Влияние музыкального искусства и музыкального образования на развитие социальных навыков у детей и подростков - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Влияние музыкального искусства и музыкального образования на развитие социальных навыков у детей и подростков

Лунин С.И. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальные навыки — это все способности, которые мы используем для общения и взаимодействия с другими людьми, как словесно, так и без слов, посредством жестов, языка тела и нашего личного облика. Процесс овладения ими называется социализацией. Тот, у кого они развиты недостаточно, обречен на недопонимание в общении или трудности с ним.

В рамках исследований последних лет в сфере социологии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук выявлено, что становление и развитие личности детей и подростков представляет собой социокультурный процесс. Отечественные и зарубежные психологи, изучавшие данную проблему, в своих исследованиях отмечают, что процесс становления личности как активного субъекта культуры имеет свою неповторимую динамику и этапы развития (А.В.Брушлинский, В.А. Петровский, В.Т.Кудрявцев, М.Коул и др.)

По мнению А.В.Брушлинского психика возникает уже до рождения ребёнка. Согласно этой точки зрения ребёнок является частью культуры уже в процессе внутриутробного развития, поскольку приобщается к образцам культуры воспринимаемых матерью. Учёными, например, давно доказано, что музыка влияет на внутриутробное развитие и поведение ребёнка. Младенцы не только слышат, но и зачастую узнают музыку через несколько лет после рождения. Исследователи сходятся во мнении в отношении так называемого «эффекта Моцарта» - расслабляющем и даже лечебном влиянии музыки В.А.Моцарта при различных стрессовых ситуациях. Считается, что дети, слушавшие такую музыку ещё до рождения спокойнее других.

Музыку часто используют как лечащее средство при различных нарушениях психоэмоциональной сферы детей и подростков. Музыкотерапия помогает решить проблемы возникающие при общении, боязнь выражать свои чувства, страх, замкнутость.

К сожалению, в наше время агрессивность детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей и подростков. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, деформируется его личностное развитие, сужаются возможности полноценной коммуникации. Такой ребёнок или подросток приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Такие дети нуждаются в понимании, поддержке и в оказании посильной помощи.

Большие надежды исследователи возлагают на огромную силу средств искусства. Интерес к искусству обусловлен исторически признанной силой влияния его на психофизиологическом, психологическом и социальном уровне (Л.С.Выготский).

Труды крупных отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что каждый из них в той или иной степени обращался к данным проблемам. Имена В.Вундта, Г.Фехнера, Т.Рибо, К.Штумпфа хорошо известны ученым, специалистам в области знаний об искусстве. Русские ученые (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Тарханов, И.М.Догель и др.), советские психологи (А.Н.Леонтьев, А.В.Лурия, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.) уделяли внимание искусству. По их мнению психология должна вобрать в себя высшие достижения искусства в активном воздействии на личность.

Музыка считается эффективным средством самовоспитания, источником мыслей, обогащает воображение, оказывает влияние на все стороны развития личности и жизни человека. Многие специалисты считают, что без музыкального сопровождения ребёнок не может полноценно развиваться, соответственно не сможет развивать и социальные навыки.

  Д.К. Кирнарская (музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных, президент АНО «Таланты-XXI век») в своей книге описывает причины обучать ребёнка музыке:

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая её частью мышления и в некоторой степени его источником. Мышление и мыслительные операции – сравнение, установление отношений, разложение на части и объединение в целое – органично присутствуют в музыке. 

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники.

Музыка и язык. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

Единство музыки и речи признано всеми учёными. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и её средоточие, и потому пение до сих пор помогает развитию речи. В третьем тысячелетии связь музыки и речи на мозговом уровне – неоспоримый факт. Этим объясняется, что занятия музыкой оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, в излечении речевых расстройств. Человек музыкальный в качестве оратора и слушателя имеет значительные преимущества

Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.

Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Также и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно, подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями даётся музыкантам легче и требует меньших затрат энергии.

Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения.

И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху!

Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Многие авторитетные фирмы, компании (Microsoft) и крупные западные банки предпочитают сотрудников с музыкальным образованием.

Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.

Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребёнком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью

Итак, музыкальное искусство и музыкальное образование способствует развитию и улучшению социальных навыков детей и подростков. Помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, научиться видеть за словами и поступками человека его чувства, научиться понимать окружающий мир и осознавать, насколько велико его влияние на каждого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные проблемы высшего музыкального образования Вып.3, Нижний –Новгород, 2002

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И., Попов А.В.

Социология. Москва, 2003.

Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1990

Каган М.С. Теоретические проблемы философии. Избранные труды

Часть 1. Москва.Юрайт. 2018. С 56-70

Кирнарская Д.К. «Музыкальное восприятие» М., 2004

Кирнарская Д.К. «Классическая музыка для всех» М.,1998

Кравченко А.И. Социология. Москва. Юрайт, 2014. С. 6 – 12

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.Ростов-на-Дону, 2002

Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. –М.,1972.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.,2000

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1999

Теплов П.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л. 1947

Просмотров работы: 81