Согласно текущему ФГОС школьные предметы математика и информатика образуют единую образовательную область. Сочетание обусловлено их взаимными дополнениями по всем изучаемым темам, многие вопросы переплетаются и проникают друг в друга. Такой подход предполагает структуризацию и выстраивание содержание дисциплин на основании их общности и различия, позволяет пересмотреть некоторые существующие вопросы. Области математики и информатики тесно взаимосвязаны, понятийный аппарат, методы познания приобретают все более универсальный вид, используются в других научных областях и часто носят надпредметный характер.
В работе мы рассмотрим интегрированный урок «Организация вычислений в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков» для 9 класса.
На данном уроке мы ставим следующие цели:
Расширить представления об электронных таблицах, её структурных элементах и способах представления информации в электронных таблицах;
Подвести к пониманию возможности решения задач из различных областей жизни при помощи табличных процессоров;
Развивать навыки работы с информацией в электронных таблицах;
Воспитывать ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса.
Решаемые учебные задачи:
1) Обобщение знаний по интерфейсу электронной таблицы;
2) Рассмотрение способов представления информации из таблиц при помощи графиков и диаграмм;
3) Изучение на практическом опыте различных типов диаграмм;
4) Формирование навыков работы по созданию графиков и диаграмм по уже имеющейся в таблице информации.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
Нравственно-этическое оценивание действий с точки зрения моральных норм.
Регулятивные:
Самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;
Контроль усвоения учебной информации.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других;
Взаимоконтроль, взаимооценка УПД.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Сравнение, анализ объектов.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|
1 |
Организационный момент (1-2 мин) |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют готовность к уроку. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности |
|
2 |
Актуализация знаний по теме «Интерфейс ЭТ» |
Вопросы учителя (фронтальный опрос): Кто хочет стать миллионером? Предложение двум-трём ученикам сыграть в созданное онлайн-приложение. (если никто не проявляет инициативу, то выбор на экране с помощью random.org) Игра-тест-онлайн. https://kahoot.com/ Сообщить условия. Участвуют все. Звучит любимая и уже привычная фраза: Закрываем учебники и тетради, достаём телефоны. У кого нет выхода в Интернет, садятся за ПК. Содержание игры и теста в Приложении 1. |
Ответы детей: Табличный способ, т.к. информация компактна, наглядна и обозрима. Легко осуществлять поиск. Двое-трое школьников занимают места за ПК, где уже открыта нужная страница на сайте https://learningapps.org/ Достают телефоны. Рассаживаются за ПК. Заходят на интернет-ресурс. Вводят номер игры с экрана. На экране вопрос, выбирают ответ в своих девайсах. |
|
3 |
Формулирование темы и целей урока |
Сейчас мы будем с вами работать на одной доске. От Вашей активности зависит ваша оценка за урок. Вопросы (использование интерактивной доски AWWApp) Всегда ли информация в таблице наглядна полностью? Есть ли что-то лучше? Как улучшить представление табличной информации? Важное условие – работа должна проходить в тишине. Попытаемся сформулировать цели? |
Рядом с каждым учеником находится ноутбук. Заходят по ссылке с экрана на онлайн-доску, где каждый пишет свой ответ на вопрос. Нет, не всегда (хотя на доске могут быть разные ответы) Информацию в таблице можно представить с помощью диаграмм и графиков. С этим мы можем часто сталкиваться в книгах и учебниках. Узнать, что такое диаграмма. Познакомиться с их типами. Разобраться с тем, как это делать в ЭТ. |
Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование грамотной письменной речи Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
4 |
Объяснение темы |
Постарайтесь, пожалуйста, на нашей онлайн-доске, привести примеры того, в каких сферах жизни удобно применять диаграммы. Типы диаграмм (на слайдах презентации): Гистограмма (столбчатая) Круговая Ярусная |
Приводят различные примеры. Это может быть: стоимость составляющих частей ПК, численность населения стран и т.д. Смотрят на слайды, конспектируют типы диаграмм. |
|
5 |
Работа в паре + проверка и обсуждение с учителем (корректировка знаний) |
Обсудите, пожалуйста, со своими соседями по парте, какой из типов диаграмм в каком из случаев будет более удобным, отразите это на нашей онлайн-доске Будет рассмотрено 3 ситуации. Каждая по разному типу диаграммы. Объясняет, почему тот или иной вариант был бы лучше. |
На онлайн-доске поочередно появляются различные таблицы с разной информацией. Каждой паре нужно рядом с диаграммой написать: КР, ГИС или ЯР (исходя от предполагаемого типа) Осмысливают точку зрения учителя и принимают позицию или приводят свои аргументы, обмениваются мнениями |
Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - развитие умения выделять главное; - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации. |
6 |
Закрепление пройденного материала |
(фронтальный опрос) Давайте попытается сформулировать определение диаграммы. Просьба другого ученика повторить определение 1-2 раза. |
Диаграмма – средство наглядного графического представления количественных данных. Ученики повторяют определение. |
|
7 |
Применение изученного материала. Компьютерный практикум |
Предлагаю перейти к практическому применению наших с вами знаний. Давайте откроем табличный процессор Excel и на практике попытаемся создать 2 диаграммы. Сейчас вы получите раздаточный материал. Сначала нужно таблицу с распечатки вбить в ЭТ, а затем по напечатанной таблице построить диаграмму соответственно заданию. Задание находится в приложении 2. |
Выполняют задание соответственно раздаточному материалу. По ходу выполнения работы могут задавать вопросы по содержанию. Учитель перемещается между учениками и оказывает помощь с возникшими затруднениями. За каждое обращение к учителю получают несложное дополнительное задание (например, а попытайтесь сделать так, чтобы у каждого элемента диаграммы были подписаны данные и т.п.) |
Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. |
8 |
Подведение итогов. |
Фронтальный опрос. Попытайтесь, пожалуйста, сформулировать алгоритм построения диаграммы. Какие типы диаграмм вы успели построить? Что такое диаграмма? |
Ученики отвечают на вопросы. 1) выделить диапазон ячеек 2)построить диаграмму 3) настроить свойства Гистограмма, круговая. Отвечают определение или своими словами. |
|
9 |
Рефлексия |
Рефлексия происходит в формате «Электронное письмо». Ребята напишите, пожалуйста, на электронную почту учителя ответы на следующие вопросы: - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Школьники заходят на электронную почту через браузер ПК, а в случае проблемы с подключением в Интернету, через браузеры других девайсов (телефонов). Коротко записывают ответы на 5 вопросов. Отправляют на электронную почту. Если не успели, то предложить ребятам это письмо написать дома. |
Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с обучающимися, совместного поиска решения практических задач, активного использования современных образовательных технологий (онлайн-доска, онлайн-игра, тестирование по сети в прямом контакте с учителем).
Урок предусматривает использование системно-деятельностного подхода, который и реализуется в конструктивном взаимодействии учителя и ученика. Есть и элементы личностно-ориентированного подхода (например, ученикам на выбор предлагаются различные формы актуализации знаний).
В рамках урока происходит создание атмосферы сотрудничества и успеха. Дети принимают активное участие в решении проблемных ситуаций, что повышает мотивацию и увеличивает познавательную активность.
Различие видов учебной деятельности позволяет сделать урок живым и динамичным, а также учесть психологические и другие особенности каждого ученика класса.