Система экономической разведки на промышленном предприятии - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Система экономической разведки на промышленном предприятии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическая разведка как неотъемлемый компонент исторического развития производительных сил меняла характер, формы и проявления в соответствии с эволюцией способа производства и уровнем развития науки и техники. В историческом аспекте экономическая разведка едва ли не старше военной и политической.

Классический пример экономической разведки можно найти уже в романтической истории, относящейся примерно к 15 веку до нашей эры. В ней рассказывается о китайской принцессе, отправляющейся к своему возлюбленному за границу в шляпе из живых цветов, где были спрятаны шелковичные черви.

Родиной первых теоретиков разведки считается Китай, там уже в IV веке до нашей эры появился первый фундаментальный труд об этом нелегком ремесле. Это была книга «Искусство войны» блестящего китайского философа Сунь Цзы: «Если просвещенный государь или рассудительный генерал одерживают победу над противниками каждый раз, когда они переходят к действиям, то это достигается благодаря предварительной информации. Так называемая предварительная информация не может быть получена ни от духов, ни от божеств, ни по аналогии с прошлыми событиями, ни путем расчетов. Ее необходимо получить от человека, который знаком с ситуацией противника».

Сильный толчок развитию экономической разведки дало разделение труда и возникновение торговли и денег, что произошло в период разложения первобытного строя и возникновения рабовладельческого общества.

На благополучном Западе структуры экономической разведки активно поддерживаются на уровне правительств. Так, например, правительство Японии уже в 1957 году организовало Японский научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 000 журналов, в том числе 7 000 — зарубежных, 15 000 технических отчетов и докладов и рассылает по японским банкам и корпорациям более 500 000 своих резюме.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5 процента оборота торговых концернов. Так, в фирме «NEC» информационной работой постоянно занимаются 250 человек. В фирме «Mitsubishi» 30 человек занимаются патентным поиском, 50 человек — новыми технологиями и т.д. Как удачно заявил по этому поводу Коносуке Мацусита: «Вы, на Западе, совершаете два смертных греха — ищите то, что уже найдено, и покупаете то, что можно иметь бесплатно».

Под термином «система экономической разведки» понимается организационная структура, занимающаяся вопросами сбора, проверки (верификации), обработки и анализа данных по различным аспектам внешнеэкономической деятельности предприятия с дальнейшим использованием полученной информации для решения конкретных задач его хозяйственной деятельности1.

В условиях рыночной экономики предприятие не может эффективно работать без глубокого понимания ее движущих сил и, не располагая новейшей информацией о том, что же происходит в занимаемом им сегменте рынка. При этом в обязательном порядке надо учитывать, что имеющиеся у предприятия возможности, диктуемые окружающей средой и определяемые балансом интересов различных сообществ, группировок и отдельных личностей, зачастую вытекают не из логики событий, а из эмоций, личных симпатий и антипатий.

Подразделение экономической разведки предприятия — структурное подразделение предприятия, на которое возложены задачи единого, в рамках хозяйствующего субъекта, информационного центра с задачами обработки и анализа информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим для интересов предприятия вопросам.

Основные предпосылки необходимости создания системы экономической разведки на современном россий­ском предприятии:

1. Политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств наблюдения за окружающей средой становится недостаточно. Поэтому для адекватного реагирования предприятия на влияние окружающей среды и обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятию необходима стройная и эффективная система экономической разведки.

2. Для качественного информационного обеспечения руководства предприятия система экономической разведки должна быть ориентирована на конкретных лиц, принимающих управленческие решения.

3. Система экономической разведки должна не просто решать вопросы накопления данных и выдачи отчетов, главная ее задача — обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, такой информацией, которая помогала бы выбрать наиболее оптимальный вариант решения стоящей перед предприятием проблемы.

4. Целенаправленный сбор общедоступной информации из различных открытых источников, многие из которых, на первый взгляд, могут показаться бесполезными, с последующим сравнением и анализом, очень часто позволяет принимать важные, незаметные при поверхностном подходе, решения.

5. Система экономической разведки должна работать легитимно, т.е. без обращения к незаконным и неэтичным методам сбора информации.

