Современный подход к внутрифирменному планированию предполагает, что в функцию планирования включена функция управления рисками. Е.И. Правкина считает, что для успешного функционирования предприятие должно развивать систему управления рисками, а составление реестра рисков и возможностей должно стать неотъемлемым этапом бизнес-планирования [4]. Стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2010 рекомендует, чтобы организации разрабатывали, внедряли и постоянно улучшали инфраструктуру, цель которой заключается в интегрировании процесса менеджмента риска в общее управление, стратегию и планирование, менеджмент, процессы отчетности, политику, ценности и культуру [1]. Также в нем подчеркивается, что риск-менеджмент – это часть обязательств руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления проектами и изменениями. Он должен быть встроен в разработку политики, в процессы стратегического и бизнес-планирования, включая корректировку планов, а также в процесс управления изменениями [5]. Таким образом, разработка показателя оценки риска планируемых организационно-технических мероприятий является актуальной научной проблемой, требующей решения.
Целью статьи является разработка показателя, позволяющего осуществить корректировку экологических и экономических показателей планирования с поправкой на неопределенность и риск. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
провести идентификацию групп рисков в планировании организационно-технических мероприятий железнодорожной отрасли;
предложить методику экспертной оценки рисков в планировании на основе весов и вероятностей наступления рисковых событий;
разработать показатель оценки риска, позволяющий осуществлять корректировку экологических и экономических показателей планирования с поправкой на величину выявленного риска.
В планировании деятельности железнодорожного транспорта в условиях его экологизации выделяются следующие группы рисков:
финансовые;
макроэкономические;
политические;
управленческие;
операционные;
правовые;
экологические и пр.
Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД» предполагает составление матрицы рисков, карт рисков, а также набор методов управления ими: хеджирование, проведение антирисковых мероприятий, снижение, профилактику [3]. План повышения социо-эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта включает в себя механизм мониторинга рисков и неопределенностей через определение показателей риска для организационно-технических мероприятий. Соответственно, в процессе выполнения плана, необходимо вносить корректировки в значения показателей, пересчитывать показатели эффективности организационно-технических мероприятий каждый год, вносить изменения. Обеспечение принципа непрерывности планирования повышения социо-эколого-экономической эффективности организационно-технических мероприятий осуществляется за счет контроля результатов планирования позволит наиболее эффективно распределить усилия, направленные на реализацию плана и избежать снижения эффективности. Организация непрерывного планирования повышения социо-эколого-экономической эффективности организационно-технических мероприятий базируется на принципе отрицательной обратной связи результатов планирования и управленческих воздействий.
Производить экспертную оценку экологического риска предлагается следующим образом: каждый эксперт оценивает возможное отклонение показателя ущерба окружающей среде после реализации организационно-технических мероприятий, – количество экспертов.
Расчет показателя оценки экологического риска планируемого организационно-технического мероприятия производится по формуле (1):
(1)
где: показатель экологического риска планируемого организационно-технического мероприятия;
доля отклонения значения показателя ущерба окружающей среде после реализации организационно-технического мероприятия по мнению i-го эксперта;
оценка вероятности реализации отклонения ущерба i-м экспертом;
– коэффициент квалификации i-го эксперта;
количество экспертов.
В результате среднее арифметическое взвешенных экспертных оценок и есть показатель экологического риска , который, воздействуя на плановый показатель размера ущерба окружающей среде после реализации планируемого организационно-технического мероприятия, способен повышать данное значение.
Аналогичным образом строятся показатели оценки рисков превышения размеров капитальных и эксплуатационных затрат над планируемыми значениями. В каждом случае набор вероятностей отклонений и их веса будут различными [6].
Необходимо учитывать приведенные к начальному периоду капитальные и эксплуатационные затраты. Для этого используется ставка дисконтирования r, равная прогнозируемым значениям годовой инфляции с поправкой на годовое снижение рентабельности капитала [2].
По формуле (2) можно вычислить показатель экономического риска, связанный с увеличением капитальных затрат.
(2)
где: показатель экономического риска, связанный с увеличением капитальных затрат на реализацию планируемого организационно-технического мероприятия;
вероятность увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная j-м экспертом;
степень увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная j-м экспертом;
– коэффициент квалификации j-го эксперта;
количество экспертов.
Капитальные затраты, скорректированные с учетом риска и приведенные к начальному периоду времени могут быть рассчитаны по формуле 3:
(3)
где: А – скорректированное с учетом риска приведенное к начальному периоду значение объема капитальных вложений, руб.;
–капитальные вложения, необходимые для реализации какого-либо мероприятия, вложенные в момент времени z, руб.;
n1 – число периодов времени, в течение которых осуществляются капитальные вложения в мероприятие, лет.
– ставка дисконтирования, применяемая для приведения капитальных затрат К к начальному периоду времени в период времени n1.
Таким образом, в проведенном исследовании были идентифицированы основные риски, реализация которых возможна в ходе реализации плановых программ предприятий железнодорожного транспорта. Для их учета в планировании предложен метод экспертной оценки, на основе которого разработан показатель. Представленный показатель позволяет корректировать экономические и экологические результаты планирования с поправкой на выявленный риск, что и было продемонстрировано на основе показателя расчета капитальных вложений.
Список литературы:
ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 № 883-ст).
Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений // Качество. Инновации. Образование. – 2017 – № 8(147). – С. 70–77.
Горлачева Е.Н. Математическая модель оценки рисков в процессе межфирменного взаимодействия предприятий машиностроительного комплекса // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2008. – № 8. – С.71–80.
Правкина Е.И. Роль риск-менеджмента в процессе бизнес-планирования // Вестник университета. – 2016. – № 7–9. – С. 247–250.
Рыбкина Е.А., Гильмутдинов С.Р. Управление проектами: область, методология, система // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – №1. – С. 36–39.
Kuzina E., Tagiltseva Yu., Drozdov N. Management environmental activities efficiency in the railway enterprises // International Scientific and Practical Conference Worldscience. – 2016 –no. 2(6). Vol. 2 – pp. 5–9.