Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения по различным технологиям - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения по различным технологиям

Бастрикова М.М. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Литература – это искусство, требующее от читателя сопереживания, сочувствия, а не только логического осмысления. Смыслы в литературе рождаются в сложной борьбе эмоционального и логического. И задача любого, кто становится посредником между ребенком и книгой, – помочь осознать возникающие противоречия и найти путь к их разрешению. Не предложить готовый способ, в чем часто обвиняют сторонников «изучения литературы» в школе, а открыть многовариантность дорог, ведущих к авторской мысли. Эта многовариантность связана с уровнями осмысления произведения и с методическими приемами, используемыми современной школой.

В примерной программе по литературному чтению для учащихся начальных классов, предлагаемой ФГОС НОО подчеркивается, что главной целью уроков является «формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного». Для достижения этой цели предполагается решение ряда задач:

введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

приобщение обучающихся к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы НОО по литературному чтению ориентированы на:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Перечисленные умения и ориентиры в соответствии с требованиями ФГОС НОО по литературному образованию имеют целью формирование квалифицированного читателя. От латинского «квалификация» (qualis – какой по качеству и оценке), согласно Большой Российской энциклопедии, это определение качества чего-либо, оценка чего-либо. В контексте читательской компетентности квалификацию читателя можно трактовать как овладение умениями продуктивной читательской деятельности.

Проблема формирования квалифицированного чтения – одна из самых краеугольных в начальном образовании и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов начинающего читателя. Как показывает педагогическая практика, достаточно быстро читают те обучающиеся, которые читают много, поскольку в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Говоря о читательской компетентности, отметим, что навык (техника) чтения является базовой читательской компетенцией, однако, следует учитывать, что, например, вслух долго читать невозможно, поскольку громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. Скорость чтения намного возрастает при так называемом чтении «про себя», но этому умению тоже следует учить младшего школьника.

Современная методика развития читательской деятельности ориентирует учителей на использование современных педагогических технологий обучения литературному чтению, в которые вошли идеи многих учёных. Рассмотрим их:

технология развития критического мышления (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил);

обучение оптимальному чтению (В.Н. Зайцев) [1];

технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (Л.Ф.Климанова)[2];

технология продуктивного чтения (Н.Н. Светловская)[3];

Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать школьника (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания (как учить мыслить?).

Целевые ориентиры технологии обучения оптимальному чтению (по В.Н. Зайцеву)это: подготовка психики учащегося к развитию речи; достижение оптимального чтения во 2–3 классах (120 слов в минуту).

Оптимальное чтение (по В.Н. Зайцеву) – это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120–150 слов в минуту).

Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова заключается в том, что учитель, предъявляя графический образ буквы (слога, слова), сам же его озвучивает, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольный речемоторный акт. По мере того как связь между графическим знаком и его артикуляционно-фонетическим эквивалентом становится непроизвольной, формируется понимание принципов озвучивания. Этот этап обычно занимает не более 10 дней, при этом весь буквенный материал предъявляется обучаемым сразу (кубики, карточки, магнитные азбуки, игры с кубиками и буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов и оперирование с ними, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и другие приемы работы.)

Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Технология проблемного диалога даёт развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. При изучении нового материала на уроке должны быть реализованы две задачи: 1)  постановка учебной проблемы; 2)  поиск ее решения.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) предполагает следование ряду правил, которые представим в контексте формирования читательской компетентности:

Отметим, что младший школьник не может самостоятельно активно включиться в читательскую деятельность, заинтересоваться тем, что он не понимает и не принимает. Чтобы получить удовольствие от чтения, важно приблизить текст к себе, а для этого важно владеть способами его понимания. Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, поскольку учитывает особенности организации читательской деятельности учащихся.

Таким образом, применение продуктивных технологий обучения чтению и/или их элементов на уроках литературного чтения способствует активизации различных психологических механизмов формирования личности младшего школьника и, как следствие, добиваться более качественных результатов в формировании читательской компетентности учащихся.

Литература:

Зайцев, З.Н. Резервы обучения чтению / З.Н. Зайцев. – Москва: Просвещение, 1991. – 32 с.

Климанова, Л.Ф. Обучение чтению в начальных классах. // Начальная школа. – 2015. – № 9. – С. 30-38.

Марацман, В.Г. О стимулах и мотивах чтения /В.Г.Марацман. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе. Теория формирования правильной читательской деятельности /Н.Н.Светловская. – Москва: Магистр, 1993. – 183 с.

Просмотров работы: 59