким образом необходимо находить контакт с тем или иным клиентом, какой нужен к нему подход, это необходимо, т.к. попадаются порой такие клиенты, которые готовы выложить чуть ли не «всю историю своей жизни», а только потом саму суть проблемы. Имеют место случаи, когда граждане откровенно хамят и требуют решение их проблемы представить незамедлительно, в таких ситуациях необходимо уметь сохранить самообладание и терпимость к «проблемным» клиентам, уметь выслушать и быть вежливым при общении.

б) работа с документами клиентов, для этого студенты используют различные правовые источники, одновременно, знакомясь с ними, учатся оформлять различные документы или составлять заявления и жалобы для граждан.

в) консультирование клиентов студентами в присутствии руководителей клиники (кураторов), особенно на начальном этапе работы в юридической клинике, когда у студента отсутствует практический опыт.

При этом процесс формирования навыков у студентов включает не только работу с документами, что может показаться не интересным, но и овладение специальными методиками, необходимыми для общения. Для того, чтобы заинтересовать студентов в деятельности юридической клиники, в нашем вузе преподаватели проводят различного рода деловые игры – это может быть моделирование консультации, где одни студенты играют роль клиентов, которые обратились за бесплатной правовой помощью, а другие играют роль студентов-консультантов. Также на формирование определенных навыков оказывает влияние моделирование судебных процессов по различным категориям дел, что позволяет заинтересовать студентов и помочь студентам на практике усвоить теоретический материал.

Отдельно отметим отдельный положительный аспект, касающийся участия студентов в деятельности юридической клиники в конкурсах, конференциях, олимпиадах по тематике бесплатной правовой помощи. Участие в таких мероприятиях позволяет возможность говоря сленгом «засветится в лучшем свете», познакомиться с представителями юридической профессии, зарекомендовать себя, что может положительно отразиться на будущей юридической деятельности студентов после окончания вуза.

Помимо этого, укажем положительные моменты, касающиеся клиентов юридических клиник. Самый главный положительный эффект играет тот факт, что оказание юридической помощи происходит абсолютно бесплатно.
Это привлекает людей, важно, что малоимущие граждане с проблемами правового характера могут получить юридическую помощь, не прибегая к услугам дорогих специалистов. Особенно это касается простых и несложных дел.

Помимо этого, есть и отрицательные моменты, связанные с тем, что некоторые граждане пренебрегают помощью юридической клиники, считая, что ее окажут не профессионально из-за того факта, что консультацию часто проводят сами студенты, несмотря на помощь и руководство со стороны кураторов. Но тем не менее, отметим, что бесплатной правовой помощью пользуются и пользуются активно. Следует отметить, что юридическая клиника способствует формированию у населения правового сознания, что в современном мире очень важно.

Проблем в деятельности юридических клиник множество, на это указывают как ученые, так и практики [1; 2, С. 158]. В юридической клинике Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета основной «костяк» проблем связан с организационной частью (отсутствием современного оборудования, просторного помещения и др.), но при этом имеются и проблемы, связанные с взаимодействием юридической клиники с государственными органами и общественными организациями.

Отметим, какими способами и методами пользуется наша юридическая клиника. Начнем с того, что каждая юридическая клиника функционирует по какому либо методу или сочетанию методов (что имеет место чаще всего). Например, метод профессора Мейера, то есть когда консультацию клиента осуществляет преподаватель, а студент только наблюдает. Существует способ выездных юридических клиник («мобильные группы»), организующих консультации в социальных учреждениях, таких, как детские интернаты или дома престарелых. Существуют юридические клиники, которые оказывают юридическую помощь по телефону. Организуются так называемые «горячие линии», на которых «дежурят» студенты-юристы под надзором кураторов. Набирает актуальность «виртуальные юридические клиники», где правовую помощь оказывают в режиме on-line посредством Интернета. Однако большинством клиник избирается методика очного общения с клиентами, а помощь оказывают студенты под патронажем кураторов.

В юридической клинике Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета используется сочетание нескольких методов и способов, в зависимости от опыта студента в консультационной деятельности, сложности проблемного вопроса клиента и т.п., Например, метод Мейера у нас применяется в основном только к тем студентам кто недавно был принят в юридическую клинику и проходит стажировку; помимо этого, в клинике существует «горячая линия» и онлайн портал для оказания услуг через сеть интернет. При этом в большинстве случаев в нашей клинике отдается предпочтение живому общению при решении того или иного вопроса.

Список использованных источников:

См.: Арсентьева С.С. Юридические клиники как субъект оказания бесплатной правовой помощи в РФ (на примере юридической клиники Челябинского Государственного Университета) [Электронный ресурс] /
С.С. Арсентьева, Н.С. Кошкин // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. –№ 3. – С. 69–71. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30529029 – 18.11.2018.

Юзеева Е.Н. Ветераны боевых действий: правовой статус и некоторые правовые проблемы социальной защиты / Е.Н. Юзеева // Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований. Сборник трудов XV научно-практической конференции (Миасс, 04 мая 2018 г.). – Миасс: ИП Петров А.И., 2018. – 240 с.

Просмотров работы: 16