Волонтёрство как способ социализации подростков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Волонтёрство как способ социализации подростков

Фадеева Л.И. 1
1УлГПУ им.Н.И.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преобразования, происходящие в общественной жизни страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Цель социализации - это формирование личности, способной активно и творчески действовать в обществе. Она осуществляется в общении и деятельности, происходит в условиях, как воспитания, так и стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Социализацию можно сравнить с «процессом подражания», с процессом целенаправленного влияния на человека, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Следует отметить, что под социализацией подростков следует понимать усвоение норм и ценностей семейной, школьной и общественной жизни, проявляющееся в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками.

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость [14, c.82].

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности и вне её [11, c.87].

В современных условиях возрастает актуальность решения проблем, связанных с созданием благоприятных условий для гармоничного развития подростков, воспитания их в качестве самостоятельных субъектов общественной жизни. Хочу отметить, что их положение остается не стабильным. Их права на социальную безопасность, обучение, проживание в семье соблюдаются не в полной мере. Среди основных причин: социальное сиротство, слабая семейная политика, падение социального престижа семьи, семейное неблагополучие, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни, нахождение семьи с несовершеннолетними за чертой бедности, низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания родителей.

Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные действия, находят место и случаи суицидального поведения.

Тем более, молодёжный возраст – период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения. Семья и школа, как одни из важнейших общественных институтов, не всегда помогают избежать подрастающему поколению душевной и духовной разрухи. Как же помочь таким детям? Как отвлечь их от проблем? Может быть, организация работы какого-то молодёжного клуба или объединения?

Волонтёрство – это сознательная, добровольная, неоплачиваемая деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром. Социально - и педагогическое волонтёрской заключается в что выступает их социализации [3, с.99]. и развитие добровольческого возможны на и при объективной об потребностях и потенциальных [2, с.178].

В вовлечения в организацию и различных проектов, на саморазвитие и происходит положительных установок, гражданская что профилактикой проявлений подростков.

В основе волонтёрской деятельности лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Хочу привести пример, как участие в деятельности волонтёрского движения способствует благоприятной социализации подростков. Примером этого служит социальный проект «Мы – будущее», который реализовывает Центр социального обслуживания «Парус надежды».

В 2009 года несколько девчонок приходили в Центр социального обслуживания «Парус надежды» (Ульяновская область) по каким - либо личным делам к своим родителям. Здесь они увидели, людей, которым нужна была помощь. Эта помощь нужна была детям, которые не умеют играть, как все остальные, взрослым, которые, уйдя на пенсию, оказались ненужными никому. Девочки решили оказать им помощь. Так родилась идея создать добровольческий отряд.

Основным направлением работы волонтёров стали помощь ветеранам, пенсионерам и организация досуга детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Пожилым подростки помогали в уборке жилых помещений, в благоустройстве территории дворов, садов и огородов, в приобретении продуктов первой необходимости, а для детей проводили социокультурные мероприятия, помогали педагогам проводить занятия на развитие физических, интеллектуальных и коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями, сопровождали детей во время экскурсий. Так появилась программа «Держи мою руку».

Но подростки понимали, что могут больше. И они расширили сферу своей деятельности. Подростки проводили мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Эту программу назвали «Скажи здоровью – ДА!». В стенах Центра ребята выполняли великую миссию в наше сложное время - пропагандировали ЗОЖ (здоровый образ жизни), проводили первичную профилактику курения, алкоголизма, наркомании, проводили акции, участвовали в мероприятиях районного и областного уровней. Участие ребят в процессе повышения здоровья у детей делает их более уверенными в себе и позволяет в полной мере ощутить важность профилактики, расширяет кругозор.

Суть работы добровольцев – распространение идей, это и является самым эффективным, так как идёт привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации – передача её кому-либо. Так волонтёры пригласили ещё несколько человек в свою команду. Ребят стало больше, соответственно, и объём выполненной работы увеличился. Вскоре отряд получил статус волонтёрского движения «Держи мою руку».

Контингент волонтёров изменился. С начала существования добровольческого отряда в нём было пять человек, на сегодняшний день участниками движения являются около тридцати человек. Если первоначально основной состав отряда состоял из детей сотрудников, то позднее к отряду присоединились ещё дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Все ребята вливались в движение по разным причинам: у кого-то был просто интерес, у кого-то потребность в общении или потребность быть нужным, кто-то хотел проявить свои творческие возможности. Некоторые ребята, став волонтёром, планировали самореализоваться и повысить свой авторитет. Работая над серьёзными проблемами, ребята доказывали свою зрелость, самостоятельность и оригинальность. Будучи волонтёром, можно установить новые связи, научиться новому и за счёт этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую, именно в этом движении проявляются руководящие и организаторские способности. А бывали случаи, когда приходили за решением проблем.

Так, в Центр обратилась мама Наташи А. с просьбой оказать психологическую помощь дочери. Девочка дважды совершала попытку суицида. Специалисты Центра и волонтёры провели большую работу с подростком и получили очень хороший результат. Наташа с удовольствием начала заниматься волонтёрской деятельностью, с интересом проводила время с детьми с ограниченными возможностями и вместе с ними выступала на показах «Театра моды», действующего в Центре. В дальнейшем у девушки сложилась замечательная судьба: она вышла замуж, стала мамой прекрасной девочки, а на сегодняшний день у неё ещё подрастает и замечательный сынок. Она по сей день благодарит специалистов и ребят за то, что помогли вовремя справиться со своими проблемами и обучили навыкам принятия решений в трудных жизненных ситуациях.

