Возможности арт–терапии в профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Возможности арт–терапии в профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

Пантюхина Е.В. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин арт–терапия состоит из двух частей: art в переводе с английского языка – искусство; therapy – терапия, лечение. Арт–терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

По мнению А.А.Осиповой, арт–терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности [1].

Арт–терапия возникла в 30–е годы нашего века. Первое применение методов арт–терапии относится к попыткам коррекции эмоционально–личностных проблем детей, вывезенных из фашистских лагерей в США во время второй мировой войны. После этого арт–терапия стала использоваться как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники [2, c.108].

Изначально арт–терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга. Фрейд заметил, что его пациенты часто передают свои сны с помощью изображений, а не слов. Таким образом, художественное самовыражение может являться ключом к психике человека. К. Г. Юнг сделал вывод, что эмоционально беспокоящие образы должны быть извлечены из области бессознательного, поскольку, оставаясь там, они могут оказывать отрицательное воздействие на поведение личности. Искусство облегчает процесс индивидуализации личности, устанавливает баланс между бессознательным и сознательным.

Она основывалась на идее Фрейда о том, что внутреннее "Я" выражается визуально при помощи спонтанного рисования.

А.А. Осипова отмечает, что главная цель арт–терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. А так же выделяет основные цели арт–терапии:

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам(работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2.Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3.Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений [3, c.125].

4.Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5.Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6.Развить чувство внутреннего контроля.Работа над рисунками, картинами предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Л.Д. Лебедева отмечает позитивные феномены использования арт–терапии. Среди которых:

Положительный эмоциональный настрой в группе.
2. Облегчение процесса коммуникации со сверстника­ми, учителем, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способ­ствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

3. Укрепление культурной идентичности ребенка, преодоление языкового барьера, особенно в многонациональных школах.

4. Обращение к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким–либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

5. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет про­работать мысли и эмоции, которые человек при­вык подавлять.

6. Творческое самовыражение, развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

7. Повышение адаптационных способностей человека к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением [4].

8. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.

По мнению К. Тисдейла, задача арт–терапевтической работы — подтолкнуть участников арт–терапевтического процесса учиться на собственном раннее не осознанном опыте. Человек, познавший себя, лучше будет понимать окружающую действительность.

Методы арт–терапии предоставляют возможность:

– выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

– ускорить прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

– интерпретировать и диагностировать работы в процессе терапии.

– работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

– укрепить взаимоотношения между участниками;

– способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

–развивает и усиливает внимание к чувствам;
– усиливает ощущение собственной личностной ценности.

В книге «Арт–терапия в практической психологии и социальной работе» Киселева М.В. выделяет несколько форм арт–терапии:

Активная форма реализуется тогда, когда клиент лично создает предметы творчества: рисунок, история, танец, музыка.

Пассивная форма реализуется в том случае, когда клиент пользуется продуктами творчества, созданными другими: чтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыки.

Смешанная форма реализуется тогда, когда клиент с помощью чьих–то продуктов творчества, создаёт свой.

Важно, что в арт–терапии – для развития личности – имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Активно арт–терапия применяется:

– в индивидуальной, групповой и семейной форме;

– в арт–терапевтических центрах при психиатрических клиниках, консультативные, психотерапевтические, социальные центры и специализированные медицинские центры;

– в общеобразовательных школах, детских садах, в специализированных школах, в домах–интернатах, в центрах детского творчества;

– работе с детьми с ограниченными способностями к обучению, с задержками развития, с эмоциональными проблемами или живущих в тяжелых социальных условиях, с педагогически и психологически запущенными детьми, с детьми, имеющими нарушения в поведении, личностные нарушения или акцентуации характера, с одарёнными детьми, с детьми, проявляющими интерес к художественному творчеству;

– с престарелыми людьми (в домах престарелых, в специализированных центрах)

– с лицами, страдающими различного рода зависимостями (наркотическая, алкогольная и пр.)[5].

