Структуризация методических подходов в планировании эффективности работы транспортных предприятий - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Структуризация методических подходов в планировании эффективности работы транспортных предприятий

Дроздов Н.А. 1, Шлыков Е.Е. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове
2ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Разработка методических рекомендаций по планированию эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта является неотъемлемой частью Следовательно, проблема разработки структуры и содержания таких рекомендаций делает тему научной статьи актуальной.

Целью статьи является разработка структуры и содержания методических рекомендаций по планированию эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта в условиях его экологизации. Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

рассмотреть содержание разделов Методических рекомендаций;

представить схему последовательности действий при выполнении Методических рекомендаций;

предложить формы эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта в условиях его экологизации.

Методические рекомендации по планированию повышения социо-эколого-экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта состоят из нескольких разделов и содержит в себе перечень действий в рамках осуществления процесса внутрифирменного планирования.

Первый раздел «Общие положения» является базовым разделом, в котором перечислены основные правоустанавливающие документы, на основании которых были разработаны рекомендации, их цели, а также область их применения.

Второй раздел «Рекомендации по планированию организационно-технических мероприятий» включает в себя описание действий по выбору организационно-технических мероприятий, их включению в план, проверке соответствия мероприятий разделам плана, производственным процессам, их элементам [1]. Наиболее важной частью данного раздела является контрольная карта – методическое приложение к разделу, позволяющее идентифицировать набор компонентов окружающей среды и социальных компонентов, на который воздействует то или иное планируемое организационно-техническое мероприятие [3].

Третий раздел «Расчет показателей оценки организационно-технических мероприятий плана повышения социо-эколого-экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта» содержит в себе показатели, согласно которым будет осуществлена такая оценка [7].

Четвертый раздел «Формирование профилей риска организационно-технических мероприятий плана» предлагает на основании проведенных расчетов в предыдущем разделе и экспертных оценок ситуации (либо математического моделирования на основе выборок оценок) сформировать карту профилей рисков по каждому мероприятию [6]. Данная карта является завершающим этапом расчетной части и конечным критерием для включения того или иного организационно-технического мероприятия в план.

В пятом разделе «Порядок выбора альтернативных организационно-технических мероприятий плана» описывает процедуру замены организационно-технических мероприятий плана альтернативными в тех случаях, когда первоначально оцениваемые мероприятия не прошли проверку соответствия принципам социо-эколого-экономической эффективности или имели высокие эколого-экономические риски. Также данный раздел описывает порядок доработки мероприятий перед их включением в план в тех случаях, если это необходимо [5].

В шестом разделе «Мероприятия по внедрению плана повышения социо-эколого-экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в производственную деятельность и его последующая корректировка» описываются вопросы, касающиеся мониторинга экономической эффективности тех организационно-технических мероприятий, которые уже были включены в план, а также механизм их доработки во время реализации плановых программ [4].

Описанные разделы можно представить в виде структурной схемы. Такая схема состоит из последовательности этапов, начиная от проверки структуры и соответствия мероприятий плана разделам до корректировки плановых программ, внедренных на предприятие, то есть, отражает разделы.

Структурно содержание разработанных Методических рекомендаций можно наглядно представить в виде структурной схемы, на которой отражены этапы выполнения рекомендаций.

Рисунок 1 - Схема последовательности действий при выполнении методических рекомендаций по планированию повышения социо-эколого-экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта

Четвертый этап предполагает составление планов по разделам и подразделам с включением всех организационно-технических мероприятий, успешно прошедших первые три этапа. В таком случае предлагается введение форм планирования. Первая из них представлена в таблице 1.

Вторая форма плана является расчетной формой, в которую вносятся результаты социо-эколого-экономической оценки каждого планируемого организационно-технического мероприятия, а также содержание управленческого решения о включении или невключении такового мероприятия в план [2].

Таблица 1. Форма планирования № 1 – Информация о мероприятиях плана, сроках, финансировании и ответственных лицах

Содержание

мероприятия

Сроки внедрения

Приведенные объемы затрат, тыс.руб.