Заинтересовала деятельность и ребят, которые были не в ладах с законом. Лёша В. совершил кражу и был поставлен на учёт в подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции. Комиссией по делам несовершеннолетних было рекомендовано оказание помощи мальчику. Его пригласили в добровольческий отряд. Знакомство началось со встречи подростков с воинами – интернационалистами во время праздничных мероприятий, посвящённых очередной годовщине вывода войск из Афганистана. Подросток сам заинтересовался и ещё пригласил своего друга, Сергея У., который воспитывался в социально опасной семье. Мальчику было некомфортно в семье, где мама, дядя и бабушка злоупотребляли спиртными напитками, дома была постоянно грязь. По его словам, у него часто возникали мысли о побеге из дома. И тут волонтёры взялись за дело. Они стали вовлекать Сергея во все мероприятия – акции, тренинги, конкурсы. Подросток стал самостоятельным, общительным, стал самым активным волонтёром движения. Волонтёрская деятельность Сергея повлияла на образ жизни мамы. Она в данный момент ведёт нормальный образ жизни, устроилась на работу. Сам Сергей поступил в педагогический колледж и выбрал специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение каких-то ценностей. По обращению родителей к деятельности в волонтёрском движении привлекли Надежду Л. В связи с переходом в новую школу девочка испытывала трудности в общении со сверстниками, имела низкую самооценку. Буквально после двухмесячного общения с ребятами движения, в результате выполнения порученных ей заданий, у девочки сформировались навыки общения с подростками, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И в школе Надя стала учиться лучше.

Волонтёрский труд может внести в жизнь подростков разнообразие. Волонтёры участвуют в социально значимой деятельности, у них появляется возможность проявлять инициативу и реализовать свои способности, у них происходят изменения от пассивного участия до творческой активности.

Участники движения решили поработать ещё в одном направлении – формирование готовности молодых людей к созданию крепких, здоровых и счастливых семей, к рождению и воспитанию детей. Так родился социальный проект «Алгоритм семейного счастья», который стал победителем в конкурсе социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь». Волонтёры сами разработали тренинги «Влюблённость – мимолётное чувство» «Любовь на все времена», «Семья – моя главная ценность», сами их проводят. Во время тренинга, участники активно отстаивают свои точки зрения и предлагают свой алгоритм семейного счастья. Одним из важных моментов реализации проекта является проведение социального театра, где ребятам предлагаются проблемные социальные ситуации, а им нужно найти пути решения этих проблем и сыграть их.

В рамках проведения Года равных возможностей, волонтёры начали работать в направлении, связанном с воспитанием толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья. Волонтёры проводили тренинги с детьми и подростками, тем самым, формируя у них твёрдые нравственные установки и одновременно информируя ребят о моделях поведения с инвалидами в различных ситуациях. Наглядным примером такой плодотворной совместной деятельности является проведение палаточных лагерей для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в которых волонтёры организовывали различные игры, помогали ребятам передвигаться по территории, помогали преодолевать барьеры общения. Так появилась программа «Толерантность». Эта программа действует и в настоящее время.

Проанализировав всю свою деятельность, ребята решили объединить все свои программы и проекты в единый. Это проект назвали «Мы – будущее!». Стартом реализации проекта стал межрайонный волонтёрский слёт. Это слёт был обучающим, на него они пригласили волонтёров – новичков со всей Ульяновской области. Тренерами на этом слёте выступили только волонтёры. Все три дня они проводили тренинги, квесты, участвовали в акциях на улицах посёлка, проводили встречи с интересными людьми и просто старались донести до участников идеи волонтёрства. Сегодня очень важно привлечь к этой работе добровольцев, подростков - волонтёров, которые могут сами вырабатывать и решать задачи помощи сверстникам. Кроме этого ведь не секрет, что ребята, которые занимают активную жизненную позицию, стремятся к тому, что бы их услышали, стремятся к лидерству, и мы должны обеспечить им место, где они могут найти преломление своим талантам и амбициям, и если хотя бы один ребенок вместо праздного шатания по улицам займётся работой вместе с нами, то наша цель будет достигнута. А важнейшей задачей взрослых является создание благоприятных условий для развития инициатив подростков.

Исходя из этого, была разработана программа социализации (социальный проект) девиантного поведения подростков, целью которой является психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника, а также снижение уровня агрессивности, тревожности, депрессии у девиантных подростков, через волонтёрскую деятельность, объединение усилий педагогов, родителей и педагогов-психологов в коррекции девиантного поведения подростков. После привлечения подростков в волонтёрскую деятельность, нами были проведены повторные исследования. Результаты показали положительную динамику снижения уровня агрессивности, тревожности, депрессии у девиантных подростков, через волонтёрскую деятельность.

Литература

1. Алапаев, Д.М. Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы [Текст]. М.: ВАКО, 2014 - 256 c.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений [Текст]/ Г.М. Андреева.- 3-е изд., испр. и доп.- М., Аспект. Пресс, 2014.-365с.

3. Говорин, Н.В. Основы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Методические рекомендации для педагогических работников [Текст] / Чита, 2013. - 48 с.

4. Змановская, Е.В. Девиантология. Учеб. Пособ. Для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] М.: Изд. Центр «Академия», 2013 - 288 с.

5. Кузнецова, Л.В. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей [Текст] под. Ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2012 - 96 c.

Просмотров работы: 844