ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ «ЧИСТОЙ» БИЗНЕС – СРЕДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ «ЧИСТОЙ» БИЗНЕС – СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Чистая" бизнес - среда - это такое состояние экономики и создание таких условий для бизнеса, при которых деятельность организации имеет под собой цель получения прибыли без применения незаконных способов минимизации налогов и создания "схем" ухода от налогообложения.

Сформированная десятилетиями практика проведения налогового контроля определила основные проблемы налоговой системы и самого налогового контроля. Как правило, основной проблемой эффективности работы налоговой системы являются недостатки и пробелы в налоговом администрировании.

Недостатки в налоговом администрировании отражаются на качестве проведения налоговых проверок и их эффективности, что не может не повлиять на количество и качество собираемости налоговых поступлений в бюджет государства.

На эффективность налогового администрирования также влияют частые изменения и поправки в налоговом законодательстве.

Стремясь снизить налоговую нагрузку, организации нередко прибегают к применению схем ухода от налогообложения.

Качественно новым витком в развитии налогового администрирования стало введение в 2017 году Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ в силу статьи 54.1 НК РФ.

Данной статьей законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям). Проведенный анализ данной статьи и показал, что ее реализация не привела к кардинальным изменениям в проведении мероприятий налогового контроля, однако установила конкретные действия налогоплательщиков, которые должны быть соблюдены для возможности учета расходов и применения вычетов по сделкам.

Кроме того, данной статьей установлены действия налоговых органов, которые должны быть соблюдены при доказывании тех или иных фактов нарушения налогового законодательства, а также пунктом 3 предусмотрены критерии, которые исключают возможность предъявления налогоплательщикам формальных претензий. Реализация статьи дает более полные разъяснения для деятельности налогоплательщиков и налоговых органов, а следовательно, и повышает качество налогового администрирования.

По итогам 2018 года ФНС России фиксирует высокие темпы роста налоговых поступлений – в консолидированный бюджет РФ их поступило 21,3 триллиона рублей, что почти на 4 триллиона больше поступлений 2017 года.

Это максимальный прирост поступлений с 2013 года. В федеральный бюджет поступило 11,9 триллиона рублей, что на 30,2% больше относительно 2017 года (в 2017 году рост составил 20%). [1]

Административное давление на налогоплательщиков снижается.

Так, благодаря успешной работе программного комплекса АСК НДС - 2, количество выездных проверок в 1 квартале 2019г. сократилось на 36% (2,7тыс.). В аналогичном периоде 2018г. число выездных проверок составляло 4,1тыс. За весь 2018г. число выездных проверок составило 14,2тыс. и сократилось на 30% по сравнению с 2017г. (20,2тыс).

По итогам 2018г. налогоплательщики самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства на общую сумму 80 млрд.руб., за 1 квартал 2019г. на 29млрд. руб., что в 2,4 раза больше чем в 2018г. за аналогичный период.

Также, по результатам работы АСК НДС - 2 количество жалоб на выездные проверки в 2018г. снизилось на 42%, это пропорционально снижению их количества. После досудебного рассмотрения жалоб также снизилось количество обращений налогоплательщиков в суды на 11,4%.

Таким образом, внедрение и развитие программного комплекса АСК НДС - 2 позволило улучшить качество налогового контроля, позволило эффективнее осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, тем самым снижая нагрузку на сотрудников и высвобождая трудовые ресурсы для более качественного проведения проверок.

Налоговый контроль в Кемеровской области проводится Управлением ФНС России по Кемеровской области и Инспекциями на местах.

По итогам работы налоговых органов за 2018г. и 1 полугодие 2019г. были определены основные результаты и направления деятельности налоговых органов. Так, за 1 полугодие 2019г. обеспечен рост налоговых поступлений по всем видам налогов. В контрольной работе налоговые органы применяют риск - ориентированный подход.

Было отмечено, что за 1 полугодие 2019г. поступления в областной бюджет составили 56,9 млрд. руб., в 2018г. данные поступления составили 129,3 млрд. руб. (возросли на 23,6% по сравнению в 2017г.). (Рис.1)

Так, согласно итогам контрольной работы налоговых органов Кемеровской области, за 2018г. по итогам проведенных камеральных и выездных налоговых проверок в бюджет поступило порядка 4.9 млрд. руб. При этом, количество выездных проверок за 2018г. снизилось по сравнению с 2017г. на 28%, в то время как доначисления на одну выездную проверку возросли на 29% (общая сумма доначислений составила 4,1 млрд.руб).

Рисунок 1 - Поступления в бюджет Кемеровской области за 2017-2019гг., млрд. руб.

По итогам решений, вступивших в силу, уплачено 3,6млрд. руб (72,5% от доначисленных сумм).

Благодаря самостоятельной оценке рисков налогоплательщиками и представлением уточненных налоговых деклараций с увеличением сумм налога к уплате, в бюджет поступило 2,7 млрд. руб., тогда как за 2018г. данная сумма составила 2,4 млрд. руб. (в 2 раза выше показателя 2017г.).

Данные показатели свидетельствуют о улучшении качества налогового контроля и информационно - разъяснительных работ налоговыми Инспекциями.

Кроме того, увеличился рост поступлений по организациям - банкротам, применяющим банкротство как способ ухода от налогов. От таких предприятий поступило 1,5 млрд. руб. (на 6% больше, чем за аналогичный период 2018г.). В целом, это свидетельствует об успешной работе налоговых органов в данном направлении.

Основные задачи деятельности налоговых органов:

Повышение качества работы с налогоплательщиками. В данной сфере целесообразно улучшать качество предоставляемых электронных услуг, таких как "личный кабинет налогоплательщика", работа со средствами массовой информации.

