Структурная политика является неотъемлемой частью внутренней социально-экономической политики России. Одним из направлений структурной политики является политика в отношении моногородов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №709 от 29 июля 2014[1], к моногородам относятся муниципальные образования с численностью населения более 3000 человек, в которых более 20% занятого населения являются сотрудниками градообразующего предприятия. Сейчас в Арктической зоне располагается 14 таких городов. Эти города можно разделить на три категории в соответствии с их социально-экономическим положением (см. схему 1).
Геополитической значение и ресурсный потенциал Арктической зоны РФ предъявляют особое требование к развитию инфраструктуры и городов, расположенной в неблагоприятных природных условиях.
В последние годы обнаружились и обострились проблемы экономического и социального характера в моногородах, что говорит о необходимости поиска их решения. Мероприятия по снижению зависимости экономики моногорода от функционирования градообразующего предприятия, повышению гибкости его структуры должны осуществляться в соответствии с имеющимися в городе ресурсами, потенциалом, специфичными факторами.
Схема 1. Категории моногородов Арктической зоны по социально-экономическому положению [2]
Одним из методов, позволяющих определить возможный исход событий при наличии тех или иных рисков, является сценарный метод. Сценарии помогут разработать (скорректировать) стратегию развития моногорода, что, в свою очередь, будет способствовать минимизации имеющихся рисков, которые могут повлечь за собой ряд социальных, экономических и экологических проблем. Для разработки этих сценариев был составлен SWOT-анализ (см. табл.1), в котором представлена информация о преимуществах (сильные стороны и возможности) и недостатках (слабые стороны и угрозы) моногородов Арктической зоны.
Таблица 1. SWOT-анализ состояния моногородов Арктической зоны (составлено автором)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Большой пласт разнообразных полезных ископаемых |
Суровые климатические условия |
Опыт работы градообразующих предприятий |
Отток и старение населения |
Востребованность продукции на внутреннем и мировом рынках |
Дефицит высококвалифицированных кадров |
Возможности |
Угрозы |
Внедрение новых прорывным технологий |
Высокая степень зависимости экономики моногорода от градоообразующего предприятия |
Финансирование за счёт программы поддержки моногородов |
Рост недостатка финансовых ресурсов предприятия |
Возможность получения средств из федерального бюджета |
Увеличение роста безработицы в моногороде |
Некоторые из опрошенных экспертов отмечают, что единственным эффективным инструментом поддержки моногородов могло бы стать расширение добычи полезных ископаемых. Но такой путь разрешения экономических проблем конфликтует с угрозой исчерпания ресурсов и мало влияет на улучшение социально-экономических условий жизни населения [3].
На сегодняшний день слабой стороной экономического устройства моногородов является высокая степень его зависимости от градообразующего предприятия. На фоне этого возникает потенциальная возможность полной дестабилизации экономики города в случае финансовых трудностей компании. Чтобы избежать социально-экономической катастрофы, возможно применить сценарий диверсификации экономики. Приоритетным направлением развития может стать арктический инжиниринг. Данное направление набирает актуальность в регионе в связи с развитием Северного морского пути и задачами по повышению объема грузоперевозок по СМП, поставленными в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [4]. Арктическая зона является огромным «холодильником», что делает его привлекательным местом для крупномасштабных хранилищ данных, поскольку для их охлаждения достаточно лишь наружного воздуха. В России такие центры хранения данных могут базироваться в моногородах Арктики. Прохладный климат позволит существенно экономить на обслуживании дата-центров. Они будут способствовать развитию цифровизации в России, а также привлекать международные компании и инвесторов к строительству серверов, что окажет благополучное влияние на российскую экономику в целом [5].
Часть моногородов Арктической зоны обладают туристским потенциалом. Развитие туристической отрасли (горной и водной) может стать дополнительным источником финансирования городского бюджета, создания новых рабочих мест.
При наихудшем раскладе, если арктический моногород так и не найдёт никаких возможностей для своего развития, а численность населения и уровень жизни продолжит падать, исход с
обытий будет следующий: моногород будет постепенно расселяться, а предприятие перейдет на вахтовый метод функционирования, если его закрытие будет нецелесообразным по экономическим причинам.
Результаты проведенного анализа помогают сделать следующие выводы:
При определении перспектив экономического развития моногорода необходимо применять инструмент таргетирования, так как как каждый монопрофильный город имеет свои возможности, которые должны определять стратегию развитию моногорода;
Сценарии развития моногородов позволяют сократить риски функционирования социально-экономической системы монопрофильного города;
Диверсификация экономики применима для города с высоким уровнем монопрофильности при наличии возможностей для развития дополнительных отраслей. Для моногорода, имеющего рекреационные ресурсы, уместно развивать туристический сектор. При тенденции снижения численности населения для сохранения градообразующего предприятия (если в этом есть необходимость) рекомендуется расселить город и перевести предприятие на вахтовый метод.
Список литературы:
Постановление Правительства РФ от 29.07.2014 №709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/14049/ (дата обращения 09.02.2020
Гладышева И.В. Моногорода российской Арктики // Арктика и север. 2017, №26, 2017, [Электронный ресурс] URL: http://www.arcticandnorth.ru/upload/iblock/bb2/06_gladisheva.pdf (дата обращения: 09.11.2020)
Рябова Л.А., Дидык В.В., Корчак Е.А., Башмакова Е.П., Емельянова Е.Е. Арктические моногорода Российской Федерации: социальные проблемы, пути их решения и роль ресурсных корпораций // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. №3. 34-50 с.
Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319212/ (дата обращения: 10.11.2020)
Ширяева К. (2018) Арктическая зона России может стать центром хранения Big Data // Сетевое издание "Регионы Онлайн" [Электронный ресурс] URL: https://www.gosrf.ru/news/35287/ (дата обращения: 10.11.2020)