ВОЛГА, КАК ЗНАЧИМАЯ АРТЕРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВОЛГА, КАК ЗНАЧИМАЯ АРТЕРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Кашин Е.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самая длинная река Европы, Волга, проходит около 3520 километров от Тверской области на северо-западе России до Каспийского моря на юге, где она образует самый большой в Европе лиман под городом Астрахань. Его водораздел - 1,35 миллиона квадратных километров - охватывает почти всю европейскую часть России и включает в себя 11 из 20 крупнейших городов страны. Река, сегодня охватываемая 13 гидроэлектростанциями, сегодня представляет собой каскад водохранилищ. Система также имеет решающее значение для сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также является основным транспортным маршрутом.

Волга, называемая «важнейшей автомагистралью России», есть основной транспортный канал с многочисленными логистическими узлами. Это сыграло решающую роль на протяжении всей российской истории [2, с. 334]. Его территория была колыбелью протоиндоевропейских цивилизаций; река была древним торговым вектором между Скандинавией и Персией, а укрепленные города, построенные на ее берегах, были полями сражений в русских войнах против монгольских, тюркских и ближневосточных народов. В советское время он был преобразован в линейную электростанцию: восемь гидроэлектростанций используют реку, а многочисленные промышленные города получают электроэнергию из ее энергии [6, с. 177]. Эти города Волги были определены рекой в прошлом: это была их жизненная основа и главная дорога в древние времена, затем она стала их источником энергии и ключом к их модернизации. С этой точки зрения можно сказать, что есть три Волги: Волга как средство поселения, Волга как промышленный катализатор и Волга будущего.

Бассейн Волги, на долю которого приходится только 8 процентов территории России, обеспечивает почти 45 процентов общего объема промышленного производства в стране и 50 процентов сельскохозяйственного производства. Валовой региональный продукт на душу населения превышает среднероссийский уровень в Республике Татарстан, Пермской, Самарской и Вологодской областях, в то время как наиболее активно развивающимися регионами в течение последнего десятилетия были Москва и Татарстан. Темпы роста экспорта самые высокие в Московской агломерации, Самарской и Вологодской областях. Инвестиции и инновации в этих регионах также высоки, и в результате они ответственны за самые высокие темпы экономического роста в России среди всех субъектов федерации. Природные ресурсы (нефть, газ, леса), производство электроэнергии, промышленность (автомобили, корабли, самолеты, черные металлы и химикаты) и сельское хозяйство способствуют высокому экономическому потенциалу бассейна. Быстрый рост современных корпораций, особенно в энергетическом секторе, является одним из основных двигателей инноваций и устойчивого развития в бассейне. Следовательно, в повестке дня в области устойчивого развития растет число действующих лиц с различными интересами. Ожидается, что их роль будет быстро расти.

В настоящее время Поволжье характеризуется:

• высокое экономическое развитие водных, земельных и лесных ресурсов;

• нарушение режима стока из-за возникновения катастрофических наводнений и наводнений;

• деградация водных ресурсов, земельных и лесных угодий в результате использования дренажных (Верхняя и Средняя Волга) и ирригационных систем (Средняя и Нижняя Волга).

Для современного периода актуальны такие проблемы, как неравномерное распределение населенных пунктов; высокая интенсивность формирования городов вдоль речной системы Поволжья; химическое загрязнение и появление пустынных населенных пунктов, поселков.

Важнейшей задачей развития Волжского транспорта является формирование и развитие на его территории участков международных транспортных коридоров, основным из которых является «Север - Юг».

Круизный туризм является одним из перспективных видов внутреннего и въездного туризма, особенно в Поволжье, который всегда играл важную роль в развитии экономических отношений, культурных контактов между народами и государствами и с древних времен считался не только главная транспортная артерия страны, а также мост между цивилизациями Востока и Запада. Сегодня маршрут доставки по реке. Поволжье объединяет более 90 городов, 11 областей и четырех республик, три федеральных округа.

Из-за многомерного характера рекреационного потенциала, который включает в себя различные объекты и явления как природной, так и социокультурной среды, все критерии его оценки можно сгруппировать в два блока: ландшафтно-эстетическая привлекательность территории и медико-биологическая комфорт отдыха в нем. Первый блок будет включать критерии оценки, характеризующие степень привлекательности природных и историко-культурных объектов и влияющие на формирование положительного имиджа территории, что в свою очередь способствует развитию рекреационной деятельности. Единица биомедицинского комфорта включает в себя элементы оценки, отвечающие за гигиеническое качество природных сред, за физиологическое удобство естественных условий для отдыха, а также за риски и степень безопасности рекреационных мероприятий на исследуемой территории.

