В последние годы актуальность профилактики здоровьеразрушающего поведения среди подростков обусловлена социальным заказом на укрепление и сохранение здоровья граждан, а также высоким показателем здоровьеразрушающих факторов, действующих на подростков. Сейчас охрана здоровья является важной социальной задачей, которая реализуется во всех социальных институтах: школах, государственных учреждениях защиты населения, учреждениях дополнительного образования, СМИ и т.д. Одной из важнейших задач и приоритетов страны сегодня является сохранение и развитие физического, психического, социального и духовного здоровья людей, прежде всего детей и молодёжи. Сейчас проблема профилактики здоровьеразрушающего поведения детей и подростков актуально, т.к. численность лиц от 10 до 20 лет в России в последние несколько лет неумолимо снижается [2, с. 97].
Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда. Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (15-17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17лет). Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки - лица в возрасте 10-19 лет. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.
По мнению Римашевской Н., здоровье - это один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Это совокупность положительных показателей физического, психологического и социального благополучия [4, с. 65]. Подростковый возраст считается одним из самых кризисных и сложных в жизни человека с психологической точки зрения, часто встречаются у подростков депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Неустойчивая и слишком гибкая психика может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. Психологическое неблагополучие подростков может навредить не только им самим, но и окружающим. Это очень опасное социальное явление.
Здоровьеразрущающее поведение в широком смысле - это совокупность факторов, которые пагубно влияют на здоровье населения. Физические факторы, такие как экология, болезни, физическое и сексуальное насилие, тяжёлый труд, неправильное питание, химические отравления; социальные явления - низкий уровень здравоохранения, общественное неблагополучие, политическая нестабильная обстановка; психологические фактора - психические заболевания, стресс, психологическое насилие, собственное неблагополучие. Вышеперечисленными факторами список элементов, наносящих вред здоровью организма заканчивать нельзя, он расширяется с каждым годом.
По подходам, социальная профилактика делится на первичную и вторичную профилактику. Первичная профилактика осуществляется с целью упреждения еще не возникшей проблемы. Так, в отношении проблемы пьянства и наркомании первичная профилактика может выглядеть как комплекс мероприятий, направленных на население, еще не имеющего проблемного поведения, связанного с потреблением алкоголя и наркотиков.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогическое, психологическое и социальное влияние.
Вторичная профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих незначительный опыт потребления алкоголя и наркотических веществ. Это могут быть подростки группы риска, социально-неблагополучные семьи. К данной категории относится и медицинская профилактика, которая играет одну из важных ролей в процессе профилактики здоровьеразрушающего поведения подростков. Главной целью здесь является формирование мотивации на изменение поведения.
Медицинская профилактика - вид деятельности службы здравоохранения, в основном первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды [2, с. 54].
Профилактика здоровьеразрушающего поведения среди подростков непосредственно связана с институтом здравоохранения, т.к. затрагиваются вопросы формирования здоровья подрастающего поколения. Она включает в себя не только пропаганду здорового образа жизни в СМИ, общеобразовательных учреждениях, в учреждениях социальной защиты и работы с населением, но и всяческую поддержку здорового поведения. Под здоровым поведением мы понимаем активное занятие спортом, правильное питание, отсутствие вредных привычек, умелое обращение с техникой (в частности мониторами ПК, экранами смартфонов и телевизором), минимизация стресса и регулярная диспансеризация.
жизни помогает продлить жизнь и укрепить здоровье.
В молодёжной среде идеи здорового образа жизни не новы и активно реализуются, однако существуют некоторые причины, по которым реализация данных идей может встретить препятствия: физическая недосягаемость спортивных площадок, ограничения по состоянию здоровья временные ограничения и т.п. Но главной причиной слабой заинтересованности молодёжи в поддержание ЗОЖ - низкое гигиеническое воспитание, которое закладывается ещё в детстве. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости они были способны проявить определенные усилия воли для достижения результатов [3, с. 32].
В подростковом возрасте исправить такое упущение сложно, но при грамотно составленных планах и программах приобщить подростков к физической культуре здоровья можно.
Негативнее обстоят дела с другой стороны физического воспитания, которое имеет огромное влияние на уровень здоровья подростков - половое (сексуальное) воспитание. Данные исследований говорят о том, что средний возраст начала половой жизни варьируется от 11 до 17 лет в зависимости от региона проживания [2, с.67].
Для многих подростков тема секса является одной из самых интересных. Но мало кто из девочек задумывается обо всех последствиях ранней половой жизни. Влечение к противоположному полу - естественное влечение, возникающее и формирующееся в период полового созревания. Однако появление полового влечения не означает, что человеческий организм достиг уже половой зрелости. Подростки плохо осведомлены о наличии заболеваний, передающихся половых путем. Таких инфекций более 40, и для того, чтобы заразиться, достаточно одного полового контакта. И это не только венерические заболевания, но и ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С.
Также ранние половые контакты могут привести к совершенно нежелательной в этом возрасте беременности. Из этой ситуации имеются всего два, причем оба негативных выхода: первый - аборт, второй - ранние роды. Каждый из которых может нести отрицательные последствия для организма подростка.
Сексуальное воспитание - это об отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. Это важная часть становления качественных знаний подростка о своём организме, его особенностях, и возможных последствиях халатного отношения к нему в области сексуальной жизни.
Вопросы полового воспитания очень тесно связаны также с социальными факторами здоровьеразрущающего поведения подростков. Помимо слабой просвещённости в вопросах полового взаимодействия, к данным факторам также относят: низкий уровень здравоохранения, общественное неблагополучие, политическая нестабильная обстановка и т.д. В эту категорию можно отнести любые проявления социальной напряжённости, которые могут негативно сказаться на самочувствие граждан. Есть тонкая грань между социальными и психологическими здоровьеразрушающими факторами, т.к. одни вытекают из других [4, с. 43].
В общем виде социальную профилактику можно представить, как совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума.
Опираясь на психологию пубертатного периода, можно выделить следующие особенности проведения профилактических мероприятий для подростков:
Наглядность
Мультимедийность
Своевременность
Доступный язык
Ориентация на последствия [5]
Проведение профилактических мероприятий с подростками требует не только составления плана или программы, но и грамотного, профессионального подхода к данному вопросу. Необходимо изучить все особенности возрастного периода, их запросы и потребности.
Список литературы:
Бойко, Ю.П. Гражданское общество и здоровье человека / Ю.П. Бойко, М.Е. Путин // Народонаселение. - 2009. - № 1. – С. 34-36
Василенко, Н.Ю. Основы социальной медицины: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 129 с.
Лещинский, В.А. Здоровьесбережение как социально-педагогическая проблема / В.А.Лещинский // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2010.- № 1. – С. 45-49
Римашевская, Н. Здоровье человека - здоровье нации / Н. Ромашевская // Экономические стратегии. - 2006.- № 2. – С. 61-87
Тумаева, Ю.В., Тумаева А.Д. Здоровьесберегательные технологии как профилактика депривации [Текст] / Тумаева Ю.В. // "Студенческий научный форум 2019" (Москва, РАЕ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2017/2451/31531 (дата обращения: 02.12.2019).