В работе с агрессивными подростками важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы, и арт–терапия предоставляет возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Из теории арт–терапии прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы человек не сковывался, вёл себя как можно естественнее.

Существует ряд особенностей арт–терапевтической работы с данной категорией лиц:

– не директивный подход к работе, как правило, малоэффективен;

–не следует ожидать быстрых результатов;

–следует допускать аморфные временные границы арт–терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;

– следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение агрессивных подростков к работе;

– основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции агрессивных подростков, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы агрессивного подростка с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);

– отказываться от четкого обозначения целей работы.

Изначальным, классическим видом арт–терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт–терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества, в связи с этим, появляется все больше новых видов терапии:

– рисование – классический метод арт–терапии, пока что остается самым популярным, доступным;

– музыкотерапия – лечение музыкой, это может быть ее прослушивание, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, постукивания и прочие примитивные приемы, не требующие особых навыков;

– танцевально–двигательная терапия направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца;

–драматерапия – разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций и решение с их помощью проблем, страхов;

–сказкотерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию;

– библиотерапия – лечение книгой, она предназначена для детей школьного возраста;

–игротерапия используется для анализа и лечения психологических проблем;

–цветотерапия или хромотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону с помощью цвета;

– песочная терапия – это игра песком или рисование на нем, она помогает установить контакт с природой, развить мелкую моторику, снять волнение, напряжение, усталость;

–куклотерапия включает в себя изготовление кукол, постановку с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения;

– складывание оригами тоже начали относить к одному из видов арт–терапии, имеющему свойство раскрывать творческие потенциалы, развивать моторику рук[6, с 56].

Анализ современного опыта профилактики агрессивного поведения подростков, показывает полную картину настоящего времени и позволяет сделать вывод о том, что проблема исследования актуальна в наши дни.Рассмотрим несколько программ других регионов по профилактике агрессивного поведения подростков посредством арт–терапии.

Проект «Социально–педагогическая работа по профилактике агрессивного поведения подростков» («Центр социальной помощи семье и детям» Индустриального района г. Ижевска, Удмуртской республики)

Данная программа направлена на развитие целостности личности подростка, и реализуется в 4 этапа, с помощью которых выполняются следующие задачи:

предупреждение и профилактика агрессивного поведения.

выявление причин подростковых отклонений.

социальная реабилитация подростков, у которых в развитии проявляются некие отклонения.

разработка профилактических мероприятий для каждого вида отклоняющегося поведения.

Этапы реализации программы:

Этап 1. Исследование подростков и детей с агрессивным поведением.

Этап 2. Индивидуальная работа с семьей и ребенком.

Этап 3. Профилактика отклоняющегося поведения подростка.

Этап 4. Патронаж семьи группы риска.

В исследовании приняли участие подростки, состоящие на социальном патронаже.

В ходе реализации программы были выявлены основные причины агрессивного поведения:

следование своим импульсам и участие в экстремальных событиях, осуществление действий под влиянием момента.

поспешные действия и выводы о недостатке родительской любви.

обвинение окружающих во всех своих неудачах, в следствие не способности подчинения своей воли.

поиск окружения, в котором можно чувствовать себя свободнее.

чувство неоцененности и поиск условий, через которые можно показать, чего подросток стоит.

проявление грубости, агрессии для того, чтобы скрыть ранимость.

Основной акцент при работе с подростками был сделан на способность раскрытия внутренних ресурсов, самопознания для того, чтобы помочь подростку справится с проблемами в поведении, общении и в дальнейшем социализироваться.

На занятиях подросткам была предоставлена возможность узнать себя в различных ситуациях, обыграть те ситуации, которые его волновали, снять напряжение, решить проблемы, при этом не просто посредством беседы, а с использованием различных психологических методик.