6. Всегда следует исходить из предположения, что конкуренты также могут иметь разведорганы и, при необходимости, могут прибегнуть к незаконным способам получения интересующей их информации, поэтому в следующей главе будет рассмотрена система экономической контрразведки предприятия.

При рассмотрении возможной модели реализации системы экономиче­ской разведки на предприятии следует учитывать, что масштабы и количество привлекаемых на ее создание и эксплуатацию средств во многом определяется возможностями самого предприятия и рамками стоящих перед ним задач.

Основное предназначение системы экономической разведки состоит в обеспечении руководства достоверной, объективной и полной информацией о намерениях партнеров, смежников, клиентов и контрагентов, о сильных и слабых сторонах конкурентов; сборе данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров; оповещении о возможном возникновении кризисных ситуаций; мониторинге и контроле хода реализации заключенных договоров и достигнутых ранее договоренностей2.

Бесспорно, что успех в деятельности по защите интересов предприятия зависит от своевременности и полноты получения информации. Именно поэтому аналитические методы обработки информации крайне важны и всё более успешно используются службами безопасности различных предприятий.

Первоначальная информация (сведения), получаемая сотрудниками СБ, зачастую бывает отрывочна, противоречива, иногда недостоверна, но именно на основе такой информации могут приниматься управленческие решения, в том числе, «жизненно важные» для предприятия.

Именно поэтому на предприятиях, имеющих в своей структуре профессиональную службу безопасности, существуют подразделения (или отдельно выделенные сотрудники), осуществляющие информационно-аналитическую работу (сопровождение) по организации безопасности предприятия.

Информационно-аналитическая работа службы безопасности предприятия – это систематический сбор, обработка, обобщение, анализ и накопление информации, касающейся вопросов безопасности предприятия, с целью информирования руководства и подготовки рекомендаций для своевременного принятия управленческих решений по защите интересов предприятия.

Основной целью такой работы является обеспечение руководства предприятия и подразделения СБ3 своевременной информацией об угрозах жизненно важным интересам предприятия и устремлениях недобросовестных конкурентов к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Результаты аналитической работы должны содержать выводы и предложения, направленные на улучшение организации системы безопасности предприятия.

В настоящее время на рынке представлен достаточно большой выбор онлайн-сервисов по проверке контрагентов. Наиболее известными сервисами по предупреждению предпринимательских рисков являются: «Спарк», «Глобас-i», «Интегрум», «Сбис» и другие.

Работа системы экономической разведки предприятия дает своеобразный мультипликативный эффект, совмещая интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика предприятия.

Сегодня, когда информация становится таким же стратегическим ресурсом, как финансы, квалифицированные кадры, современные технологии и сырьевые запасы, можно полагать, что уже в самом ближайшем будущем, подразделения экономической разведки станут неотъемлемой частью управленческих структур российских предприятий.

Информационно-аналитическая работа в подразделениях экономической безопасности, является достаточно «молодым» направлением, но, несмотря на это в эпоху повсеместной цифровизации уже зарекомендовала себя как достаточно надёжный инструмент для принятия своевременных и жизненно важных управленческих решений, позволяющий предвидеть изменения на рынке, проводить прогноз действий конкурентов, выявлять возникающие риски.

Подводя итог, отметим, что роль информационно-аналитической работы в принятии руководством предприятий стратегических решений, связанных с экономической безопасностью, будет расти и в конечном итоге без заключения аналитика ни одно такое решение приниматься не будет. Кроме того, централизация сбора и хранения информации, переход на цифровую экономику, а также дальнейшее развитие технологий искусственного интеллекта позволит получать прогнозы и аналитические материалы в автоматическом режиме, что в конечном итоге сведёт роль человека к функции оператора по вводу данных.

Список литературы:

1. Боттом Н., Галатти Р. Экономическая разведка и контрразведка. Практическое пособие. – Новосибирск, 2008.

2. Вопросы изучения клиентов с позиции службы безопасности. – М., 2010.

3. Доронин А. И. Бизнес – разведка. – М.: «Ось-89», 2009.

1Доронин А. И. Бизнес – разведка. – М.: «Ось-89», 2009.

2Боттом Н., Галатти Р. Экономическая разведка и контрразведка. Практическое пособие. – Новосибирск, 2008.

3Вопросы изучения клиентов с позиции службы безопасности. – М., 2010.

Просмотров работы: 49