Работать всегда непросто. Особенно в профессиях, тесно связанных с работой с клиентами.
Несмотря на кажущуюся легкость, профессия социального работника, независимо от видов исполняемой работы, является одной из трудных в моральном плане. Специалист несет ответственность за жизни и здоровье как общества в целом, так и отдельных представителей. Каждый день социальному работнику приходится встречаться с большим количеством людей, вникать в суть их проблем, а также проявлять коммуникативную компетентность. Эти, и многие другие факторы оказывают огромное влияние на психический фон специалиста, а также его здоровье.
Ввиду своей профессии социальный работник может испытывать постоянное напряжение, а также стресс. И, поскольку он длительное время находится в контакте с другими людьми, испытывающими проблемы различного характера, в конечном итоге, могут появиться симптомы так называемого синдрома «профессионального выгорания».
Впервые данный синдром был описан в ХХ веке американскими исследователями: К. Маслач, Б. Пелман, Е. Хартман и С. Джексон и др. В отечественной психологии: В.В. Бойко, А.Г. Абрумова, С.А. Бабанов, Ю.А. Пионтковская, И.Б. Русакова и др.
В.В. Бойко дает определение данному симптому как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Он также заостряет внимание на том, что эмоциональное выгорание, в большинстве случаев, может быть отнесено к приобретенным стереотипам эмоционально, чаще профессионального поведения [1].
Главными признаками выгорания являются: постоянная усталость, проблемы со сном, проблемы с питанием, тревожность, ухудшение памяти, снижение концентрации и внимания, проблемы со здоровьем, начальная стадия депрессии, повышенная раздражительность, вспышки гнева, потеря радости, пессимизм, изолированность, отрешенность, апатия, недостаток работоспособности и др. Как быстро появится данный синдром зависит от конкретного человека, а именно, его личностных особенностей.
Работа в социальном обслуживании предполагает длительный контакт с различными категориями лиц. Именно эта профессия, наряду с медицинскими работниками, педагогами и другими, связанными с общением сопутствует выгоранию [1].
Специалист по социальной работе должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях – начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Также, он должен постоянно участвовать в общественной работе, привлекать деньги и обучать добровольцев, заниматься просвещением общества о проблемах.
У социальных работников с высоким уровнем выгорания может появится тенденция негативного отношения как к клиентам, так и к себе. Она может образоваться от того, что работа может быть сложной по содержанию, недостаток оценки руководства проделанной работы, а также от недостаточного уровня организованности. Риск развития повышается при монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным или даже странным, также, как и было сказано выше, недостаток признания при вкладывании в работу больших личностных ресурсов, таких как время и, возможно, личные средства. Также, в некоторых случаях, невозможность карьерного роста или нехватка условий для самовыражения, даже если оно направлено на улучшение работы.
В результате, ухудшается качество работы, а от ее ухудшения и снижение настроения и так до бесконечности. Пока специалист полностью не уйдет в депрессию.
Закономерно и то, что в итоге, весь негатив будет отражаться и на клиентах. Снизится уровень коммуникативной толерантности, эмпатия, а также другие психологические факторы, влияющие на продуктивную работу специалиста.
У специалистов может наблюдаться чувство опустошенности, усталости от общения, исчерпанности ресурсов, проблемы в общении с клиентами и коллегами.
Некоторым специалистам может быть характерно равнодушное или даже негативное отношение к клиентам. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Возникающие по началу негативные установки могут иметь скрытый характер, и проявляются во внутреннем сдерживании раздражения, которое со временем прорывается наружу и приводит к внутренним конфликтам.
При высоком уровне эмоциональной истощенности снижается уровень коммуникативной толерантности.
Если специалист заметил за собой характерные признаки на ранних этапах, то ему легче справиться с подобным.
Для того, что приостановить процесс эмоционального выгорания и продлить профессиональную активность специалиста социальной сферы необходимы следующие профилактические меры:
знать признаки опасности;
научиться свободно выражать свои чувства и эмоции;
уметь оказывать помощь себе самому и обращаться к специалистам, когда это необходимо;
уметь рассчитывать и обдуманно распределять все свои нагрузки;
иметь реалистическую оценку своих возможностей и уметь проигрывать без самоунижения и самобичевания;
стараться проще относиться к конфликтам особенно мелким и не принципиальным;
знать свои особенности, чтобы уметь переключаться с одного вида деятельности на другой;
культивировать другие интересы, не связанные с профессией;
участвовать в мероприятиях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми;
знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их [2].
Список использованной литературы
Бойко В.В. Энергия эмоций общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 256 с.
Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания. - Питер, 2008. - 336 с.