Перспективы повышения инвестиционной привлекательности Южного федерального округа: основные тенденции - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Перспективы повышения инвестиционной привлекательности Южного федерального округа: основные тенденции

Ачох З.З. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инвестиционная привлекательность макрорегиона показывает готовность бизнеса вкладывать свои ресурсы в его экономику. Это решение будет зависеть от того на сколько благоприятна экономика для ведения бизнеса, на сколько легко и эффективно можно будет развивать бизнес в этом регионе.

Потенциал экономики макрорегиона, в первую очередь, складывается из таких категорий как объем рынка, возможности роста спроса, уровень конкурентоспособности, наличие и реализация в регионе крупных инвестиционных проектов и т.д. Инвестиционный климат – состояние, среды, в которую инвестируются ресурсы; это совокупность социально-экономических, политических, природных условий, которые определяют степень риска вложений и перспективы их эффективного использования. По сути, инвестиционный климат определяет инвестиционную привлекательность макрорегиона.

Южный федеральный округ расположен на юге европейской части России. Площадь территории ЮФО составляет 447 821 км². А население округа составляет 16 466 173 человек. В состав ЮФО входит 8 субъектов РФ: Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, город Севастополь.

ЮФО обладает достаточно высоким уровнем инвестиционной привлекательности и благоприятным инвестиционным климатом. Это обусловлено следующими причинами:

1. Благоприятные природно-климатические условия и высокий потенциал природных ресурсов;

2. Развитая нормативно-правовая база касаемо инвестиционной деятельности;

3. Достаточно выгодное геополитическое и геоэкономическое положение макрорегиона;

4. Наличие на территории региона высокотехнологичных кластеров с перспективами развития в различных секторах экономики;

5. Развитость внутреннего регионального рынка, определяемые относительно высокой численностью и концентрацией населения;

6. Достаточно развитая транспортная система [1].

Целью исследования выступает анализ инвестиционной привлекательности Южного федерального округа, определение основных возможностей и угроз ее повышения.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: сравнительный, абстрактно-логический, экономико-статистический, экспертных оценок.

Южный федеральный округ обладает выгодным транспортно-географическим положением, которое обуславливается экономическими связями с другими макрорегионами России и странами Азии. ЮФО играет важное значение в обеспечении продовольственной безопасности РФ. Транспортная система Южного федерального округа обеспечивает бесперебойное обслуживание транзитных грузопотоков международного транспортного коридора «Север-Юг» и части Транссибирской железнодорожной магистрали, а также внешнюю и внутреннюю логистику в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского морей [4].

Южный федеральный округ занимает шестое место среди остальных федеральных округов по объемам инвестиций в основной капитал (рис. 1). В 2018 году всего по Южному федеральному округу инвестиции во основной капитал составили 1406247 млн. рублей, из них вложено в экономику Адыгеи 31577 млн. рублей, Калмыкии 12973 млн. рублей, Крыма 296019 млн. рублей, Краснодарского края 481141 млн. рублей, Астраханской области 106674 млн. рублей, Волгоградской области 184465 млн. рублей, Ростовской области 252850 млн. рублей, Севастополя 40547 млн. рублей.

Рисунок 1. – Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ в 2018 г. (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей). [2]

Для субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, характерно неравномерное распределение природных ресурсов и факторов производства, дифференциация по уровню социально-экономического развития, природно-климатическим условиям и поэтому инвестиционная привлекательность субъектов контрастна. Так, к примеру, Краснодарский край является самым успешным регионом, с максимальным потенциалом и минимальным риском, находится на первой строчке рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, а Республика Калмыкия характеризуется как регион с незначительным потенциалом и высоким риском – находится на последних строчках рейтинга (таблица 1).

