ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Андриященко А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность изучения данной проблемы во многом обусловлена инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников. Не менее важным критерием актуальности является незаинтересованность современных школьников в учебном процессе, и как учителям, нам необходимо создать педагогические условия, способствующие увеличению мыслительной и эмоциональной активности учеников, а также мотивации обучающихся к достижению учебных и творческих результатов.

Именно использование метода проектов создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности школьников, развития таких личностных качеств как самостоятельность, креативность, коммуникативность, ответственность за принимаемые решения.

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников в проектной деятельности во внеурочной работе, А также влияния проектной деятельности на процесс формирования познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования, которые включали в себя изучение природы познавательной активности и проектной деятельности, изучение способов организации проектной деятельности, а также выявление и обоснование педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников в проектной деятельности во внеурочной работе и экспериментальная проверка их эффективности.

Познавательная активность представляет собой сложное и многостороннее явление и в общем виде может быть определена как - сложное личностное образование младшего школьника, включающее интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты, степень проявления которых определяется особенностями информации (новизна, сложность, когнитивный конфликт) и характером деятельности (проблемность, практическая направленность).

Также нами была определена структура познавательной активности, которая включает в себя 4 компонента. Мотивационный компонент включает в себя наличие познавательных мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности, и социальных мотивов, связанных с коммуникативными умениями. Содержательный компонент характеризуется наличием у учащегося необходимых знаний, а также степенью овладения предметным содержанием. Процессуальный компонент отличается наличием у учащихся способов деятельности и умением применить их в реальной жизненной ситуации. Эмоциональный компонент определяется наличием доброжелательной, заинтересованной атмосферы в процессе освоения учебной деятельности.

Нами были рассмотрены различные критерии познавательной активности, выделяемые разными авторами, однако, за основу мы взяли критерии, выделенные Шамовой Т.И.(активность, самостоятельность, эмоциональное состояние, мотивация, внимание), из которых в свою очередь вытекают основные уровни познавательной активности мы взяли уровни познавательной активности, которые разграничила Т.И. Шамова, воспроизводящую, интерпретирующую и творческую познавательную активность.

Также в рамках данной приводится характеристика проектной деятельности как средства формирования познавательной активности. Таким образом, проектная деятельность определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата– создание проекта.

Нами были изучены различные классификации и типологии проектов. Классификация проектов по доминирующей в проекте деятельности, по характеру контактов между участниками проекта, по количеству участников проекта, по продолжительности.

Этапы работы над проектами разными авторами были выделены по -разному, однако за основу были взяты этапы организации Мерцаловой О.Д. именуемые ею как «Пять П»: постановка проблемы, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

Определены также ведущие принципы организации проектной деятельности учащихся.

В исследовании проведен анализ использования метода проектов во внеурочной деятельности. После анализа практической деятельности педагогов, приступили к собственному экспериментальному исследованию. В ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МБОУ СОШ №2 г. Майкоп, приняли участие обучающиеся 4 «Г» И 4»В» классов.

Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий (диагностика исходного уровня познавательной активности школьников); формирующий (в 4 «Г» классе в течение первой и второй четверти метод проектов активно использовался в организации внеурочной деятельности школьников, с обучающимися 4 «В» класса данная работа не проводилась); контрольный (повторная оценка динамики уровня познавательной активности детей).

Внедрение проектов проводилось во внеурочной деятельности. При организации работы над проектами четко выполнялись требования этапности, выдерживались принципы организации проектной деятельности.

Целью констатирующего этапа являлась диагностика исходного уровня познавательной активности учащихся 4-х классов при помощи таких методов как анкетирование, наблюдение, беседа. Соотносили критерии и уровни , выделенные Шамовой. В результате проведения диагностики было выяснено, что подавляющее большинство учащихся демонстрирует относительно невысокий уровень познавательной активности, как вы можете наблюдать на диаграмме 1.

Диаграмма 1 Уровень познавательной активности 4 «Г» и 4 «В» классов на констатирующем этапе

На формирущем этапе эксперимента в 4 «Г» классе нами активно внедрялась проектная методика, с целью формирования познавательной активности учеников. Организация проектной деятельности включала три компонента: мотивационный, обучающий и деятельносто-реализущий.

Мотивационный компонент направлен на активизацию стремления ребенка узнать о прошлом предмета или явления, побуждение к поиску информации об истории, используя различные источники, в проектной деятельности.

Обучающий компонент направлен на совместное участие ребенка со взрослыми в организации проектной деятельности.

Деятельностно-реализующий компонент направлен на организацию самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта. Прежде чем начать проектную деятельность, нами были разработаны пошаговые планы реализации проектов. Внеурочная работа была организована по программе «Дорогою открытий и добра». Темы проектов были выбраны в соответствии с программой: «Моя родословная», «Моя школа, мой класс».

Результатом использования проектной деятельности явилось повышение уровня познавательной активности учащихся 4 «Г» класса в сравнении, как с собственными результатами констатирующей диагностики, так и с показателями контрольной диагностики, проводимой в 4 «В» классе, где проектная деятельность во внеурочное время не использовалась. Особенно значительные положительные сдвиги произошли в отношении:

когнитивных функций (внимание);

личностных образований (самостоятельность, мотивация, положительное эмоциональное состояние).

Проведенное экспериментальное исследование процесса формирования познавательной активности младших школьников показывает применимость и результативность разработанного комплекса педагогических условий. Как показали результаты применения диагностической программы, в ходе формирующего этапа эксперимента произошло постепенное устранение низких показателей познавательной активности и формирование признаков познавательной активности младшего школьника более высокого уровня.

Диаграмма 2 Уровень познавательной активности 4 «Г» и 4 «В» классов на контрольном этапе

В результате теоретико-экспериментального исследования выявлены оптимальные педагогические условия, способствующие целенаправленному и системному развитию в процессе проектной деятельности познавательного интереса как интегративного качества личности младшего школьника:

формирование познавательной активности будет представлено в качестве

педагогической цели;

проектная деятельность включена в содержание начального образования как его компонент;

свобода проектной деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

формирование познавательной активности основывается на деятельностном, культурологическом подходах и организуется в условиях совместной деятельности;

разработаны содержание, способы и средства формирования познавательной активности учащихся в проектной деятельности во внеурочной работе, диагностический инструментарий и средства коррекции данного процесса.

Проектная деятельность, таким образом, является эффективным средством формирования познавательной активности учащихся и может с успехом применяться в начальной школе в процессе внеурочной работы.

Список использованных источников

Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд./ В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 608 с.

Волжина, О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук. / О.Б. Волжанина.- М., 2014. -214с.

Климова, А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями./ А.Д. Климова.- М., 2009. - 21с.

Лесникова, С.Г. Проектная деятельность как средство развития социальной инициативности подростка в условиях детской общественной организации./ С.Г. Лесникова.- Ижевск, 2015.-20с.

Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике: на основе сравнительного анализа./Е.А. Пеньковских.- Екатеринбург, 2017. -20с.

Просмотров работы: 54