При работе с подростками затруднение возникает в связи с возрастными особенностями ребенка: для него мнение референтной группы важнее, чем чье–либо. Самым сложным становится завоевать авторитет у подростка, а так же наладить его отношения с родителями, что в большинстве случаев сопровождается сопротивлением, как со стороны родителей, так и детей[7, с.108].

Материальные трудности семьи являются одной из основных проблем в семье. Ситуация, когда семья не может позволить достойный уровень жизни, жизни, может подтолкнуть её членов к противоправным действиям, а так же уходу от проблемы путем употребления алкоголя либо уходу из дома.

Все вышеперечисленные проблемы присутствовали в каждой из семей подростков, участвовавших в реализации программы. Задачами специалиста являются поддержка семей, настрой на позитивный исход проблемы, оказание помощи в решении проблем различного характера. Особая задача – научить членов семьи брать на себя ответственность за детей[8].

В результате реализации программы в ряде семей ситуация нормализовалась. Помощь специалистов центра, а так же желание самой семьи наладить ситуацию приводят к сотрудничеству между учреждением и семьей, совместное видение проблемы облегчает ее решение. Члены семьи легко идут га контакт со специалистами, воспринимают центр как структуру, помогающую в решении их проблем. В данных семьях наладились взаимоотношения между ее членами, семьи стали более самостоятельные, сами проявляют инициативу в решении проблем различного характера, а них наблюдается стабильная положительная тенденция. Постепенные улучшения внутрисемейных отношений стимулируют ее к повышению качественного уровня жизни.

С данными семьями ведется работа, направленная на преодоление и разрешение конфликтов, проводится просветительская деятельность по вопросу воспитания детей, проводятся межведомственные рейды, оказывается необходимая социальная помощь.

Проект «Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних» (Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Владивостока «Парус надежды», Приморский край).

В СРЦН «Парус надежды» применяются различные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних. В центре проходят реабилитацию дет из социально незащищенных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, те, кто страдает от семейного насилия и находятся в социально опасном положении.

Специалистами отделения социальной реабилитации проводится диагностическая, оздоровительная, профилактическая и реабилитационная работа, вовлечение детей и подростков в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную и другие виды терапии.

В отделении успешно функционируют и дают положительную динамику личностному развитию детей творческие студии и клубы по интересам :«Соленое тесто», «Волшебство аппликации», «Веселая нотка», «Маленький художник», «Самоделкин», «Диалог», «Мягкая игрушка», «Вышивка», «Конфетти», «Духовное воспитание», «Маленький читатель» [9].

Вся деятельность отделения нацелена на то, чтобы максимально развить ребенка. Поэтому специалисты используют в работе инновационные методы и новые технологии. Такими являются песочная терапия, использование мультимедийных презентаций, внедрение технологии привития любви к чтению[10].

Списокиспользованныхисточников

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]// Нормы. Социальная психология. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_норма(Дата обращения: 26.11.2019).

Арт–терапевтическая помощь детям с особенностями развития / под ред. Л.А. Раимовой. – Казань: Веда, 2012.– 146 с.

Киселева М.В. Арт–терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. –160 с.

Терелянская, Е.В. Художественно–творческие технологии в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.–практ. конф. № 1(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.

Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.

Сельченок, К. В Психология человеческой агрессии / К. В. Сельченек – М., 2013. – 143 с.

Холостова, Е.И. Социальная работа/Е.И. Холостова.–М.: Издательско–торговая корпорация « Дашков и К», 2011.– 860с.

Тупахина, Т. В. Учимся переводить агрессию в позитив. / Т.В. Тупахина// Справочник педагога – психолога. Школа. – 2013.– №7 – С. 58 –68.

Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под ред. профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2–е изд. — М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 752 с. – ISBN 978–5–394–02525–9 – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513854 . (Дата обращения: 28.12.2019).

Энциклопедия социальных практик [Электронный ресурс] / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. – 2–е изд. – М. :Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 660 с. – ISBN 978–5–394–01825–1.Режим доступа:http://znanium.com/bookread2.php?book=430523 . (Дата обращения: 25.12.2019).

Просмотров работы: 136