Игра как способ формирования современной личности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Игра как способ формирования современной личности

Прудецкая Л.А. 1
1Северо-восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы особое внимание уделяется современным способам и методам развития детей. С каждым годом все больше статей, научных сборников, материалов для «правильного» воспитания, к которым обращаются не только сами родители, но в первую очередь - воспитатели. Воспитатели в наше время выступают не столько педагогом, сколько своего рода вожатым и маяком, направляющим на правильный путь. Современный мир требует от нас не знатоков своего дела, а людей влюбленных в с свою профессию.

Если раньше нас учили по правилу «кто слушается-тот молодец», то сейчас воспитатели требует скорее творческого подхода, способствующего развитию воображения детей. Самым действенным этот способ может быть на примере игровой деятельности. Игры развивают воображение, помогают мыслить неординарно, что помогает нам улучшить мир вокруг нас самих[7]. Нетрадиционные способы помогают видеть то, что раньше казалось невозможным. О том, что ребенок развивается с помощью игр, писал еще в далеких 30-х годах ХХ века Л.С. Выготский. Школьник, включаясь в игровое действие творит и созидает. Исследователь Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитя игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание...».

Для того чтобы понять педагогический потенциал игры, обратимся к ее основным признакам, предлагаемым Й. Хейзингом. С позиций этого нидерландского ученого, игру следует рассматривать как «свободное действие. Игра по принуждению не может оставаться игрой»[10с.27].Следует отметить тот факт, что ребенок в ходе игры получает удовлетворение своих потребностей, поскольку он черпает в игре удовольствие, и в этом как раз таки и состоит его свобода.

Одним из важнейших признаков игры выступает то, что игра не является «обыденностью» или «реальной» жизнью. Она как раз таки служит выходом из того мира в иную сферу деятельности с ее собственным устремлением. Ведь правда, игровая деятельность стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Однако, игра может происходить с величайшей серьезностью, с увлечением, переходящим в подлинное упоение, приносящее счастье.

Как правило, исследователи феномена игры подчеркивают еще один признак игры, наличие присущего только ей совершенного порядка…Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер лишает ее собственной ценности[10с.28].

В наше время для родителей крайне важно уметь правильно выбрать для ребёнка максимально полезную игру, отвечающую его увлечениям и интересам[4]. Правильный выбор поможет развить в ребенке правильное, толерантное отношение ко всему окружающему его миру и, конечно, подходящая обучающая игра - неплохое подспорье для подготовки малыша, например, к школе да и в жизни в общем[2]. Детям дошкольного возраста особенно интересны такие занятия, как раскрашивание сказочных героев, мальчики с удовольствием раскрасят последнюю марку самого модного автомобиля. Кроме того, заметный вклад в развитие ребенка вносят такие занятия, как сборка пазлов, алмазных мозаик и прочего.

Важно учитывать тот факт, что с помощью игр мы формируем у ребенка вкус. Вкус к выбору одежды, стиля жизни, жизненных ориентиров. Будучи ребенком, мы делим мир на «хорошее» и «плохое», важно дать ребенку правильную расстановку приоритетов, дать нужное направление развития. В век компьютерных игр, сместить интерес детей очень трудно. Традиционные методы и игры не приносят должного результата, с чем это связано? Все с тем же изменением уклада жизни, современный мир динамичен и груб. Взять к примеру игру нашего детства «Семья», когда мы играли во взрослых, у нас был свой домашний уклад. Отец семейства занимался хозяйством, мать сидит с детьми, дети играют на улице. Казалось бы, чем не идеальная семья с традиционным укладом? Но сейчас эта модель не актуальна, сейчас дети разделят домашние обязанности иначе. Глава семейства будет работать в какой-либо крупной компании, мать будет также в руководящей должности, а дети, как ни печально будут сидеть в своих смартфонах, все это влияние цивилизации.

Обратимся к вопросу «хорошо» или «плохо» для ребенка играть в компьютерные игры и в своих смартфонах. В последнее время в дальних селениях мы все чаще можем слышать как причитает взрослое поколение, их возмущения по поводу нынешних интересов детей, в том числе и дошкольного возраста. Дети с малых лет учатся сидеть, и есть в обнимку со смартфонами, хотя многие психологи и дефектологи не рекомендуют давать детям гаджеты в столь раннем возрасте. С чем связано это проявление «наплевательского» отношения? Опять же это связано с ритмом жизни, взрослым куда проще дать своему ребенку поиграть в смартфоне, нежели играть с ним самому, вместо того чтобы заняться на их взгляд «более важными» делами, связанными с их работой или с их интересами. Так ли это плохо? Ведь это ничто иное как эволюция. Конечно, взрослому поколению не понять этой тенденции, но это неминуемая «участь» человечества. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что это и не хорошо и не плохо, это надобность.

Вместе с развитием технологий, развиваются и дети, они мыслят также быстро и оперативно[6], для них все наши гаджеты это просто обыденность, они с малых лет следят за последней моделью смартфона и просят их у Деда Мороза.

Как писали многие исследователи, мы должны готовить детей, отвечающих их среде обитания, способных приспособиться к жизни в обществе. Так как мы можем этого добиться? Не обращаясь при этом к технике и прочим благам цивилизации, которые дети видят в своей повседневной жизни. Нынешним детям очень интересны игры с экономическим уклоном, мы должны давать им поле для развития, тем самым давая им свободу выбора в своем становлении[3]. Скорее всего, этот интерес детей связан опять же с тем, что они видят вокруг себя. Дети видят окружающие их экономические отношения взрослых, многие родители активно применяют метод, при котором они, сами того не понимая торгуются с детьми. Взять, к примеру, когда родитель говорит ребенку «Сделаешь это, получишь телефон /сможешь поиграть на компьютере», это яркий пример торговых отношений. Уже с детства мы прививаем в детях понятия рыночных отношений.

Итак, правильный выбор уклона, по которому будет развиваться ребенок, крайне важен в его становлении, восприятии себя как личности[9]. Как ранее было сказано, с помощью разного рода игр, ребенок формирует свой вкус, которым он будет руководствоваться в дальнейшем по жизни.

В нашей сфере крайне важна организация досуга в стенах детского сада так, чтобы ребенок развивал свои навыки общения в обществе, развивал свои коммуникативные способности. С помощью игр направленных на развитие лидерских качеств, таких как «Ораторское искусство», «Юный предприниматель» и прочее, мы даем понять его ценностные ориентиры, формируем его как личность.

Все эти направления игр служат нам своего рода рычагами, с чьей помощью мы движем ребенком и готовим готового к современной жизни в мегаполисе гражданина развитого государства.

Библиографический список:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982г.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1992г.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992г.

5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1999г.

6. Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000г.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996г.

8. И. П. Подласый Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Кн. 2: Процесс воспитания. – М., 2003г.

9. Ушинский К. Д., «Человек как предмет воспитания.»

10.Хейзинг Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры./ Пер.,сост., и вступ.ст.Д.В.Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича М.: Прогресс. Традиция, 1997г.

Просмотров работы: 4