К ВОПРОСУ О РОЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О РОЛИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мельников Д.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные вызовы и требования времени, характеризующиеся напряженностью мировой политической обстановки, а также накалом в борьбе по продвижению новых ценностей и мировоззренческих установок, исходящими от разнообразных центров силы, вынуждают вновь обращать внимание, на, казалось бы, стремительно теряющий силу в условиях глобализации вопрос усовершенствования модели национального государства, стремящегося отстаивать свои собственные интересы и удовлетворять свои собственные потребности, в том числе и на международной арене. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно высказывался на этот счет, отмечая, например, возможность нахождения компромиссов, но не за счет собственных интересов, имеющих для России и российского народа фундаментальное значение [4]. В современном российском истеблишменте также перманентно поднимаются вопросы о месте и роли российской идентичности в современном мире, о необходимости соответствия вызовам времени и тем тенденциям, что превалируют сегодня в окружающей среде.

Постоянным объектом и содержательным наполнением всевозможных речей и выступлений является проблема формирования патриотизма у российских граждан, что стало бы опорой во всякой деятельности государства по отстаиванию интересов себя и своего населения перед лицом тех угроз и тех опасностей, что могут быть инициированы извне. Мы категорически отрицаем попытки многих государственных лиц подобным образом осудить несогласных и протестующих, однако, вместе с тем, понимаем всю важность и необходимость деятельности по формированию патриотизма у граждан по обозначенным выше причинам.

Современный российский законодатель обращает внимание на эти вопросы, подтверждением чему служат разнообразные нормативные правовые акты и концепции, принимаемые в строгом соответствии с текущими целями и задачами государства и общества. В частности, в этот условный перечень на особых условиях стоит внести «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где, помимо всего прочего, указано следующее: «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [2].

Таким образом, значительная часть задуманных идей в плане собственной реализации ложится на плечи системы образования, которая в последние годы претерпела целый ряд существенных изменений, но также и вобрала в себя обозначенную необходимость отражения объективных потребностей в патриотическом воспитании обучающихся, что наиболее всего заметно относительно уровня общего образования, а именно в федеральных государственных образовательных стандартах, составляющих ядро и основу современного российского образования. Так, если конкретизировать, в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России» и многое другое [3].

В связи с эти встает вопрос о путях и конкретных способах реализации патриотического воспитания, ответ чему мы также можем найти в указанном нами документе. Характерно, что в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который содержит перечень результатов соответствующих учебных школьных предметов, лишь применительно к одной дисциплине привязан пункт о необходимости формирования у обучающихся патриотизма и гражданской идентичности. Этим учебным предметом является «Обществознание», что уже само по себе дает нам возможность говорить о приоритетности данного учебного предмета в роли формирования патриотизма на ступени основного общего образования. В этом случае остается лишь согласить с логикой законодателя и современного российского образовательного законодательства, поскольку учебный предмет «Обществознание», являясь одним из главенствующих во всем гуманитарном цикле, в качестве своих содержательных основ имеет разнообразную учебную и научную информацию об обществе, его основных сферах и институтах; о личности и путях ее развития становления и о многом другом.

Подобная, зачастую излишняя, теоретизированность современного обществоведческого школьного материала на уровне основного общего образования в данном случае становится прекрасным потенциалом для продвижения патриотических идей, например, в контексте освоения темы «Семья» как среды для определения этой базовой ячейки общества как базовой традиционной российской ценности. Разумеется, это лишь частный пример, однако, анализ содержания описываемого учебного предмета позволяет реализовывать самые различные сценарии для достижения указанных выше целей и задач по формированию патриотизма именно в учебной среде, что мы и видим на примере реальной профессиональной деятельности педагогов-предметников.

Так, специалисты отмечают, что при изучении обществознания становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины. Сюда же следует отнести то, что учебный предмет «Обществознание» дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей, при этом формируя у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом [5, с. 6]. Нам представляется, что в данном контексте освоение обществоведческого материала грамотнее всего организовывать на основе проведения ролевых и деловых игр, при обязательном обращении непосредственно к нормативно-правовым актам и при использовании принципа междисциплинарности. Последнее сегодня апробировано уже в достаточной степени, например, при привлечении краеведческого материала в обучении обществознанию. Подчеркивается, что краеведческий материал в совокупности с непосредственно обществоведческим материалом дает положительный результат именно в плане эмоционального закрепления тех или иных тем и моментов, например, при изучении темы «Гражданин Российской Федерации», когда усвоение основных прав и обязанностей гражданина может дополняться использованием фотоматериалов о службе в армии отцов обучающихся [1].

Таким образом, именно учебный предмет «Обществознание» на сегодняшний момент времени как законодательно, так и по логике своего содержания и формы является основной специализированной средой для формирования патриотизма и чувства российской гражданской идентичности на уровне основного общего образования. Потенциал обществоведческого обучения здесь как прямо отражен в соответствующем ФГОС, так и подтвержден успешной деятельностью практикующих педагогов, что заставляет нас отразить подобное суждение в настоящей статьей и лишний раз подчеркнуть необходимость организации патриотического воспитания именно в русле гуманитарных дисциплин во избежание тех проблем и неточностей, что встречаются при попытках внедрить эту идею в предметы естественнонаучного цикла.

Список литературы:

1. Абрамова, Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы / Е.А. Абрамова // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – №44.

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 12.02.2020.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru. 12.02.2020.

4. Путин: Москва готова на компромисс, но не за счет национальных интересов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2019/05/15/reg-ufo/putin-moskva-gotova-na-kompromiss-no-ne-za-schet-nacionalnyh-interesov.html (дата обращения: 12.02.2020).

5. Смахтина, Н.И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания / Н.И. Смахтина // Научный вестник Крыма. – 2016. – №5. – С.1-7.

Просмотров работы: 37