Философские и физиолого-гигиенические проблемы вегетарианства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Философские и физиолого-гигиенические проблемы вегетарианства

Канаева М.А. 1, Гуляева И.Л. 1, Замкова И.А. 1, Зубович А.А. 1
1ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е.А.Вагнера
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Журналы «The Economist», “Forbes”, и еще несколько изданий назвали 2019 год годом Веганства. Это связано с переходом большого числа людей на вегетарианство и веганство и ростом спроса на веганские продукты. Так, в Бразилии 60 миллионов человек выбрали данную систему питания, а в России - около 6 миллионов. Такое внимание мировой общественности к вегетарианству побуждает к детальному его рассмотрению. Цель статьи - дать всесторонний философский анализ явления, то есть разбор его с различных сторон: дать определение сущности вегетарианства, показать историю и причины происхождения, развития и связи с многими факторами жизни человека и общества. Стоит учитывать, что вегетарианство и веганство - не только диета, но и образ жизни, мыслей, особая мировоззренческая позиция. В этом явлении четко проявляется единство духа, души и тела человека. Переход к нему обусловлен часто не только желанием привести в порядок здоровье, но и по-новому выстроить свои отношения с природой. Одна из главных причин выбора вегетарианства также - гуманное отношение к животным.

При написании статьи использовался метод изучения литературы и других источников и обобщения полученных сведений, а также анализ имеющихся статистических данных.

Вегетарианство, как возврат к истокам. Причем возврат - не как простой повтор, а как диалектический возврат к началу человеческой цивилизации в соответствии с действием закона двойного отрицания.Исследуя явление вегетарианства, заметим, что человек изначально питался только растительной пищей. Об этом свидетельствуют останки зубов, отсутствие следов больших групп людей, необходимых для охоты на животных и другие археологические доказательства[1]. Считается, что тогда человек был наиболее близок к природе, лучше “слышал” её и жил с ней в гармонии. Позднее вегетарианство как осознанный выбор, появляется в Древнем Египте. Божества имели отчасти звериный облик, и жрецы отказывались от животной пищи, уверенные, что она мешает слышать Богов и оскверняет душу. Также имеются упоминания о вегетарианстве и в Древней Индии, у буддистов.

Наибольший интерес представляет Древняя Греция, так как философы - Сократ, Платон и другие, размышляли о пользе подобной системы питания. Особенно выделим Пифагора и его учеников, создавших первое “общество вегетарианцев”[2]. Так как мясо было дорогим продуктом, интерес к вегетарианству подогревался, ведь гораздо приятнее было считать, что ты сам избрал этот путь, а не подчиняешься обстоятельствам. Отметим также римского философа Сенеку, писавшего, что при отказе от мяса, душа его стала подвижнее[3].

В эпоху Возрождения ярчайшим представителем вегетарианского движения стал Леонардо да Винчи, верящий, что в скором будущем к убийству животных будут относиться как к убийству человека. А Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и, в пользу своей теории, описывал строение зубов, делая акцент на их неприспособленности к пережевыванию мяса[4].

В 1842 году было создано британское общество вегетарианцев, нынче это движение вновь обретает популярность[2]. Является ли это просто новым витком в истории, ведь в экзистенциализме каждое событие - это повторение прошлого опыта. Или это просто очередное проявление закона двойного отрицания - человек так “объелся” мясом, что теперь отказывается от него?

Сделав выводы из сказанного выше, можно предположить, что человек желает возвыситься, приблизиться к природе, стать чище. Возможно, возвращение к истокам, близость к предкам и природе - одна из основных причин выбора вегетарианства?

При этом, стоит обратить внимание на то, что к причинам отказа от мяса и/или продуктов животного происхождения также относят:

Религиозные соображения (буддизм, индуизм и др.);

Этические причины (сочувствие, жалость, неприятие эксплуатации животных, чувство вины);

Медицинские показания (индивидуальная непереносимость компонентов, аллергии, диетотерапия);

Экономические мотивы (убежденность в экономии средств при переходе на растительную пищу);

Экологические мотивы (в частности, убежденность в том, что выращивание животных “на убой”, обеспечение, содержание их, фабрики по переработке животной продукции отрицательно сказываются на общей экологической ситуации в регионе/стране/мире);

Прочие причины.

