Оценка риска в планировании организационно -технических мероприятий на железнодорожных предприятиях - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Оценка риска в планировании организационно -технических мероприятий на железнодорожных предприятиях

Дроздов Н.А. 1, Суслова Д.Д. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове
2ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный подход к внутрифирменному планированию предполагает, что в функцию планирования включена функция управления рисками. Е.И. Правкина считает, что для успешного функционирования предприятие должно развивать систему управления рисками, а составление реестра рисков и возможностей должно стать неотъемлемым этапом бизнес-планирования [4]. Стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2010 рекомендует, чтобы организации разрабатывали, внедряли и постоянно улучшали инфраструктуру, цель которой заключается в интегрировании процесса менеджмента риска в общее управление, стратегию и планирование, менеджмент, процессы отчетности, политику, ценности и культуру [1]. Также в нем подчеркивается, что риск-менеджмент – это часть обязательств руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления проектами и изменениями. Он должен быть встроен в разработку политики, в процессы стратегического и бизнес-планирования, включая корректировку планов, а также в процесс управления изменениями [5]. Таким образом, разработка показателя оценки риска планируемых организационно-технических мероприятий является актуальной научной проблемой, требующей решения.

Целью статьи является разработка показателя, позволяющего осуществить корректировку экологических и экономических показателей планирования с поправкой на неопределенность и риск. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

провести идентификацию групп рисков в планировании организационно-технических мероприятий железнодорожной отрасли;

предложить методику экспертной оценки рисков в планировании на основе весов и вероятностей наступления рисковых событий;

разработать показатель оценки риска, позволяющий осуществлять корректировку экологических и экономических показателей планирования с поправкой на величину выявленного риска.

В планировании деятельности железнодорожного транспорта в условиях его экологизации выделяются следующие группы рисков:

финансовые;

макроэкономические;

политические;

управленческие;

операционные;

правовые;

экологические и пр.

Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД» предполагает составление матрицы рисков, карт рисков, а также набор методов управления ими: хеджирование, проведение антирисковых мероприятий, снижение, профилактику [3]. План повышения социо-эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта включает в себя механизм мониторинга рисков и неопределенностей через определение показателей риска для организационно-технических мероприятий. Соответственно, в процессе выполнения плана, необходимо вносить корректировки в значения показателей, пересчитывать показатели эффективности организационно-технических мероприятий каждый год, вносить изменения. Обеспечение принципа непрерывности планирования повышения социо-эколого-экономической эффективности организационно-технических мероприятий осуществляется за счет контроля результатов планирования позволит наиболее эффективно распределить усилия, направленные на реализацию плана и избежать снижения эффективности. Организация непрерывного планирования повышения социо-эколого-экономической эффективности организационно-технических мероприятий базируется на принципе отрицательной обратной связи результатов планирования и управленческих воздействий.

Производить экспертную оценку экологического риска предлагается следующим образом: каждый эксперт оценивает возможное отклонение показателя ущерба окружающей среде после реализации организационно-технических мероприятий, – количество экспертов.

Расчет показателя оценки экологического риска планируемого организационно-технического мероприятия производится по формуле (1):

(1)

где: показатель экологического риска планируемого организационно-технического мероприятия;

доля отклонения значения показателя ущерба окружающей среде после реализации организационно-технического мероприятия по мнению i-го эксперта;

оценка вероятности реализации отклонения ущерба i-м экспертом;

коэффициент квалификации i-го эксперта;

количество экспертов.

В результате среднее арифметическое взвешенных экспертных оценок и есть показатель экологического риска , который, воздействуя на плановый показатель размера ущерба окружающей среде после реализации планируемого организационно-технического мероприятия, способен повышать данное значение.

Аналогичным образом строятся показатели оценки рисков превышения размеров капитальных и эксплуатационных затрат над планируемыми значениями. В каждом случае набор вероятностей отклонений и их веса будут различными [6].

Необходимо учитывать приведенные к начальному периоду капитальные и эксплуатационные затраты. Для этого используется ставка дисконтирования r, равная прогнозируемым значениям годовой инфляции с поправкой на годовое снижение рентабельности капитала [2].

По формуле (2) можно вычислить показатель экономического риска, связанный с увеличением капитальных затрат.

(2)

где: показатель экономического риска, связанный с увеличением капитальных затрат на реализацию планируемого организационно-технического мероприятия;

вероятность увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная j-м экспертом;

степень увеличения капитальных затрат планируемого организационно-технического мероприятия, оцененная j-м экспертом;

– коэффициент квалификации j-го эксперта;

количество экспертов.

Капитальные затраты, скорректированные с учетом риска и приведенные к начальному периоду времени могут быть рассчитаны по формуле 3:

(3)

где: А – скорректированное с учетом риска приведенное к начальному периоду значение объема капитальных вложений, руб.;

–капитальные вложения, необходимые для реализации какого-либо мероприятия, вложенные в момент времени z, руб.;

n1 – число периодов времени, в течение которых осуществляются капитальные вложения в мероприятие, лет.

– ставка дисконтирования, применяемая для приведения капитальных затрат К к начальному периоду времени в период времени n1.

Таким образом, в проведенном исследовании были идентифицированы основные риски, реализация которых возможна в ходе реализации плановых программ предприятий железнодорожного транспорта. Для их учета в планировании предложен метод экспертной оценки, на основе которого разработан показатель. Представленный показатель позволяет корректировать экономические и экологические результаты планирования с поправкой на выявленный риск, что и было продемонстрировано на основе показателя расчета капитальных вложений.

Список литературы:

ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 № 883-ст).

Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений // Качество. Инновации. Образование. – 2017 – № 8(147). – С. 70–77.

Горлачева Е.Н. Математическая модель оценки рисков в процессе межфирменного взаимодействия предприятий машиностроительного комплекса // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2008. – № 8. – С.71–80.

Правкина Е.И. Роль риск-менеджмента в процессе бизнес-планирования // Вестник университета. – 2016. – № 7–9. – С. 247–250.

Рыбкина Е.А., Гильмутдинов С.Р. Управление проектами: область, методология, система // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – №1. – С. 36–39.

Kuzina E., Tagiltseva Yu., Drozdov N. Management environmental activities efficiency in the railway enterprises // International Scientific and Practical Conference Worldscience. – 2016 –no. 2(6). Vol. 2 – pp. 5–9.

Просмотров работы: 27