РОБОТОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОБОТОТЕХНИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Щелокова А.Д. 1, Гребнева Д.М. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время робототехника в школе представляет обучающимся технологии 21 века, которая способствует развитию многих УУД, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал. Наиболее лучшему восприятию материала способствует самостоятельное создание или изобретение, чем обыкновение теоретическое изучение. То есть программирование реального робота позволит увидеть действительную работу законов математики, физики, а не просто аналитическую запись, в свою очередь это позволит соблюдать такой принцип обучения как наглядность. Также введение основ робототехники в школьные предметы научит обучающихся решать задачи практической направленности, разнообразит учебную деятельность, позволит учителям внедрять групповые активные и интерактивные методы обучения.

Одной из наиболее важных причин внедрения робототехники в школьный курс является нехватка таких специалистов как инженеры. На сегодняшний день корпус этих специалистов стареет и престиж инженерного труда падает. К сожалению предпринятые меры на государственном и федеральном уровне на сегодняшний день недостаточны. Ряд федеральных целевых программ, перспективные планы развития конкретных отраслей и предприятий не в полной мере насыщены кадровыми разделами, отличаются некомплектностью и недостаточными материально-техническими проработками по проблемам подготовки специалистов.

За последние годы в вузы на инженерные специальности поступают примерно по 200 тысяч человек, в среднем выпускаются около 180–190 тысяч. Казалось бы немалые цифры, но проблема заключается в том, что дипломированные специалисты среди них есть, но крайне мало настоящих инженеров.

Достаточно большое количество руководителей ведущих машиностроительных предприятий считают выпускников недостаточно подготовленными к работе на высокотехнических предприятиях, в связи с тем, что они недостаточно хорошо владеют современными методами проектирования и организации технических процессов, а также не умеют оценивать полезность информации, необходимой для развития производства. Многие дальновидные руководители ориентируются на современные приоритеты в работе с инженерным персоналом, создавая индивидуальные программы его развития и продвижения и реализуя наставничество, то есть дают наставника молодому специалисту.

Необходимо заметить, что устранить существующий кадровый голод можно лишь при условии, что профориентационную работу проводить начиная со школ или дошкольных образовательных организаций. Поэтому можно утверждать, что введение основ роботехники в школы поможет профессиональной ориентации и расскажет о многих профессиональных компетенциях инженерных специальностей.

Также необходимо отметить, что роботехника позволит интегрировать многие учебные предметы и покажет их взаимосвязь в достаточно легкой игровой форме. Робототехника является эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, математики и входит в новую международную парадигму: STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics) [3].

Организация лаборатории робототехники в школе или в дошкольной образовательной организации позволит:

— внедрять современные педагогические технологии в образовательный процесс;

— содействовать развитию детского научного-технического творчества;

— позволит произвести поляризацию профессии инженера и научных достижений в области робототехники;

— демонстрировать новые формы работы с одарёнными детьми;

— развивать возможности инновационного обучения;

— применять игровые технологии в обучении;

— реализовывать поляризацию профессий научно-технического направления [1].

С внедрением ФГОСов на каждой ступени образования обучение какому-либо предмету должно быть организовано так, чтобы обучающиеся стремились получать новые знания и педагогу не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. На данный момент у многих обучающихся складывается впечатление, что большая часть изучаемого материала не понадобиться им в будущем. А компьютер нужен лишь для игр или развлечения. Внедрение робототехники позволит показать практическое применение знаний по многим предметам, что будет еще больше способствовать реализации межпредметных связей.

Чаще всего выделяют 3 основных вида робототехники: спортивную, творческую и образовательную. Какой из видов можно изучать в школе? Наиболее популярным видом робототехники на сегодняшний день является спортивная робототехника, её популярность обусловлена в первую очередь тем, что она носит соревновательный характер. Данное направление включает в себя различные виды соревнований (футбол, баскетбол, мини-сумо и др.). Для участия в соревнованиях такого вида необходима определенная база знаний, необходимая для создания и программирования роботов. Такой вид робототехники удобно применять для демонстрации своих знаний и умений обучающимся, которые уже заинтересовались робототехникой и имеют базу знаний для создания таких роботов. Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей обучающихся, данный вид часто используют для создания роботов, которые могут найти практическое применение в повседневной жизни. Можно сказать, что творческая робототехника предполагает наличие у обучающихся не только базовых, но и продвинутых знаний в этой области.

Образовательная робототехника предназначена для формирования базовых знаний и умений в области создания роботов. Образовательная робототехника является актуальным решением для внедрения в школьную программу. Разнообразие современных конструкторов позволяет внедрять робототехнику на всех ступенях образования (начальная, средняя, старшая. Можно выделить отличительные особенности образовательной робототехники:

Большое количество межпредметных связей с предметами естественнонаучного (информатика, математика, физика, биология, химия) и социально-гуманитарного цикла;

Позволяет развивать умение достигать конкретного результата и способствует пониманию смысла обучения;

Непосредственное развитие всех видов УУД [2].

Таким образом, необходимо внедрять основы робототехники в современные образовательные программы по техническим предметам. Внедрение основ робототехники в свою очередь позволит обучающимся применять и развивать творческие способности, позволит обучающимся научится находить оптимальные решения нестандартных задач и ситуаций. Кроме этого, конструирование роботов позволит применять полученные теоретические знания на практике и позволит осознать значимость обучения в школе. В независимости от того выберет ли в дальнейшем обучающийся инженерную специальность, его работа будет связана с информационными технологиями или же с системами автоматического управления. Именно внедрение робототехники поможет обеспечить возможность дальнейшей работы с различными технологиями и создаёт возможность развития научно-технического прогресса в целом.

Список литературы

Беч, Д. А. Использование интерактивных средств обучения на дисциплине «Роботехника» [Текст] / Д. А. Беч // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL https://scienceforum.ru/2015/article/2015015680">https://scienceforum.ru/2015/article/2015015680 (дата обращения: 12.01.2020 ).

Попова, Т. Г. Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов [Текст] / Т. Г. Попова // ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области». – Екатеринбург, 2015 – 70 с.

Шадронов, Д. С. Робототехника в современном образовании [Текст] / Д. С. Шадронов, Н. В. Крылов // Молодой учёный. – Казань, 2018 – С.241-243.

Просмотров работы: 199