Таблица 1. - Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2018 году. [5]

Регион

Инвестиционный климат

Ранг инвестиционного риска (среди всех субъектов России)

Ранг инвестиционного потенциала (среди всех субъектов России)

1

Краснодарский край

Максимальный потенциал – минимальный риск (1A)

2

4

2

Ростовская область

Средний потенциал – минимальный риск (2A)

18

9

3

Астраханская область

Пониженный потенциал – умеренный риск (3B1)

63

59

4

Волгоградская область

Пониженный потенциал – умеренный риск (3B1)

27

26

5

Республика Крым

Пониженный потенциал – умеренный риск (3B1)

69

29

6

г. Севастополь

Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2)

61

70

7

Республика Адыгея

Незначительный потенциал — умеренный риск (3B2)

46

75

8

Республика Калмыкия

Незначительный потенциал – высокий риск (3C2)

77

81

На основе анализа данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что незначительным потенциалом обладают 3 региона Южного федерального округа: город Севастополь, Республика Адыгея и Республика Калмыкия. При этом для Севастополя и Адыгеи характерен умеренный инвестиционный риск, а для Калмыкии – высокий.

Наиболее благоприятным инвестиционным потенциалом обладает Краснодарский край, следом идет Ростовская область. Другим субъектам, в первую очередь, необходимо продолжать активную и эффективную деятельность по развитию экономики и созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе улучшение инвестиционного законодательства и создание необходимой инфраструктуры. Кроме того, системное решение вопросов развития благоприятного инвестиционного климата в субъекте для целей обеспечения качественного развития возможно через улучшение координации действий и усилий органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научных сообществ и населения.

Так, к примеру, в 2017 году экспертное сообщество отметило наибольшую динамику инвестиционного климата среди регионов ЮФО в Республике Адыгея. Основной точкой для экономического роста Адыгеи стало эффективное использование своего географического положения внутри Краснодарского края для привлечения новых инвесторов в сектор торговли и сельского хозяйства, отмечается также значительное улучшение таких показателей как снижение сроков регистрации предприятий, выдача разрешений на строительство, на подключение к электрическим сетям и т.д. По результатам 2017 года Республике Адыгея получилось добиться роста инвестиционной активности на уровне выше среднего по России (+7,4 %). На сегодняшний день в Республике Адыгея реализуются дорожные карты по 12 целевым моделям. При этом АСИ (Агентство стратегических инициатив) при разработке одной из модели учло опыт Адыгеи - государственный кадастровый учет, оптимизацию процедуры постановки имущества на кадастровый учет. Но в 2018 году уровень инвестиционной активности в Республике Адыгея начал снижаться. Для устранения отрицательной динамики необходимо комплексно и системно подходить к поиску новых способов развития экономики региона. Одним из возможных вариантов может стать внедрение кластерного подхода в развитии экономики, что позволит обеспечить качественное и сбалансированное развитие экономики не только ЮФО, но и России [3].

Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности Южного федерального округа необходимо обеспечивать правовую безопасность инвесторов, заниматься вопросами улучшения инвестиционного климата в макрорегионе. Также необходимо учитывать конкурентные преимущества отдельных субъектов, входящих в Южный федеральный округ, так как уровень инвестиционной привлекательности округа в целом напрямую зависит от уровня инвестиционной привлекательности каждого субъекта.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р (ред. от 26.12.2014) <Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года> // Собрание законодательства РФ. 19 сентября 2011 г.

Книги, монографии, учебники

Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2018 - 522 с.

Статьи из журналов

Пюрвеева К.А., Кензина Ц.З., Годжаева Э.С., Барышева Д.Б., Макаева К.И. Инвестиционная привлекательность регионов ЮФО: состояние и тенденции // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 12А. С. 223-230.

Материалы конференций

Исмаилов М.М., Балашов А.В. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регионов ЮФО // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты. Материалы V Международной научнопрактической конференции. 2017. С. 65-69.

Интернет-документы

Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2018 году // Рейтинговое агентство Эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/rankingtable/region_climat/2018/tab1 (дата обращения: 13.02.2020 г.)

Просмотров работы: 6