Нередко, в зависимости от мотивов смены типа питания, выбирается и его вид. Так, следует отметить, что вегетарианство, как таковое, имеет различные ответвления, так называемые “виды” или “типы”. Они включают:

истинное вегетарианство - наиболее строгие варианты вегетарианской системы питания, также называемые “чистым” видом данной диеты;

псевдовегетарианские диеты, предполагающие частичный отказ от продуктов животного происхождения, но полностью их не исключающие, либо допускающие употребление того или иного продукта.

К истинно вегетарианским диетам относят непосредственно вегетарианство, веганство, сыроедение (вегетарианское, веганское, фрукторианство и бесслизистое сыроедение), спрауторианство (предполагающее потребление пророщенных семян и злаков, является “крайностью”, одной из самых жестких и редко используемых систем) и “мягкие” варианты диеты - лакто- и ово-лакто-вегетарианство. К псевдовегетарианским диетам относятся пескетарианство, полло-вегетарианство, младовегетарианство и флекситарианство.

Нередко данные диеты применяются как стадии перехода на систему питания, предполагающую полный отказ от продуктов животного происхождения, своеобразные ступени, способствующие постепенной адаптации, как эмоциональной (нередко человеку сложно сразу отказаться от привычного набора продуктов), так и физиологической (при постепенном исключении тех или иных продуктов, менее выражены негативные проявления, связанные с изменением привычной схемы питания). Помимо этого, разнообразие видов вегетарианства позволяет выбрать тип питания, наиболее подходящий для условий, в которых обитает человек (так, в регионах с более холодным климатом предпочтительнее выбирать пескетарианство или ово-лакто-вегетарианство, тогда как в жарких регионах значительно легче переносится вегетарианство или веганство) и его рода деятельности. Например, при профессиональных занятиях спортом строгая вегетарианская и веганская диета повышают риск снижения минеральной плотности костей и появления переломов в силу недостаточного поступления кальция, витамина В12, аминокислот, креатина и карнозина. При этом, опять же, диета может быть подобрана адекватно, с учетом потребностей организма, и, в этом случае, не будет оказывать отрицательного влияния на общее состояние и результаты человека[5].

Философский анализ предполагает выявление единства положительных и отрицательных сторон явления. Поскольку речь идет непосредственно о питании, как с этической, так и с физиологической точки зрения, нельзя не упомянуть аспекты влияния вегетарианства на здоровье индивидуума. Так, при недостатке аминокислот, содержащихся в мясе, могут развиваться серьезные заболевания. Кроме того, нередки случаи, когда дети умирали от “недоедания” мяса. У матерей-веганов на 21% повышается шанс родить недоношенного ребенка.

Обосновано это тем, что мясо, в частности, красное, является продуктом, содержащим незаменимые аминокислоты (8, необходимых для взрослых и 9, необходимых для детей). К таким аминокислотам относятся лейцин, изолейцин и валин, имеющие разветвленные боковые цепи и необходимые для синтеза белков. Как правило, они находятся в больших количествах в белках животных, чем в растительных с самыми высокими уровнями содержания пептидов в целом [6]. Это - один из ведущих факторов, препятствующий переходу на вегетарианство в детском возрасте и, в частности, являющийся причиной детской смертности в семьях радикальных вегетарианцев и веганов в силу неадекватности формирования тех или иных систем организма за счет общей аминокислотной недостаточности..

В среднем, на 100 грамм сырого продукта содержится 20-24 грамма белка. Белок, потребляемый в избытке, расходуется организмом на обеспечение энергии. Само же значение получаемой энергии при употреблении красного мяса является переменным и зависит от индивидуальных особенностей организма, в частности, его способности к усвоению данных аминокислот.

Кроме того, мясо и мясные продукты способствуют усвоению 35% витамина D у подростков (11-18 лет) и 30% у взрослых (19-64 лет) [7]. Этот факт необходимо учитывать при выборе системы питания, особенно заостряя внимание на детях и подростках, поскольку витамин D непосредственно задействован в формировании и обеспечении нормального функционирования опорно-двигательного аппарата, в частности, костного скелета.

В противовес, смертность от ишемической болезни сердца у вегетарианцев ниже на 32%[8], почти вдвое снижается риск развития диабета второго типа, на 31% ниже риск возникновения камней в почках[9]. Подобная диета оказывает положительное влияние при лечении артритов[10].

