УРОК ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УРОК ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Феофанов А.С. 1
1ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно текущему ФГОС школьные предметы математика и информатика образуют единую образовательную область. Сочетание обусловлено их взаимными дополнениями по всем изучаемым темам, многие вопросы переплетаются и проникают друг в друга. Такой подход предполагает структуризацию и выстраивание содержание дисциплин на основании их общности и различия, позволяет пересмотреть некоторые существующие вопросы. Области математики и информатики тесно взаимосвязаны, понятийный аппарат, методы познания приобретают все более универсальный вид, используются в других научных областях и часто носят надпредметный характер.

В работе мы рассмотрим интегрированный урок «Организация вычислений в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков» для 9 класса.

На данном уроке мы ставим следующие цели:

Расширить представления об электронных таблицах, её структурных элементах и способах представления информации в электронных таблицах;

Подвести к пониманию возможности решения задач из различных областей жизни при помощи табличных процессоров;

Развивать навыки работы с информацией в электронных таблицах;

Воспитывать ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса.

Решаемые учебные задачи:

1) Обобщение знаний по интерфейсу электронной таблицы;

2) Рассмотрение способов представления информации из таблиц при помощи графиков и диаграмм;

3) Изучение на практическом опыте различных типов диаграмм;

4) Формирование навыков работы по созданию графиков и диаграмм по уже имеющейся в таблице информации.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Нравственно-этическое оценивание действий с точки зрения моральных норм.

Регулятивные:

Самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;

Контроль усвоения учебной информации.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других;

Взаимоконтроль, взаимооценка УПД.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Сравнение, анализ объектов.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент (1-2 мин)

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие памяти

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

2

Актуализация знаний по теме «Интерфейс ЭТ»

Вопросы учителя (фронтальный опрос):
какой способ представления информации является наиболее наглядным и почему?

Кто хочет стать миллионером? Предложение двум-трём ученикам сыграть в созданное онлайн-приложение. (если никто не проявляет инициативу, то выбор на экране с помощью random.org)

Игра-тест-онлайн. https://kahoot.com/

Сообщить условия. Участвуют все.

Звучит любимая и уже привычная фраза: Закрываем учебники и тетради, достаём телефоны. У кого нет выхода в Интернет, садятся за ПК.

Содержание игры и теста в Приложении 1.

Ответы детей:

Табличный способ, т.к. информация компактна, наглядна и обозрима. Легко осуществлять поиск.

Двое-трое школьников занимают места за ПК, где уже открыта нужная страница на сайте https://learningapps.org/

Достают телефоны. Рассаживаются за ПК. Заходят на интернет-ресурс. Вводят номер игры с экрана.

На экране вопрос, выбирают ответ в своих девайсах.

3

Формулирование темы и целей урока

Сейчас мы будем с вами работать на одной доске. От Вашей активности зависит ваша оценка за урок.

Вопросы (использование интерактивной доски AWWApp)

Всегда ли информация в таблице наглядна полностью? Есть ли что-то лучше? Как улучшить представление табличной информации?

Важное условие – работа должна проходить в тишине.

Попытаемся сформулировать цели?

Рядом с каждым учеником находится ноутбук. Заходят по ссылке с экрана на онлайн-доску, где каждый пишет свой ответ на вопрос.

Нет, не всегда (хотя на доске могут быть разные ответы)

Информацию в таблице можно представить с помощью диаграмм и графиков. С этим мы можем часто сталкиваться в книгах и учебниках.

Узнать, что такое диаграмма. Познакомиться с их типами. Разобраться с тем, как это делать в ЭТ.

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

- формирование грамотной письменной речи

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

4

Объяснение темы

Постарайтесь, пожалуйста, на нашей онлайн-доске, привести примеры того, в каких сферах жизни удобно применять диаграммы.

Типы диаграмм (на слайдах презентации):

Гистограмма (столбчатая)

Круговая

Ярусная

Приводят различные примеры. Это может быть: стоимость составляющих частей ПК, численность населения стран и т.д.

Смотрят на слайды, конспектируют типы диаграмм.

5

Работа в паре + проверка и обсуждение с учителем (корректировка знаний)

Обсудите, пожалуйста, со своими соседями по парте, какой из типов диаграмм в каком из случаев будет более удобным, отразите это на нашей онлайн-доске

Будет рассмотрено 3 ситуации. Каждая по разному типу диаграммы.

Объясняет, почему тот или иной вариант был бы лучше.

На онлайн-доске поочередно появляются различные таблицы с разной информацией. Каждой паре нужно рядом с диаграммой написать: КР, ГИС или ЯР (исходя от предполагаемого типа)

Осмысливают точку зрения учителя и принимают позицию или приводят свои аргументы, обмениваются мнениями

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

- развитие умения выделять главное;

- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации.

6

Закрепление пройденного материала

(фронтальный опрос)

Давайте попытается сформулировать определение диаграммы.

Просьба другого ученика повторить определение 1-2 раза.

Диаграмма – средство наглядного графического представления количественных данных.

Ученики повторяют определение.

7

Применение изученного материала.

Компьютерный практикум

Предлагаю перейти к практическому применению наших с вами знаний. Давайте откроем табличный процессор Excel и на практике попытаемся создать 2 диаграммы.

Сейчас вы получите раздаточный материал. Сначала нужно таблицу с распечатки вбить в ЭТ, а затем по напечатанной таблице построить диаграмму соответственно заданию.

Задание находится в приложении 2.

Выполняют задание соответственно раздаточному материалу.

По ходу выполнения работы могут задавать вопросы по содержанию.

Учитель перемещается между учениками и оказывает помощь с возникшими затруднениями.

За каждое обращение к учителю получают несложное дополнительное задание (например, а попытайтесь сделать так, чтобы у каждого элемента диаграммы были подписаны данные и т.п.)

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

8

Подведение итогов.

Фронтальный опрос. Попытайтесь, пожалуйста, сформулировать алгоритм построения диаграммы.

Какие типы диаграмм вы успели построить?

Что такое диаграмма?

Ученики отвечают на вопросы.

1) выделить диапазон ячеек

2)построить диаграмму

3) настроить свойства

Гистограмма, круговая.

Отвечают определение или своими словами.

9

Рефлексия

Рефлексия происходит в формате «Электронное письмо». Ребята напишите, пожалуйста, на электронную почту учителя ответы на следующие вопросы:

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Школьники заходят на электронную почту через браузер ПК, а в случае проблемы с подключением в Интернету, через браузеры других девайсов (телефонов).

Коротко записывают ответы на 5 вопросов.

Отправляют на электронную почту. Если не успели, то предложить ребятам это письмо написать дома.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с обучающимися, совместного поиска решения практических задач, активного использования современных образовательных технологий (онлайн-доска, онлайн-игра, тестирование по сети в прямом контакте с учителем).

Урок предусматривает использование системно-деятельностного подхода, который и реализуется в конструктивном взаимодействии учителя и ученика. Есть и элементы личностно-ориентированного подхода (например, ученикам на выбор предлагаются различные формы актуализации знаний).

В рамках урока происходит создание атмосферы сотрудничества и успеха. Дети принимают активное участие в решении проблемных ситуаций, что повышает мотивацию и увеличивает познавательную активность.

Различие видов учебной деятельности позволяет сделать урок живым и динамичным, а также учесть психологические и другие особенности каждого ученика класса.

Просмотров работы: 98