Исторический процесс и развитие человеческой цивилизации приобретают качественно новое содержание и особый динамизм. Сегодня накопленный человечеством опыт свидетельствует, что продолжающееся многие века стихийное развитие общества грозит вылиться в глобальный экологический и социально-экономический кризис, представляющий угрозу самому существованию человеческой цивилизации.
Социально-экономическое развитие общества, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, нанесло ощутимый вред окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности [1].
На всех уровнях управления власти главные цели устойчивого развития: комплексное решение социальных, экономических и экологических проблем и рациональное использование имеющихся ресурсов. Более существенным представляется конкретизация целей устойчивого развития в направлении от глобального к локальному уровню.
Количественная оценка устойчивости развития какой-либо системы предполагает оценку устойчивости состояния системы в данный момент времени относительно критических параметров. Оценка устойчивости системы представляет собой выявление проблем развития, т.е. мониторинг системы [2]. Оценка устойчивости геосистем относительно критического уровня позволяет разделять их на устойчивые и проблемные. Индикацию проблем развития и их глубины следует рассматривать как начальную стадию решения проблем развития и информационное обеспечение разработки программы устойчивого развития.
Потенциальное экономическое развитие сельских территорий оценивается масштабами развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, активностью агробизнеса, инвестиционной привлекательностью и инвестиционным потенциалом муниципальных образований, задающих структуру и специализацию хозяйства, отражающих приоритеты в развитии той или иной отрасли в зависимости от рынков сбыта продукции, ее конкурентоспособности.
Необходимым условием для качественного развития территорий является разработка системы мониторинга в виде информационно-аналитического комплекса, позволяющего производить на регулярной основе оценки и прогнозы финансово-экономического состояния региона.
На основе анализа результатов мониторинга и диагностирования уровня устойчивости развития сельских территорий осуществляется итоговый анализ фактического уровня, что определяет приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий [3].
Анализ научных трудов отечественных ученых позволяет сделать вывод о том, что на основе мониторинга социально-экономических процессов в регионе можно ускорить процессы, если они оцениваются как желаемые и позитивные для территории, повысить их результативность и эффективность и заблаговременно принять адекватные будущим событиям меры, повысив результативность управления социально-экономическими процессами на территории.
Таким образом, мониторинг представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо, как инструмент обратной связи, в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.
Современное определение территориального мониторинга социально-экономических процессов связано с представлением его в качестве системы территориальной поддержки управления административно-территориальным образованием, реализующей функции наблюдения, оценки, анализа и прогноза складывающейся ситуации, подготовки проекта управленческого решения [4].
Более подробно организация процесса мониторинга устойчивого развития сельских территорий представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организация процесса мониторинга устойчивого развития сельских территорий
Правильно организованных процесс мониторинга устойчивого развития сельских территорий позволяет более полно диагностировать уровень и динамику социально-экономического развития территории, выявить области преимуществ и недостатков в социально-экономическом развитии, определить приоритетные направления развития с целью формирования обоснованных управленческих решений.
Мониторинг процессов призван в максимальной степени удовлетворять потребности органов государственного управления в информации о ходе процессов, протекающих в социально-экономических системах территорий. Таким образом, эффективность управления социально-экономическим развитием сельской территории во многом зависит от возможностей существующей системы мониторинга социально-экономических процессов, являющейся одним из действенных методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе реализации функций управления органами местного самоуправления.
Таким образом, под мониторингом устойчивого развития сельских территорий понимается система наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта Федерации, местного самоуправления. Применительно к изучению социально-экономических процессов, происходящих в регионе, это специально организованное системное наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике и в обществе, связанных с их переходом из одного состояния в другое, поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов. С этой точки зрения мониторинг – это длительное наблюдение за каким-либо процессом с целью оценки его состояния по отношению ко времени начала наблюдения и прогноза о его возможном поведении в будущем.
Список литературы:
Можаев Е. Е. Формирование системы устойчивого развития сельских территорий : Монография / Е. Е. Можаев. – М. : ИНФРА-М. – 2019. – 108 с.
Зандер Е. В. Мониторинг социально-экономических процессов на территории региона: Учебное пособие / Е. В. Зандер, Е. В. Лобкова, Т. А.Смирнова – Краснояр.:СФУ. – 2018. – 352 с.
Петриков А. В. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: Монография / Т. Г. Нефедова, Л. А. Овчинцева и др. / Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова.– Вып. 25. Под ред. А.В. Петрикова. – М., 2017. – С. 47–56.
Кудрова Л. М. Критерии устойчивого развития муниципальных образований сельских территорий и их оценка при разработке стратегий / Л. М. Кудрова / Роль российского крестьянства в формировании социального государства. – Белгород. – 2017. – С. 12–20.