Нельзя не сказать и об одном из самых распространенных на данный момент аргументе вегетарианцев: связь употребления мяса и развития рака. О нем впервые открыто заявили в октябре 2015 года, когда Международное агентство по исследованию рака (IARC) Всемирной организации здравоохранения пришло к выводу, что «обработанное мясо является канцерогенным» и, в частности, красное мясо, которое, как упоминалось ранее, имеет и ряд положительных качеств. Результаты были основаны на анализе около 800 отдельных исследований в отношении потребления мяса и колоректального рака. Данное открытие, в свое время, вызвало яркую реакцию СМИ, в том числе такими заявлениями, как: «Бекон и колбасы так же плохи, как плутоний» и «обработанное мясо стоит на одном месте с курением как причина рака». Несомненно, подобные заголовки вызвали неоднозначную реакцию общества. И основной “поток” вегетарианцев пришелся именно на период 2015-2019 годов. Некоторые консультанты по вопросам здоровья также указывают на способ приготовления красного мяса. При его обработке высокими температурами могут образовываться вредные соединения, такие как гетероциклические амины, которые могут вызвать рак [11].

Объединив все приведенные выше данные и проведя анализ, мы видим: вегетарианство требует разумного подхода, как и любая система питания, исключая крайности. Оно приближает человека к природе и является многофакторным. Зачастую играет важную роль в самовосприятии человека и обретении душевного спокойствия. Также оно может использоваться в качестве профилактического и лечебного питания и обеспечивать положительную динамику течения ряда заболеваний, однако, при неверном подходе, может отражаться крайне негативно, вплоть до инвалидизации и смерти индивидуума. Данное явление следует анализировать всесторонне, диалектически, соединяя медицинскую проблематику с общечеловеческими нравственными ценностями.

Список литературы

Электронный ресурс: информ.-практ.журн.по вопросам диетол. Практическая Диетология // Долгов В.И. врач-диетолог ПД №1 (17) URL: https://praktik-dietolog.ru/article/pitanie-pervobyitnogo-cheloveka.html (дата обращения: 22.02.19)

Портал Vegetarian // Культура // История Вегетарианства: Европа // Анна Конева URL: https://vegetarian.ru/guide/Kultura/istoriya-vegetarianstva-evropa.html (дата обращения: 23.02.19)

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии – Москва, «Высшая школа», 1991. – С.285

Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Все о вегетарианстве — М.: Международные отношения, 1992. — 358 c.

Rodriguez N. R., DiMarco N. M., Langley S. Position of the American Dietetic Association, Dietitians of Canada, and the American College of Sports Medicine: Nutrition and athletic performance. (англ.) // Journal of the American Dietetic Association. — 2009. — Vol. 109, no. 3. — P. 509—527.

A. L. Mordenti, N. Brogna, F. Merendi, A. Formigoni, L. Sardi, V. Cardenia & M.T. Rodriguez-Estrada. Italian Journal of Animal Science // Effect of dietary inclusion of different lipid supplements on quality and oxidative susceptibility of beef meat. 2014 № 98, 452–460.

Public Health England //Scientific Advisory Committee on Nutrition Draft Vitamin D and Health Report. 2015.URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/u.. (дата обращения: 13.02.2020)

Crowe F. L., Appleby P. N., Travis R. C., Key T. J. Risk of hospitalization or death from ischemic heart disease among British vegetarians and nonvegetarians: results from the EPIC-Oxford cohort study. (англ.) // The American journal of clinical nutrition. — 2013. — Vol. 97, no. 3. — P. 597—603.

Turney B. W., Appleby P. N., Reynard J. M., Noble J. G., Key T. J., Allen N. E. Diet and risk of kidney stones in the Oxford cohort of the European Prospective Investigation into Cancer and Nutrition (EPIC). (англ.) // European journal of epidemiology. — 2014. — Vol. 29, no. 5. — P. 363—369.

Müller H., de Toledo F. W., Resch K. L. Fasting followed by vegetarian diet in patients with rheumatoid arthritis: a systematic review. (англ.) // Scandinavian journal of rheumatology. — 2001. — Vol. 30, no. 1. — P. 1—10.

P. Clarke Meat eaters or vegetarians: Who has the better arguments? // Farmers Weekly 03.01.2019.; URL: https://www.fwi.co.uk/livestock/health-welfare/meat-eaters-or-vegetarians-who-has-the-better-arguments#tabs-3 (датаобращения: 13.02.2020)

Просмотров работы: 11