К вопросу о планировании качества и эффективности работы предприятий железнодорожной отрасли - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о планировании качества и эффективности работы предприятий железнодорожной отрасли

Дроздов Н.А. 1, Семибратова С.В. 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове
2ФГАОУ ВО "Российский университет транспорта"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О необходимости совершенствования планирования на предприятиях России пишут различные исследователи. Так, например, И.В. Мерзлякова считает, что сложность выбора оптимального направления развития предприятия предопределяет поиск средств совершенствования планирования, что обуславливает важность переосмысления его теории и практики [7]. А.А. Виноградов рассматривает планирование как средство достижения таких преимуществ, как улучшение координации деятельности и контроля, повышение рациональности распределения ресурсов, увеличение возможностей в обеспечении предприятия информацией [6]. На наш взгляд, совершенствование планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в условиях его экологизации должно включать в себя несколько направлений. Поиск и обоснование этих направлений является научной проблемой, что делает тему данной статьи актуальной.

Целью статьи является конкретизация направлений повышения эффективности планирования на предприятиях железнодорожного транспорта в условиях его экологизации. Достижение цели предполагает постановку и решение ряда задач:

изучение функции планирования на предприятиях железнодорожного транспорта с позиции системного подхода;

анализ содержания нормативных документов стратегического развития железнодорожной отрасли;

оценка системности планов различных уровней на предприятиях железнодорожной отрасли;

формирование основных направлений повышения эколого-экономической эффективности планирования на предприятиях железнодорожного транспорта.

Системный подход предполагает в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия учитывать такие факторы, как конкуренция на рынке, отношения с поставщиками, отношения с клиентами (заказчиками), риски взаимодействий, доступность ресурсов, доступность инфраструктуры, доступность внешних финансовых ресурсов и пр. [4]. Также он предполагает взаимосвязь экологической и экономической составляющих в планировании. Железнодорожный транспорт как система будет иметь следующие производственные процессы:

1. Научные исследования.

2. Освоение новых видов работ, услуг.

3. Ремонт.

4. Транспортировка.

5. Хранение.

6. Утилизация.

7. Строительство и пр.

Перечисленные производственные процессы должны быть взаимосвязаны в функции планирования с компонентами окружающей среды и элементами производственных процессов, такими как информация, инвестиции, материалы, инновации, комплектующие, работы, услуги и пр.

Говоря о нормативных документах, в которых установлены основные направления стратегического развития отрасли, стоит выделить такие, как Стратегия развития железнодорожной отрасли, Экологическая стратегия ОАО «РЖД», Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД».

Необходимость повышения эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта, улучшение распределения ресурсов, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны является целью Стратегии железнодорожного транспорта [2].

Экологическая стратегия ОАО «РЖД» является первым документом, в котором четко прописано, что целью деятельности компании ОАО «РЖД» в области экологии является сохранение и устойчивое развитие окружающей среды [3]. Согласно данному документу, экологические проблемы ОАО «РЖД» должны решаться посредством внедрения энергосберегающих технологий, ввода в эксплуатацию новых производственных фондов, замены устаревшего экологического оборудования на новое и т.д.

Экологическая стратегия ОАО «РЖД» пересекается с другим важным документом – Стратегией инновационного развития ОАО «РЖД» [1]. В ней говорится о стратегических направлениях развития холдинга на перспективу до 2030 года, о масштабных целях развития железнодорожного транспорта, одними из которых являются снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны.

Учитывая необходимость одновременного решения двух важных задач: обеспечения развития компании, с одной стороны, и решения общественных вопросов социальной и экологической защиты, с другой стороны, следует разработать такой подход к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОАО «РЖД», при котором два данных направления были бы реализованы одновременно. Только подход к планированию, совмещающий в себе две такие важнейшие функции как обеспечение экологически безопасной окружающей среды и экономически эффективное развитие, является единственно возможным направлением решения поставленных задач [5].

Важен учет соответствия стратегических целей железнодорожной отрасли в организационно-технических мероприятиях предприятий транспорта на различных уровнях планирования. Стратегические цели, представленные на каждом из уровней планирования, должны включать в себя политику в области управления рисками [8]. В таблице 1 представлена матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям и задачам железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта.

Таблица 1. Матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта

n/n

Сравниваемый параметр

Стратегическое планирование

Среднесрочное планирование

Текущее планирование

1

Приводятся показатели расчета эколого-экономической эффективности планируемых мероприятий

Частично выполнено

Не выполнено

Не выполнено

2

Соответствие общей концепции планирования экологическим и экономическим целям одновременно

Выполнено

Частично выполнено

Не выполнено

3

Эколого-экономические риски были учтены при планировании

Выполнено

Частично выполнено

Не выполнено

4

Эффект от реализации планируемых мероприятий рассчитан с как эколого-экономический эффект

Частично выполнено

Не выполнено

Не выполнено

5

Учтен сопряженный экологический и экономический ущерб при составлении планов

Выполнено

Не выполнено

Не выполнено

6

Для каждого планируемого мероприятия рассчитано значение ущерба, наносимого окружающей среде

Не выполнено

Не выполнено

Не выполнено

7

Мероприятия экологической стратегии представлены в производственных планах различных уровней

Выполнено

Не выполнено

Не выполнено

Таким образом, основными направлениями совершенствования планирования производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта в условиях его экологизации являются:

Совершенствование планов развития предприятий железнодорожного транспорта и формирование разделов и мероприятий плана по производственным процессам транспорта, их элементам и компонентам окружающей среды.

Количественный учет рисков и неопределенностей каждого планируемого организационно-технического мероприятия и корректировка рисков на каждом этапе реализации плана. Разработка соответствующих показателей оценки.

Разработка показателя и критерия оценки эколого-экономических эффекта и эффективности планируемых организационно-технических мероприятий с учетом экономических и экологических факторов одновременно.

Формирование принципов формирования и выбора экологически безопасных, экономически эффективных организационно-технических мероприятий с учетом системного подхода, а также методики включения их в разрабатываемый план.

Таким образом, в статье были рассмотрены функции планирования на предприятиях железнодорожного транспорта с позиции системного подхода, основные нормативно-правовые документы, которыми руководствуются предприятия железнодорожного транспорта в принятии стратегических управленческих решений. Кроме этого, проведена оценка системности планов различных уровней на предприятиях железнодорожного транспорта. На основе полученной в результате проведения исследования информации, предложены основные направления совершенствования планирования повышения эколого-экономической эффективности на транспортных предприятиях.

Список литературы:

Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2030 года («Белая книга» ОАО «РЖД», утверждена 26 октября 2010 г.).

Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (протокол заседания правления ОАО «РЖД» от 26 августа 2013 г. № 24).

Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года.

Бадмажанова Ж.Э. Теоретические основы стратегического планирования развития региональных отраслевых систем // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. № 2. Т. 22. С. 90–100.

Беспалов В.И., Кузина Е.Л. Разработка алгоритма оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4-1 (22). С. 127.

Виноградов А.А. Сущность и необходимость внутрифирменного планирования хозяйственной деятельности организации // Вестник РМАТ. 2012. № 2,3(5,6). С. 69–72.

Мерзлякова А.П. Стратегическое инвестиционное планирование на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 8(8). С. 15–20.

Резер А.В., Федотов Д.В. Комплексная система управления рисками при организации железнодорожных перевозок // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 101–104.

Просмотров работы: 13