Также, важно повышать информированность граждан - будущих налогоплательщиков (студентов, школьников) в части формирования налоговой грамотности. Необходимо с раннего возраста доносить до граждан важность уплаты налогов, пользу налоговых поступлений для населения. Важно "прививать" гражданам знания как используются налоговые платежи, как и на какие нужды расходуются государством.

В рамках данных мероприятий налоговые органы в сентябре 2019г. приняли участие в программе "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях". В Кемеровской области проведены уроки налоговой грамотности в 21 учебном заведении.

2. Увеличение объема налоговых поступлений.

3. Повышение эффективности контрольной работы.

4. Снижение задолженности по налогам и сборам.

Достижение данных задач возможно при совершенствовании налогового контроля. Например, побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств дает результаты: поступления от таких плательщиков обеспечили поступления за 1 полугодие 2019г., 2,7 млрд. руб., за 2018г. данная сумма составила 2,4 млрд. руб. (в 2 раза выше показателя 2017г.). (Рис.2)

Рисунок 2. - Поступление в бюджет, благодаря самостоятельной оценке рисков ЮЛ за 2017-2019гг., млрд. руб.

В связи с совершенствованием программы АСК - НДС налогоплательщики понимают, что применять незаконны способы ухода от налогов становится невыгодно и практически невозможно, так что "выгоднее" добровольно отказаться от применения "схемы", чем получить решение налоговой проверки и уплатить помимо причитающегося налога пеню и штраф.

Исходя из специфики развития и направленности экономики Кемеровской области определяются и направления работы Налоговых органов. В целях стимулирования инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности был принят Закон КО «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций». Так, согласно Закону с 1 января 2019г. налогоплательщики могут уменьшить платежи по налогу на прибыль на сумму расходов, связанную с модернизацией или приобретением основных средств.

Законом предусмотрен ряд ограничений.

Также, приоритетным направлением является создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот организациям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты, участникам зон экономического благоприятствования и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (в Кузбассе действуют 4 ТОСЭР — Юрга, Анжеро-Судженск, Прокопьевск и Новокузнецк): в 2017 году такие льготы были предоставлены 38 категориям налогоплательщиков на сумму 1 342 млн. рублей или 66% от всех региональных налоговых льгот. При этом указанные налогоплательщики перечислили в бюджет области налоговые платежи в сумме 3,7 млрд. рублей, что свидетельствует о бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот.

С целью поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для зарегистрированных индивидуальных предпринимателей действуют "налоговые каникулы" при применении упрощенную или патентную систему налогообложения (Закон КО от 06.05.2015г. «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения»).

С целью поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Кузбассе установлена пониженная ставка единого сельскохозяйственного налога в размере 3% для всех категорий плательщиков.

В результате с каждым годом растет бюджетная отдача от субъектов малого и среднего бизнеса, налоговые поступления от которых за 2018 год увеличились по сравнению с 2017 годом на 2,9 млрд. рублей (на 21%) и составили 16,5 млрд. рублей или 10,5% всех налоговых доходов бюджета области.

Значительный бюджетный эффект получен в результате эффективной реализации регионом собственных полномочий в сфере имущественного налогообложения. С 2018 года налог на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств исчисляется в соответствии с кадастровой стоимостью.

Кроме того, в 2018 году в Кемеровской области в отношении движимого имущества действовала налоговая ставка в размере 1,1%.

Указанные меры способствовали увеличению в 2018 году поступлений налога на имущество организаций на 3,3 млрд. рублей или на 37% к уровню 2017 года. В 2016 году в Кузбассе осуществлен переход к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

В результате поступления налога на имущество физических лиц за 2017–2018 годы увеличились на 21% и 43% соответственно.

Традиционно главной особенностью бюджета Кузбасса является его социальная направленность. Расходы на социальную сферу составляют две трети всех расходов консолидированного бюджета области (67%).

Более 30% расходов бюджета составили расходы на образование (51,1 млрд. рублей) и увеличились на 18% к уровню 2017 года. На втором месте по объему и соответственно доле расходов находятся вопросы социальной поддержки населения Кузбасса — 40,3 млрд. рублей или 24% от общего объема расходов, в том числе взносы за неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования — 14,1 млрд. рублей. Еще одно из наиболее объемных направлений расходов — это раздел бюджета «Национальная экономика». Предусмотрено выделение 25,2 млрд. рублей (15% расходов), в том числе расходы:

- на дорожное хозяйство (дорожные фонды) — 16,4 млрд. рублей, рост на 28% к уровню 2017 года;

- на господдержку транспорта для организации транспортного обслуживания населения — 3,7 млрд. рублей, рост на 18% к уровню 2017 года;

- на господдержку сельского хозяйства — 1,6 млрд. рублей, рост на 18% к уровню 2017 года.

Таким образом, определены возможные пути решения проблем, предложены пути совершенствования налогового контроля. Также, рассмотрены особенности налогового контроля в Кемеровской области, определены пути совершенствования налогового контроля, исходя из поставленных Управлением ФНС России по Кемеровской области задач.

Список литературы:

1. Налоговая политика государства на 2018-2020 годы [Электронный ресурс] // Налог - Налог.ру, 2018. URL: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_politika_gosudarstva/. (дата обращения: 14.12.2019)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2019).

3. Налоговый контроль. [Электронный ресурс] // Audit it.ru, 2016. URL: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_kontrol.html (дата обращения: 21.12.2019г.)

4. Орлова, Е.П. Год действия ст. 54.1 НК РФ: как складывается практика// Клерк. - 2018.

5. Саркисянц, Г. В. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок. Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 421-423.

6. Фадеев, Д.Е. Налоги и бизнес - климат в России. материалы ХI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. - 2015.

7. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]// URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/reg_yl/order/ (дата обращения: 23.12.2019).

Просмотров работы: 90