Источники финансирования

Ответств.

лица (подразделения)

Компоненты окр.среды. на которые ведется воздействие

Начало

Конец

Капитальные

Эксплуатационные (тыс. руб. в год)

Производственный процесс 1

1.1

Наименование мероприятия 1.1

Год 1

Год 2

Х1.1 руб.

Y1.1 руб.

Собств. средства

СКЖД-филиал ОАО «РЖД»

Воздух, вода

1.2

Наименование мероприятия 1.2

Год 1

Год 2

Х1.2 руб.

Y1.2 руб.

Собств. средства

СКЖД-филиал ОАО «РЖД»

Воздух, вода

1.3

Наименование мероприятия 1.3

Год 1

Год 2

Х1.3 руб.

Y1.3 руб.

Собств. средства

СКЖД-филиал ОАО «РЖД»

Воздух, вода, почва

В таблице 2 представлена полная расчетная форма планирования организационно-технических мероприятий.

Таблица 2. Расчетная форма планирования организационно-технических мероприятий с рассчитанными показателями экономической эффективности и социо-экологической безопасности (Форма – 2)

с

Код мероприятия

S1

S2рп

S

Sр

А

В

Рп

SVп

CF

NPV

MIRR

1

1.1

x-y

x-y

x-y

0-1

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

0-1

2

1.2

x-y

x-y

x-y

0-1

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

0-1

3

1.3

x-y

x-y

x-y

0-1

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

x-y

0-1

В таблице 3 представлена итоговая форма планирования (Форма-3), которая позволяет сопоставить между собой интегральные расчетные показатели, отражающие экологическую безопасность, экономическую эффективность и социальную направленность планируемых управленческих решений. На основании значений показателей данной формы можно однозначно решение о добавлении или недобавлении конкретного мероприятия в план.

Таблица 3. Итоговая форма планирования организационно-технических мероприятий с принятием решений (Форма – 3)

Код мероприятия

Sрп

Ээк

Кэк

MIRR

ΔЦу

Оценка риска

Решение

1.1

Знач. 1.1

Знач. 1.1

Знач. 1.1

Знач. 1.1

Знач. 1.1

Уровень риска 1.1

Результат 1.1

1.2

Знач. 1.2

Знач. 1.2

Знач. 1.2

Знач. 1.2

Знач. 1.2

Уровень риска 1.2

Результат 1.2

1.3

Знач. 1.3

Знач. 1.3

Знач. 1.3

Знач. 1.3

Знач. 1.3

Уровень риска 1.3

Результат 1.3

Таким образом, в статье представлена структура разработанных методических рекомендаций, схема последовательности действий по их выполнению, а также формы планирования эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, входящие в состав Методических рекомендаций.

Список литературы:

Кузина Е.Л., Василенко М.А. Влияние опережающего маркетинга на стратегию системы природопользования на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2015. Т. 2. С. 47-52.

Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Оценка эффективности развития социо-экономической системы природопользования (на примере предприятий железнодорожной отрасли) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 2. С. 240-260.

Мачерет Д.А. Эксплуатационные расходы и тарифы: взгляды С.Ю. Витте и современность // Экономика железных дорог. 2019. № 8. С. 15-21.

Терёшина Н.П., Жаков В.В. Приоритеты развития конкурентоспособности и экономической безопасности на транспорте // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2017. № 10. С. 303-310.

Тагильцева Ю.А., Шлыков Е.Е., Кузина М.А. Управление рисками в производственно-хозяйственной деятельности предприятия // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2019. С. 118-123.

Azarov V.N., Artemenko A.E., Kabanov A.S., Morgunov M.Y. Risks and threats in the processes of transport securityю Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017. 2017. P. 47-54.

Дроздов Н.А. Совершенствование структуры экологических целей и задач планирования в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Транспорт и логистика: инновационное развитие в условиях глобализации технологических и экономических связей (Ростов-на-Дону, 08-09 февраля 2017 г.). Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения. 2017. С. 99-102.

Просмотров работы: 2