Так же устойчивое развитие крупных речных бассейнов и комплексное управление речными бассейнами тесно взаимосвязаны. В рамках этих двух концепций растет понимание того, что интеграция экологических, экономических и социальных проблем имеет первостепенное значение. Управление природными ресурсами и экосистемами должно строиться на хорошей координации, сотрудничестве и партнерских отношениях между основными заинтересованными сторонами на основе прозрачности и доступа к информации, а также участия и инициативы местной общественности. Хотя за последнее десятилетие в бассейне Волги были достигнуты значительные успехи в интеграции институциональной координации и многостороннего партнерства в управление речными бассейнами.

Волга, судоходная на протяжении примерно 2000 миль [1], и ее более 70 судоходных притоков перевозят внутренних грузов и почти половину всех пассажиров, которые используют внутренние водные пути. Вверх по Волге нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыба и др.; вниз - лесоматериалы, пиломатериалы, минеральные строительные грузы, промышленные материалы. Вниз по Каме - уголь, древесина, пиломатериалы, пирит, металлы, химикаты, минеральные и строительные материалы, нефть, нефтепродукты; вверх - соль, овощи, промышленные и пищевые продукты. Основными портами на Волге являются Тверь, Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск (ранее Симбирск), Самара, Саратов, Камышин, Волгоград и Астрахань.

Волга соединяется с Балтийским морем по Волго-Балтийскому водному пути, который, в свою очередь, соединяется с Белое море (через Онежское озеро) у Беломорско-Балтийского канала; до Москвы-реки, а значит и до Москвы, Московский канал; и на Азовском море по Волго-Донской судоходный канал. Таким образом, река стала интегрированной практически со всей системой водных путей в Восточной Европе.

Общеевропейская значимость Поволжья увеличивается, особенно в контексте так называемого общеевропейского транспортного коридора, который соединит Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород. Также рассматривается транспортный водный коридор; Волга-Дон-Дунай, который соединит крупные внутренние водные пути Рейна, Майна, Дуная, Днепра, Дона и Волги. Нефтегазопроводные системы Восток-Запад пересекают бассейн Волги. Сегодня основные грузовые перевозки в бассейне осуществляются по железной дороге, которая следует и пересекает реку. В течение 1990-х годов роль водного транспорта (с точки зрения перевозки грузов и пассажиров) снизилась. Сегодня внутренний водный транспорт в бассейне слабо интегрирован в российскую и европейскую транспортную систему. Задача состоит в том, как его оживить и интегрировать, учитывая стратегические аспекты перевозок на дальние расстояния для экономического роста и конкурентоспособности бассейна. Но всё-таки существуют множество проектов выгодного использования Волги. Так, например, в Ульяновской области производится строительство грузового порта, планируется построить построить агрологические терминалы и системы перевалки сухих грузов, создать производство барж для транспортировки зерна [4, с. 175].

Транспортная инфраструктура должна быть интегрирована в схемы устойчивого развития речных бассейнов. Проблемы и проблемы, связанные с перевозками (и перевозками) на дальние расстояния по внутренним водным путям, заслуживают особого внимания. Например, внутренний водный транспорт можно считать экологически безопасным и надежным, однако он недостаточно гибок и быстр для быстрой доставки и не может конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. Различные виды транспорта могут быть объединены. В то время как в ЕС объем внутренних перевозок по объему грузовых перевозок за последние пятнадцать лет несколько увеличился, в России менее 4 процентов от общего объема перевозок осуществляется по внутренним водным путям (тем не менее, это аналогично уровню ЕС) [3, с. 10]. Это представляет собой резкое снижение за тот же период. С наступлением нового столетия в Европе были предприняты значительные усилия, направленные на содействие развитию внутреннего водного транспорта и унификацию правил, регулирующих этот сектор. Требуются большая координация и сотрудничество между заинтересованными сторонами, участвующими в транспортной цепочке на общеевропейском уровне.

Таким образом, результаты исследования «река Волга, как важная артерия развития России» позволяют сделать следующие выводы: 1) Важность удобства и быстроты транспортировки по Волге сложно переоценить. 2) Водный транспорт имеет огромный потенциал для развития, наличие каналов выхода на внутренней и внешний рынок. 3) Волга была и остаётся самым важным местом и источником развития на протяжении всей истории России.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р (ред. от 30.01.2020) «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 23 декабря 2002 г.

Книги, монографии, учебники

Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс. В 4 ч. Часть 1: учебник для вузов - М.: Издательство Юрайт, 2016. — 453 с.

Leummens H.J.L. Volga River Basin (Russia). The Wetland Book. Springer, Dordrecht, 2016.

Статьи из журналов

Исхаков А.С., Кашин Е.А., Скороходов Н.А. Анализ внешнеэкономической деятельности регионов средней волги (на примере Республики Татарстан, Ульяновской области и Самарской области) // Сolloquium-journal. - 2019. - №15 (39). - С. 172.

Гоманенко О. А. Организационно-хозяйственное укрепление речного флота СССР: тенденция второй пятилетки (на примере волжского водного транспорта) // Научный диалог. - 2017.- №5. – C. 175.

Просмотров работы: 43